решение по иску Курбаналиевой Татьяны Яковлевны, Фетисова Андрея Яковлевича, Курбаналиева Сергея Мустафаевича к Администрации г. Улан-Удэ, Министерству строительства и модернизации ЖКК об обязании предоставить жилье на вторичном рынке



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2010 г. Советский районный суд города Улан-Удэ в составе:

Судьи Гончиковой И.Ч.,

при секретаре Ростовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Курбаналиевой Татьяны Яковлевны, Фетисова Андрея Яковлевича, Курбаналиева Сергея Мустафаевича к Администрации г. Улан-Удэ, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ об обязании предоставить жилое помещение на вторичном рынке жилья,

УСТАНОВИЛ:

Курбаналиева Т.Я., Фетисов А.Я., Курбаналиев С.М. обратились в Советский районный суд с иском к Администрации г. Улан-Удэ, Министерству строительства и модернизации ЖКХ РБ об обязании предоставить жилые помещения на вторичном рынке жилья.

В исковом заявлении указали о том, что дома, в которых они проживают – Курбаналиева Т.Я. по адресу: ..., ..., ..., ..., Фетисов А.Я. и Курбаналиев С.М. по адресу: ..., ..., ..., ..., попали в программу по переселению из аварийного жилья. При этом, на проведенном с жильцами данных домом собрании им пояснили, что их переселят в полностью готовые для проживания квартиры, будет организован переезд – предоставлен автотранспорт и грузчики, также было обещано участие жильцов в планировке квартир. В феврале 2010 г. им показали квартиры, в которые предполагался их переезд, расположенные в 110 квартале г. Улан-Удэ, от которых они отказались, т.к. жить в них не представляется возможным. При этом, им пояснили, что предоставление других квартир невозможно из-за отсутствия денежных средств. Между тем Администрация г. Улан-Удэ начинает ухудшать условия их проживания, в июне 2010 г. начался частичный разбор освободившихся квартир. Из Администрации Октябрьского района получили ответ о том, что земельный участок под жилыми домами, в которых расположены принадлежащие им квартиры подлежит изъятию для муниципальных нужд согласно постановления Администрации г. Улан-Удэ от 07.04.2010 г. № 142. Поскольку жить в полуразобранных домах не представляется возможным, просят обязать Администрацию г. Улан-Удэ и Министерство строительство и модернизации ЖКХ РБ предоставить для собственником квартир жилье на вторичном рынке с оформлением права собственности, для нанимателей жилых помещений - по договорам социального найма.

В судебном заседании истцы исковые требования поддержали и суду пояснили, что Курбаналиева Т.Я. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ...7, Фетисов А.Я. и Курбаналиев С.М. собственниками жилого помещения по адресу: ..., ...10, при этом у Фетисова А.Я. доля в праве – 3/7, у Курбаналиева С.М. – 3/7. Пояснили, что указание в исковом заявлении о предоставлении нанимателям жилых помещений жилья по договорам социального найма указано ошибочно. Также пояснили суду, что решения о переселении их в квартиры, от которых они отказались – в 110 квартале, не имеется. Жилье, которое было им предложено для переселения не пригодно для проживания, т.к. дом, в котором расположены эти квартиры находится в отдаленном квартале с отсутствием какой-либо инфраструктуры- нет парковки, дороги, остановки общественного транспорта, дом построен рядом с каркасом заброшенной стройки. Жилая площадь квартир меньше площади вспомогательных помещений, планировка производилась «как придется», в связи с чем жилые комнаты очень маленькие по размеру, квартиры имеют низкое качество – сантехника не закреплена, по стенам трещины, линолеум уложен плохо, невозможно поставить вторую дверь. Таким образом, потребительские свойства квартир неравноценны. Просят обязать ответчиков предоставить им благоустроенное жилое помещение, равнозначное по жилой площади, площади вспомогательных помещений и количеству комнат на вторичном рынке жилья в соответствии с п. 7 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ.

Представитель Администрации г. Улан-Удэ Иванова В.М. суду пояснила, что в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, не предусмотрена обязанность государственных либо муниципальных органов предоставлять собственникам жилых помещений, расположенных в домах, признанных аварийными либо непригодными для проживания на вторичном рынке. Другое жилое помещение может быть предоставлено только по соглашению с собственниками жилых помещений, в случае, если такого соглашения не достигнуто, жилые помещения подлежат выкупу. Также пояснила, что жилые дома, в которых расположены принадлежащие истцам квартиры, включены в Республиканскую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда РБ», которая имеет специальное финансирование, которое предусматривает приобретение и передачу в муниципальную собственность жилых помещений для последующего предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда. Полагала, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Министерство строительства и модернизации ЖКХ РБ. В связи с этим, просила удовлетворении заявленных требований к Администрации г. Улан-Удэ отказать.

Представитель Министерства строительства и модернизации ЖКХ РБ в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела ответчика извещен надлежащим образом.

В предыдущем судебном заседании представитель данного ответчика Лисова А.А. просила отказать в иске, при этом пояснила, что у Министерства строительства и модернизации ЖКХ отсутствуют предусмотренные законом полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в домах, признанных аварийными постановлениями Администрации г. Улан-Удэ от 16 апреля 2009 г. : № 483-р дом № 80 по ..., Номер обезличенр – дом Номер обезличен по ... ....

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального комплекса» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Пунктом 3 статьи 2 данного федерального закона № 185-ФЗ предусматривает под переселением граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством предусмотрена и п. 3 ст. 16 федерального закона № 185-ФЗ.

В соответствии со ст. 32 п.10 Жилищного Кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Предусмотренный частями 1-3, 5-9 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ изъятия жилых помещений предусматривает выкуп жилых помещений. При этом, частью 8 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что собственнику жилого помещения может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с ним.

Таким образом, Жилищный кодекс РФ предусматривает два возможных способа переселения граждан из аварийного жилищного фонда - выкуп помещения у собственника и предоставление другого благоустроенного помещения по договору социального найма нанимателю.

Пунктом 3 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Как следует из пояснений истцов соглашения с ответчиками о предоставлении другого жилого помещения, взамен изымаемого не достигнуто.

Между тем, ни Федеральным законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального комплекса», ни нормами Жилищного Кодекса РФ не предусмотрена обязанность государственных и муниципальных органов по предоставлению гражданам, переселяемым из аварийного жилого фонда, благоустроенного жилья на вторичном рынке.

В связи с этим, требования истцов об обязании Администрации г. Улан-Удэ и Министерства строительства и модернизации ЖКХ РБ о предоставлении благоустроенного жилья на вторичном рынке суд находит не основанными на законе, в связи с чем они не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Курбаналиевой Татьяны Яковлевны, Фетисова Андрея Яковлевича, Курбаналиева Сергея Мустафаевича отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней через Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья: Гончикова И.Ч.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200