РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 октября 2010г. Дело №2-2399/10
Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Бадмаева Д.Н.
при секретаре Шоноевой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Улан–Удэ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО городской округ «город Улан – Удэ» об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, устранении нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции и ремонте пешеходных тротуаров,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г.Улан–Удэ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО городской округ «Город Улан–Удэ» об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, устранении нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции и ремонте пешеходных тротуаров.
Определением суда от 20.09.2010г. к участию по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Российский общественный фонд инвалидов-колясочников "Общество без барьеров".
В судебном заседании представитель истца Хаджаева Ю.А., действующая на основании доверенности, требования иска, а также доводы, содержащиеся в нем, поддержала в полном объеме. Просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика по доверенности Аюшеева Д.Н. с иском не согласилась, ссылаясь на то, что требование истца о понуждении обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры предъявлено к Администрации г.Улан-Удэ необоснованно, поскольку ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что предусмотренные указанным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. Положения ст.12 ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", на которые ссылается истец, применяются при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов. Строительство объектов, указанных в иске, осуществлялось различными подрядными организациями, по заданию разных заказчиков посредством заключения муниципальных контрактов, имеющих разные предметы контрактов. Администрация г.Улан-Удэ заказчиком по объектам, указанным в иске, не является, строительство по этим объектам не производила. Кроме того, Администрация г.Улан-Удэ, как исполнительно-распорядительный орган городского округа «Город Улан-Удэ», является самостоятельным юридическим лицом - бюджетным учреждением и от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. В целях реализации своих полномочий Администрация г.Улан-Удэ учреждает и создает территориальные и отраслевые структурные подразделения - администрации районов города, аппарат, комитеты, управления. Так, распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 04.08.2009г. №1059-р в оперативное управление МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» и МУ «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» переданы автомобильные дороги местного значения в границах городского округа «Город Улан-Удэ» для организации работ по их содержанию. Вследствие чего, Администрация города в данном случае не является надлежащим ответчиком. Просила в исковых требованиях отказать.
Представитель третьего лица по доверенности Горбатых Г.А., будучи извещенной надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в адресованном суду письменном заявлении в случае неявки просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, по правилам ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, настоящий Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Российской Федерации от 7 декабря 1996г. №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и ввести в действие до 1 июля 1997г. региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры; возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 24 мая 2010г. №185 утверждена Республиканская целевая программа "Доступная среда" на 2010 - 2017 годы, государственным заказчиком –координатором которой является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. К числу основных задач Программы относится организация беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Объемы и источники финансирования Программы –федеральный бюджет, республиканский бюджет, местные бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. В частности, технико-экономическое обоснование мероприятий Программы предусматривает устройство пешеходных переходов через автомобильные дороги и при пересечении тротуаров в соответствии с требованиями безбарьерной среды при реконструкции улично-дорожной сети городов и других населенных пунктов.
Обращаясь в суд с настоящим иском, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор, в обоснование своих требований, ссылаясь на требования ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.12 ФЗ «Технический регламент..», ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст.5 Устава городского округа "город Улан-Удэ", а также требования санитарных норм и правил, указывает на неисполнение ответчиком Администрацией МО городской округ «Город Улан–Удэ» публичной обязанности по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, ссылаясь на то, что применительно к объектам, находящимся в муниципальной собственности, такая обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Кроме того, прокурор в иске указывает на невыполнение ответчиком требований и норм при строительстве, реконструкции и ремонте тротуаров по ул.Балтахинова, Куйбышева, Смолина, Кабанская, Ербанова и автомобильной развязки через протоку «Степная».
В соответствии с п.5 ч.1 ст.15, п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа.
Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Российской Федерации» от 08.11.2007г. №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 3 части 1 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями, в том числе, создания муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно п.п.5, 27 ст.5 Устава городского округа "город Улан-Удэ" к вопросам местного значения г.Улан-Удэ относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки; утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа.
В целях осуществления управленческих функций в областях строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, строительной индустрии, дорожного хозяйства г.Улан-Удэ и относящихся к нему объектов искусственных сооружений и координации деятельности в этой сфере территориальных и иных отраслевых органов на территории муниципального образования - г.Улан-Удэ создан Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ (далее- Комитет по строительству), который является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ и юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учредителем Комитета является Администрация г.Улан-Удэ, место нахождения Комитета: Российская Федерация, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 16. Согласно п.3.1 Положения о Муниципальном учреждении «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ», утвержденному постановлением Администрации г. Улан-Удэ №454 от 15.10.2009г., Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: исполняет функции главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых по статье "капитальные вложения" на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов городского заказа; организует работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа "город Улан-Удэ"; организует работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа "город Улан-Удэ", в части устранения дефектов, деформаций, повреждений, нанесения дорожной разметки автомобильных дорог и диагностики, паспортизации, технического надзора при содержании автомобильных дорог, к работам по установке знаков; исполняет в установленном порядке функции муниципального заказчика по разработке и реализации муниципальных целевых программ и мероприятий в областях капитального строительства, стройиндустрии, по развитию улично-дорожной сети и искусственных сооружений; оформляет разрешительную документацию для производства земляных, строительных, ремонтных и других работ в сфере дорожного хозяйства. В ведении Комитета находятся муниципальные учреждения, а также иные организации, в которых участвует муниципальное образование - г.Улан-Удэ, в областях строительства, архитектуры и градостроительства, производства строительных материалов, конструкций и деталей, дорожного хозяйства (п.5.10 Положения).
В целях осуществления управленческих функций в области дорожного хозяйства создан Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, который также является структурным подразделением Администрации г.Улан-Удэ и самостоятельным юридическим лицом, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. Разработка мероприятий и организация работ по содержанию автомобильных дорог местного значения относится к числу основных задач Комитет. Согласно п.3.1 Положения о Муниципальном учреждении «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ», утвержденному постановлением Администрации г. Улан-Удэ №134 от 31.03.2010г., Комитет в соответствии с возложенными на него задачами исполняет функции главного распорядителя бюджетных средств; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением и реализацией действующих нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, осуществляет в установленном порядке функции муниципального заказчика по разработке и реализации соответствующих муниципальных целевых программ по капитальному ремонту, благоустройству. В ведении Комитета находятся муниципальные унитарные предприятия и муниципальные автономные учреждения, а также организации в сфере жилищно-коммунального хозяйства с долей участия муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ" (п.3.3 Положения).
Распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 04.08.2009г. №1059-р для решения вопросов местного значения городского округа, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильные дороги местного значения в границах городского округа "город Улан-Удэ" для организации их содержания переданы в оперативное управление МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ», а также МУ «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» в виде дополнения к основным задачам Комитета - организация ремонта автомобильных дорог местного значения, включая работы, необходимые для устранения дефектов, деформаций, повреждений, ухода за разметкой автомобильных дорог и диагностики, паспортизации, технического надзора при содержании автомобильных дорог.
Как следует из представленных документов и установлено в судебном заседании, работы по строительству, реконструкции и ремонту пешеходных тротуаров по указанным в иске городским улицам и строительству автомобильной развязки через протоку «Степная» велись на основании муниципальных контрактов от 08.07.2007г. и 31.08.2009г. и договоров подряда от 15.06.2009г., 01.12.2009г., 15.06.2009г., 01.12.2009г., 28.03.2002г., в которых заказчиками указаны МУ «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ», МАУ «Комбинат по благоустройству Советского района», МУП «Улан-Удэстройзаказчик», а подрядчиками - ОАО «Промстроймеханизация», ООО «СМАГ», ОАО «Мостоотряд №34».
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Администрация МО городской округ «Город Улан–Удэ» является ненадлежащим ответчиком, поскольку создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входит в круг обязанностей не только органов местного самоуправления, но и Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций, независимо от их организационно-правовых форм. Кроме того, по требованию об устранении нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции и ремонте пешеходных тротуаров и автомобильной развязки, Администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом городского округа «Город Улан-Удэ», также не может являться надлежащим ответчиком, поскольку в установленном законом порядке в целях решения вопросов местного значения, в частности, в целях осуществления управленческих функций в области дорожного хозяйства г.Улан-Удэ, ответчиком созданы вышеназванные структурные подразделения, которые являются самостоятельными юридическими лицами и исполняют функции главных распорядителей бюджетных средств, организуют работы по строительству, ремонту и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа "город Улан-Удэ", переданных им в оперативное управление, исполняют функции муниципального заказчика по соответствующим видам работ в области дорожного хозяйства.
В соответствии со ст.41 ГПК РФ суд может произвести замену ненадлежащего ответчика надлежащим только по ходатайству или с согласия истца. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Поскольку в судебном разбирательстве сторона истца не дала принципиальное согласие на замену ненадлежащего ответчика надлежащими ответчиками –Российской Федерацией, подрядчиками муниципальных контрактов, вышеуказанными Комитетами, о чем ходатайствовала представитель Аюшеева Д.Н. и в чем ей было отказано ввиду отсутствия согласия истца, суд считает необходимым по вышеизложенным основаниям в иске отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Прокурора Советского района г.Улан-Удэ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО городской округ «город Улан–Удэ» отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Бурятия через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Д.Н. Бадмаева
...
...
...
...