решение по исковому заявлению прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о понуждении организовать своевременный вывоз и очистку контейнеров



Гр. дело №

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 ноября 2010 года гор.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Богданова И.Ю.

при секретаре Бардунаевой А.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района гор.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Улан-Удэ об уборке территории п.Тулунжа Советского района г.Улан-Удэ от мусора, обеспечению своевременного вывоза и очистки контейнера (мусорного бокса) от ТБО и ЖБО, обязании оборудовать специальную площадку для размещения мусоросборника

у с т а н о в и л:

Прокурор Советского района г.Улан-Удэ обратился в Советский районный суд г.Улан-Удэ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации г.Улан-Удэ, в котором просил: обязать органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» организовать деятельность по принятию исчерпывающих мер по уборке территории п.Тулунжа г.Улан-Удэ от бытовых отходов и мусора; обязать указанные органы организовать своевременный и регулярный вывоз мусора (не реже 3 раз в неделю) с указанного контейнера, к оборудованию специальной площадки для размещения мусоросборника с водонепроницаемым покрытием.

Определением суда от 27.08.2010г. производство по делу в части обязания органов местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» организовать своевременный и регулярный вывоз мусора (не реже 3 раз в неделю) с указанного контейнера, к оборудованию специальной площадки для размещения мусоросборника с водонепроницаемым покрытием (п.2 исковых требований) прекращено в связи с отказом представителя истца от иска в указанной части.

Решением суда от 27 августа 2010 года требования истца удовлетворены, ответчик обязан организовать деятельность по принятию исчерпывающих мер по уборке территории п.Тулунжа г.Улан-Удэ от бытовых отходов и мусора.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 4 октября 2010 года решение суда оставлено без изменения, а определение суда о прекращении производства по делу в связи с отказом истца от требований, отменено в части требований истца об обязании ответчика оборудовать специальную площадку для размещения мусоросборника с водонепроницаемым покрытием

В судебном заседании представитель истца Хаджаева Ю.А. на требованиях настаивала, просила суд обязать ответчика оборудовать специальную площадку под имеющийся в пос.Тулунжа мусоросборник, пояснив, что контейнер в пос. Тулунжа был установлен по указанию администрации Советского района гор.Улан-Удэ, комбинатом по благоустройству по Советскому району из указанного контейнера вывозится мусор. Однако, площадка под контейнером, как то установлено санитарно-эпидемиологическими требованиями, не оборудована. В связи с указанным полагала, что ответчик обязан принять меры к оборудованию такой площадки.

Представитель ответчика по доверенности Адактуева С.П., требования истца не признала, просила отказать в удовлетворении требований, пояснив, что оборудованием площадки под существующим контейнером должны заниматься управляющие компании, с которыми граждане, проживающие в пос.Тулунжа, обязаны заключить договор на сбор и вывоз мусора от их домов. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления оборудовать контейнерные площадки. Нормативно-правовое регулирование и исполнительно-распорядительную деятельность Администрация г.Улан-Удэ надлежащим образом исполняет в том числе и в области организации по сбору и вывозу мусора. Считает, что требование прокурора не основано на нормах действующего законодательства, является необоснованным, потому подлежащим оставлению без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В судебном заседании установлено, что 28 июня 2010 года прокуратурой района в рамках осуществления надзора за соблюдением природоохранного законодательства по поступившему обращению жителя п.Тулунжа В. совместно со специалистом Управления Роспотребнадзора РФ по РБ и инспектором Республиканской службы по охране, контролю и регулированию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзора) проведена внеплановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления на территории Советского района г.Улан-Удэ путем комиссионного объезда п.Тулунжа. В ходе проверки установлено повсеместное захламление отходами потребления улиц п.Тулунжа, а именно, ул.Юбилейная, ул.Кооперативная, ул.40 лет Победы и ул.Алтачейская, несвоевременный вывоз мусора с имеющегося контейнера, установленного рядом с домом №2 по ул.Кооперативная и отсутствие под указанным контейнером специальной площадки с водонепроницаемым покрытием.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования «город Улан-Удэ», в том числе, населения, проживающего в вышеназванном поселке в индивидуальных частных домах, в частности, право граждан на благоприятную окружающую среду. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.21 вышеназванного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом 3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.13 «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации..

Пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21 апреля 2010г. № 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ (далее - Правила).

В соответствии с п.п.1.5, 1.7, 28.1 действующих в настоящее время Правил, общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г.Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов, методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, структурными подразделениями Администрации г.Улан-Удэ, уполномоченными в соответствии с действующими нормативными правовыми актами осуществлять контроль за созданием, содержанием, ремонтом и использованием объектов санитарной очистки и уборки.

Таким образом, оценив в совокупности приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что именно ответчик обязан принять надлежащие, необходимые и достаточные меры к организации очистки территории города Улан-Удэ. В том числе и меры по оборудованию специальной площадки под имеющимся в пос.Тулунжа в гор.Улан-Удэ контейнером, поскольку названный контейнер находится в пределах городского округа.

Согласно требованиям пункта 2.1.3. санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988г. N4690-88 - на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Тот факт, что контейнер установлен в пос.Тулунжа по указанию и с ведома администрации Советского района гор.Улан-Удэ и из указанного контейнера органами местного самоуправления в лице комбината по благоустройству Администрации Советского района гор.Улан-Удэ вывозится мусор, судом установлен.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчик обязан оборудовать специальную площадку для размещения мусоросборника с водонепроницаемым покрытием.

Судом обсужден довод представителя ответчика, что администрация г.Улан-Удэ не должна обустраивать площадку, т.к. в ее обязанности это входит. Суд полагает, что экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом (ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по оборудованию мест сбора мусора, соответствующих санитарным правилам.

Также не принимаются судом во внимание доводы ответчика о том, что законом возложена обязанность на физических лиц по сбору и вывозу бытовых отходов с территории частного сектора г.Улан-Удэ, в том числе посредством заключения договоров с организациями на сбор и вывоз отходов. Суд считает, что отсутствие у физических лиц договоров с организациями, осуществляющими сбор и вывозов отходов, не освобождает Администрацию от соблюдения требований законодательства, возложенных на нее, и не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности принимать меры к организации очистки городской территории.

Таким образом, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковое требование прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Советского района гор. Улан-Удэ удовлетворить.

Обязать органы местного самоуправления муниципального образования «Городской округ город Улан-Удэ» оборудовать специальную площадку с водонепроницаемым покрытием для размещения мусоросборника в пос.Тулунжа гор.Улан-Удэ до 1 июня 2011 года

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ в течение 10 дней

<данные изъяты>

Судья: И.Ю.Богданова

<данные изъяты>

<данные изъяты>0

-32300: transport error - HTTP status code was not 200