решение по иску прокурора Советского района к администрации Улан-Удэ о понуждении организовать своевременный вывоз мусора



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 августа 2010г. Дело Номер обезличен

Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Бадмаева Д.Н.

при секретаре Шоноевой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г.Улан-Удэ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Улан-Удэ об уборке территории п.Тулунжа Советского района г.Улан-Удэ от мусора, обеспечению своевременного вывоза и очистки контейнера (мусорного бокса) от ТБО и ЖБО,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г.Улан-Удэ обратился в Советский районный суд г.Улан-Удэ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации г.Улан-Удэ, в котором просил: 1. обязать органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» организовать деятельность по принятию исчерпывающих мер по уборке территории п.Тулунжа г.Улан-Удэ от бытовых отходов и мусора; 2. обязать указанные органы организовать своевременный и регулярный вывоз мусора (не реже 3 раз в неделю) с указанного контейнера, к оборудованию специальной площадки для размещения мусоросборника с водонепроницаемым покрытием.

Определением суда от 27.08.2010г. производство по делу в части обязания органов местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» организовать своевременный и регулярный вывоз мусора (не реже 3 раз в неделю) с указанного контейнера, к оборудованию специальной площадки для размещения мусоросборника с водонепроницаемым покрытием (п.2 исковых требований) прекращено в связи с отказом представителя истца от иска в указанной части.

В судебном заседании представитель Прокуратуры Советского района г.Улан-Удэ Хаджаева Ю.А., действующая на основании доверенности, оставшееся требование иска, а также доводы, содержащиеся в исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Просила удовлетворить иск.

Представитель ответчика по доверенности Адактуева С.П. возражала против удовлетворения искового требования прокурора, ссылаясь на то, что ст.16 ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" не предусматривает обязанность органов местного самоуправления непосредственно вывозить мусор от жителей домов, организация сбора и вывоза отходов подразумевает нормативно-правовое регулирование и исполнительно-распорядительную деятельность. Администрация г.Улан-Удэ надлежащим образом исполняет указанные обязанности. В частности, приняты Правила по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденные решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21 апреля 2010г. № 280-21, созданы муниципальные автономные учреждения –Комбинаты по благоустройству во всех трех районах города, строятся два мусоросортировочные станции, имеется полигон для приема бытовых отходов, расположенный в пос.Вахмистрово. Кроме того, прокурором не представлено доказательств ненадлежащего исполнения Администрацией своих полномочий. Законом РБ «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» от 09.03.2010г. №1254-IV обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов возложена на физических лиц, путем самостоятельного вывоза либо на основании заключенного договора с организацией. Считает, что требование прокурора не основано на нормах действующего законодательства, является необоснованным, потому подлежащим оставлению без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения оставшейся части исковых требований, исходя из следующего.

В судебном заседании установлено, что 28 июня 2010г. прокуратурой района в рамках осуществления надзора за соблюдением природоохранного законодательства по поступившему обращению жителя п.Тулунжа ФИО3 совместно со специалистом Управления Роспотребнадзора РФ по РБ и инспектором Республиканской службы по охране, контролю и регулированию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзора) проведена внеплановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления на территории Советского района г.Улан-Удэ путем комиссионного объезда п.Тулунжа. В ходе проверки, в том числе, установлено повсеместное захламление отходами потребления улиц п.Тулунжа, а именно, ул.Юбилейная, ул.Кооперативная, ул.40 лет Победы и ул.Алтачейская, несвоевременный вывоз мусора с имеющегося контейнера, установленного рядом с домом №2 по ул.Кооперативная.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования «город Улан-Удэ», в том числе, населения, проживающего в вышеназванном поселке в индивидуальных частных домах, в частности, право граждан на благоприятную окружающую среду. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом первым ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Закона, пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.21 вышеназванного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В силу ст.22 этого же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.13 вышеназванного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21 апреля 2010г. № 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ (далее - Правила).

В соответствии с п.п.1.5, 1.7, 28.1 действующих в настоящее время Правил, общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г.Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов, методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, структурными подразделениями Администрации г.Улан-Удэ, уполномоченными в соответствии с действующими нормативными правовыми актами осуществлять контроль за созданием, содержанием, ремонтом и использованием объектов санитарной очистки и уборки.

Согласно требованиям санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988г. N4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на территории поселка Тулунжа не организован надлежащим образом процесс регулярной очистки территории от бытовых отходов и мусора в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, в достаточной мере, необходимой для соответствующего санитарного содержания территории и поддержания чистоты и порядка, что по существу нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, что администрацией г.Улан-Удэ надлежащим образом исполняются обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, приняты для этого меры в виде создания трех муниципальных автономных учреждений «Комбинаты по благоустройству», осуществляющих вывоз мусора с территории трех районов, начавшегося строительства мусоросортировочных станций, возведения полигона в пос.Вахмистрово для приема бытовых отходов, принятия Правил по благоустройству. Само по себе создание учреждений, на которые возложены функции по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов от населения, возведение полигона для мусора, принятие Правил по благоустройству, не свидетельствуют о том, что ответчик надлежащим образом при установленных выше обстоятельствах соблюдает исполнение действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, природоохранного законодательства.

Судом не принимаются во внимание доводы представителя ответчика о том, что в соответствии с действующим законодательством на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по непосредственному вывозу мусора от жителей домов, организация сбора и вывоза отходов подразумевает нормативно-правовое регулирование и исполнительно-распорядительную деятельность.

Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.

Доводы представителя ответчика со ссылкой на нормы Закона РБ 09.03.2010г. №1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» о том, что указанный Закон возлагает на физических лиц обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов самостоятельно, либо на основании заключенного договора с организацией на сбор и вывоз отходов, суд находит не состоятельными. Отсутствие у физических лиц договоров с организациями, осуществляющими сбор и вывозов отходов, не освобождает Администрацию от соблюдения требований законодательства, возложенных на него, и не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности принимать меры к организации очистки городской территории. Факт наличия установленного при проведении выездной проверки повсеместного захламления отходами потребления ряда улиц пос.Тулунжа лишь однозначно свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны Администрации г.Улан-Удэ за качеством проводимых работ и координации работ по благоустройству, санитарному содержанию, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка на территории пос.Тулунжа г.Улан-Удэ.

Таким образом, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковое требование прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование Прокурора Советского района г.Улан-Удэ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать органы местного самоуправления муниципального образования «Городской округ город Улан-Удэ» организовать деятельность по принятию исчерпывающих мер по уборке территории п.Тулунжа г.Улан-Удэ от бытовых отходов и мусора.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Бурятия через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья Д.Н. Бадмаева

...

...

...

...

-32300: transport error - HTTP status code was not 200