Дело № 2-3143/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2010 г. Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе:
судьи Гончиковой И.Ч.,
с участием прокурора Хаджаевой Ю.А.,
при секретаре Ростовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анзанова ФИО14 к Министерству Внутренних Дел по Республике Бурятия о восстановлении на службе, оплате дней вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛ:
Анзанов Ч.Ц. уволен из органов внутренних дел приказом по МВД по РБ от 22 сентября 2010 г. № 1439л/с с должности оперуполномоченного отделения по борьбе с преступлениями против личности отдела уголовного розыска отдела внутренних дел по Заиграевскому району Республики Бурятия п. «О» ч. 6 ст. 19 Закона «О милиции» (в связи с призывом на военную службу) с 23 сентября 2010 г. Основанием увольнения в приказе указано уведомление Военного комиссариата Республики Бурятия по Заиграевскому району № 2/1173 от 20.09.2010 г., представление к увольнению от 22.09.2010 г.
Не согласившись с увольнением Анзанов Ч.Ц. обратился в Советский районный суд с иском к МВД по РБ, в котором просит восстановить его на службе. В исковом заявлении указал о том, что до увольнения на него оказывалось психологическое воздействие со стороны руководства Заиграевского РОВД с целью увольнения его из органов внутренних дел по собственному желанию. Также указывает о том, что был уволен в период нетрудоспособности. Полагает, что уволен незаконно.
В судебном заседании Анзанов Ч.Ц., его представитель Пестерев Н.И., действующий на основании представленного ордера, исковые требования поддержали. Суду пояснили о том, что 7 сентября 2010 г. в Онохойском отделении милиции Заиграевского РОВД, где Анзанов Ч.Ц. проходил службу произошло происшествие – в кабинете оперуполномоченных, где в то время находились сотрудники милиции Афанасьев И.С., Демидов Ю.Д., Анзанов Ч.Ц. умер гражданин, доставленный как подозреваемый в совершении кражи. По факту смерти данного гражданина заведено уголовное дело. После этого, на указанных сотрудников милиции, в том числе и на Анзанова Ч.Ц. было оказано психологическое воздействие с целью их увольнения. Несмотря на то, что официальной причиной увольнения явился призыв на воинскую службу, полагают, что увольнение непосредственно связано с произошедшим, поскольку несмотря на увольнение из органов внутренних дел Анзанов Ч.Ц. не был призван в ряды Российской Армии. Таким образом, указанная причина явилась только поводом к увольнению, т.к. его не призывали в весенний призыв, вместе с ним не призвали других сотрудников, которые также могут быть призваны. Просили учесть, что Анзанов Ч.Ц. был уволен в период нетрудоспособности, что незаконно. Также просили учесть, что Анзанов Ч.Ц. не подвергается уголовному преследованию, не является подозреваемым, обвиняемым по уголовному делу, подлежит призыву на срочную службу, однако, на службу не призван. Все это свидетельствует о незаконности его увольнения. Кроме того, просили учесть, что Анзанов Ч.Ц. прописан в Кижингинском районе Республики, в связи с чем мог быть призван в армию только Кижингинским райвоенкоматом. Также пояснили, что Анзанов работал в Заиграевском РОВД с августа 2008 г. и фактически проживал на территории Заиграевского района, однако, не был зарегистрирован по месту жительства и по месту пребывания. На воинский учет по месту фактического жительства не встал, так как не знал о такой обязанности.
Анзанов Ч.Ц. также суду пояснил, что в армии не служил, обстоятельств, исключающих его службу в армии нет, не отрицает того, что должен проходить срочную службу в армии. Однако, полагал, что увольнение связано с оказанным на него давлением со стороны руководства Заиграевского РОВД, которое, как он полагает, инициировало направление требования о призыве. Просил удовлетворить заявленные требования, восстановить на службе, оплатить дни вынужденного прогула.
Представители МВД по РБ Балсахаева С.Г., Шалаев В.В., действующие на основании представленных доверенностей, исковые требования не признали и суду пояснили, что требование Военного комиссариата РБ о призыве работника на воинскую службу является обязательным для работодателя. Поступление такого требования является основанием для увольнения работника и прекращения трудовых правоотношений. Нетрудоспособность работника в данном случае не является обстоятельством, имеющим значение для дела, поскольку он уволен не по инициативе работодателя, а по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. То обстоятельство, что истец до сих пор не призван на воинскую службу не является основанием для вывода о незаконности увольнения, поскольку вопросы призыва на воинскую службу не отнесены к компетенции Министерства внутренних дел. Происшествие, имевшее место с Онохойском отделении Заиграевского РОВД с увольнением не связано, Анзанов Ч.Ц. является лицом, подлежащим призыву на воинскую службу. В связи с этим, просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Свидетель ФИО9 суду пояснил, что проходит службу в должности начальника отделения мобилизации предназначения подготовки отдела военного комиссариата РБ по Заиграевскому району. Требование об увольнении Анзанова Ч.Ц. из органов внутренних дел в связи с призывом на срочную службу подписано им, поскольку в это время он исполнял обязанности комиссара в его отсутствие. Сотрудники МВД, которые не имеют высшего образования подлежат призыву в армию. Было выяснено, что два сотрудника в Онохойском отделении милиции не имеют высшего образования и подлежат призыву в армию. Им, в том числе Анзанову Ч.Ц., были вручены повестки. Потом пришел сторожевой листок из Следственного Управления Следственного комитета Прокуратуры РБ о том, что ведется расследование уголовного дела, указанный гражданин подозревается в совершении преступления, в связи с чем не подлежит призыву. В связи с этим, работу с ним по призыву в армию была прекращена. После того, как поступят сведения о прекращении в отношении уголовного преследования, Анзанов Ч.Ц. будет призван в армию. Никакого давления со стороны руководства Заиграевского РОВД по призыву Анзанова Ч.Ц. на срочную службу не было. Призыв новобранцев на срочную службу является обязанностью работников военного комиссариата.
Свидетель ФИО10 суду пояснил, что проходит службу в должности начальника отделения призыва и контракта отдела Военного комиссариата по Заиграевскому району с 01.04.2009г. Пояснил о том, что граждане, выехавшие на из места проживания в другой район либо регион на срок более трех месяцев обязаны сняться с воинского учета и встать на учет по месту фактического проживания. Им было установлено, что гр-н Анзанов Ч.Ц. проживает на территории Заиграевского района более трех месяцев, однако, не состоит на воинском учете. Поскольку оснований полагать, что у Анзанова Ч.Ц. имеются основания для отсрочки либо о том, что он не подлежит призыву, не имелось, указанный гражданин подлежал призыву в армию в связи с началом призывной кампании. Поскольку он был выявлен на территории Заиграевского района, нарушений в том, что он был призван в армию Заиграевским райвоенкоматом не имеется.
Суд, выслушав истца, его представителя, представителей МВД по РБ, допросив свидетелей, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано, приходит к следующему.
Анзанов Ч.Ц. проходил службу в милиции в должности оперуполномоченного отделения по борьбе с преступлениями против личности отдела уголовного розыска отдела внутренних дел по Заиграевскому району.
Перечень оснований к увольнению сотрудников органов внутренних дел предусмотрен ст. 19 Закона «О милиции».
Пунктом «О» ч. 7 ст. 19 Закона «О милиции» предусмотрено основание для увольнения – увольнение в связи с призывом на военную службу.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Порядок призыва граждан на военную службу предусмотрен Федеральным Законом от 28марта1998года N53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии со ст. 1, которого прохождение военной службы по призыву является обязанностью граждан Российской Федерации.
Статьей 4 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность руководителей организаций оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов, обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов.
Неисполнение указанной обязанности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.21.2 КоАП РФ.
Увольнение работника в связи с призывом на военную службу в соответствии со ст. 83 Трудового кодекса РФ является увольнением, не зависящим от воли сторон.
В судебном заседании установлено, что 20 сентября 2010 г. в Заиграевское РОВД из отдела Военного комиссариата Республики Бурятия по Заиграевскому району поступило требование об увольнении сотрудника ОВД по Заиграевскому району Анзанова Ч.Ц., в связи с призывом на военную службу и началом призыва граждан на военную службу с 1 октября 2010 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1191
В ходе рассмотрения дела истец пояснял о том, что ему известно об обязанности военной службы и отсутствии обстоятельств, исключающих военную службу, либо дающих право на отсрочку.
При указанных обстоятельствах, оснований для признания приказа Министерства внутренних дел по Республике Бурятия об увольнении Анзанова Ч.Ц. из органов внутренних дел по пункту «О» ст. 19 Закона «О милиции» не соответствующим закону, не имеется.
Доводы истца и его представителя о незаконности увольнения в связи с тем, что истец до настоящего времени не призван на военную службу, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» обязанность по осуществлению мероприятий, связанных с призывом на военную службу возложена на военные комиссариаты. В судебном заседании установлено, что истец не призван на военную службу в связи с поступлением в Заиграевский отдел Военного комиссариата Республики Бурятия сообщения из СУ СКП РФ о том, что истец подозревается в совершении преступления, в связи с чем на основании п.п. «в» п. 3 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не подлежит призыву на военную службу.
Кроме того, указанное обстоятельство, также как и доводы о незаконности поступившего из СУ СКП РФ по РБ сообщения, не имеет правового значения при оценке законности действий Министерства внутренних дел по Республике Бурятия в связи с увольнением истца со службы.
Также подлежат отклонению доводы истца о нетрудоспособности в период увольнения, поскольку запрет на увольнение в период в нетрудоспособности работника установлен ст. 81 Трудового Кодекса Российской Федерации, предусматривающей увольнение работника по инициативе работодателя. ФИО1 же уволен по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
Доводы истца и его представителя о том, что его призыв на военную службу инициирован руководством Заиграевского РОВД в связи с имевшим место происшествием на службе подлежат отклонению, поскольку не доказаны и носят предположительный характер.
Также несостоятельными суд находим доводы истца о незаконности его призыва на воинскую службу Заиграевским райвоенкоматом.
В ходе рассмотрения дела из пояснений истца установлено, что он зарегистрирован по месту жительства в Кижингинском районе Республики Бурятия. С августа 2008 г. работает в Заиграевском РОВД и постоянно проживает на территории Заиграевского района.
В соответствии со ст. 8, 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» состоять на воинском учете является обязанностью граждан, подлежащих призыву на воинскую службу.
При этом, ст. 10 указанного федерального закона предусмотрена обязанность гражданина сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания, а также обязанность гражданина явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Из пояснений истца установлено, что несмотря на то, что он более трех месяцев постоянно проживает на территории Заиграевского района, он не снялся с регистрационного учета в Кижингинском райвоенкомате и не встал на воинский учет в Заиграевском райвоенкомате. Таким образом, обязанность, возложенная на него как на гражданина Российской Федерации федеральным законом, не выполнена.
В соответствии со ст. 26 вышеуказанного федерального закона призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
При этом, каких-либо ограничений для военных комиссариатов и их районных отделов по призыву граждан, подлежащих призыву на воинскую службу и не состоящих на воинском учете по месту пребывания и жительства, указанный федеральный закон не содержит.
Доводы истца о том, что руководством Заиграевского РОВД на него было оказано давление с целью его увольнения, не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что истец уволен по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон и указанные истцом обстоятельства не имеют правового значения при разрешении настоящего спора.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований, признании состоявшегося увольнения незаконным и восстановления истца на службе не имеется.
В связи с этим, в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Анзанова ФИО15 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней через Советский районный суд <адрес>.
Судья: Гончикова И.Ч.