Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2010 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В.,
при секретаре Шатаевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова С.А. к Администрации г. Улан-Удэ, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился Чернов С.А. к Администрации г. Улан-Удэ о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
Определением суда привлечено в качестве соответчика Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ.
Определение суда в качестве третьего лица привлечено Военный комиссариат Республики Бурятия
В судебном заседании истец Чернов С.А. и его представитель по доверенности Акимов А.М. поддержал заявленные требования, пояснив суду, что истец Чернов С.А., проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рядах Вооруженных Сил СССР, а ДД.ММ.ГГГГ приказом Министра обороны Украины он был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет на момент увольнения составляла в календарном исчислении 22 года 02 месяцев, в льготном исчислении - 25 лет. На момент увольнения, постоянной жилой площадью обеспечен не был, в связи с чем был признан нуждающимся в получении жилого помещения и стоит на учете в Администрации г.Улан-Удэ с целью получения государственного жилищного сертификата. ДД.ММ.ГГГГ истец получил от Администрации г. Улан-Удэ письмо, в котором указывалось на отсутствие у него права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной Целевой Программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства №153 от ДД.ММ.ГГГГ. Считают действия Администрации неправомерными. Так, требуемая ответчиком справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы истцом предоставлена быть не может по объективным причинам, т.к. истец сразу после увольнения с военной службы выехал на постоянное место жительство в г.Улан-Удэ, в закрепленной за ним служебной квартире осталась его бывшая супруга и несовершеннолетний ребенок. Брак расторгнут, семейные отношения истец не поддерживает с указанного времени, истец проживает все это время в г.Улан-Удэ. Кроме того, считают ссылку ответчика о том, что он не является военнослужащим РФ не состоятельной, поскольку истец пользуется всеми льготами, предусмотренными законом для военнослужащих РФ, получает пенсию, компенсацию за найм жилья, санаторно-курортное лечение и проезд к месту отдыха и обратно. А также истец имеет мобилизационную приписку к Октябрьскому военкомату г.Улан-Удэ. Уточнили исковые требования и просят суд признать право истца на получение государственного жилищного сертификата, обязать Администрацию г. Улан-Удэ включить истца в состав участников Федеральной целевой программы «Государственный жилищный сертификат» и передать списки граждан участников Федеральной целевой программы «Государственный жилищный сертификат» с указанием истца в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, взыскать компенсацию морального вреда и оплаченную госпошлину.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ Болошинова Э.И. исковые требования не признала в полном объеме и суду пояснила, что истец действительно состоит на учете в качестве нуждающегося в Администрации г.Улан-Удэ и им подано заявление для участия в программе для получения государственного жилищного сертификата. Однако истец не соответствует ряду установленных требований для реализации прав на получение жилья за счет средств федерального бюджета. Поскольку истец принял присягу на верность народу Украины и был уволен из вооруженных сил Украины, соответственно истец не может считаться военнослужащим РФ. При этом, никаких обязательств перед гражданами, уволенными из Вооруженных сил Украины Российская Федерация не несет. Кроме того, для получения сертификата участник подпрограммы представляет справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жил по последнему месту военной службы. В материалах учетного дела указанная справка о сдаче жилья по последнему месту отсутствует. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по доверенности Трофимова И.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, уважительность причин неявки не представлено. В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя соответчика.
Представитель третьего лица Военного комиссариата РБ по доверенности Попович А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела была извещен надлежащим образом, уважительность причин неявки не представлено. В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Ранее Попович А.А. суду пояснил, что на истца Чернова С.А. распространяется закон о военнослужащих РФ и он пользуется всеми льготами, правами и обязанностями военнослужащих РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Чернов С.А. стоит на учете в качестве нуждающихся в получении жилья в Администрации г.Улан-Удэ, также им подано заявление на участие в программе на получение государственного жилищного сертификата.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.Улан-Удэ направила в адрес истца Чернова С.А. письменное уведомление о том, что ставиться вопрос о снятии его с учета, поскольку он не имеет право на участие в программе, т.к. уволен из вооруженных сил Украины и не представил справку о сдаче жилья по последнему месту военной службы.
Данные доводы поддержаны представителем ответчика в судебном заседании.
Проверяя доводы истца о неправомерности требований Администрации г.Улан-Удэ суд пришел к следующему.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной Целевой Программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства №153 от 21 марта 2006года.
Согласно п. 5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.. а именно- граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
На сегодняшний день заключено Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992года, которое подписано главами государств Азербайджанской Республики, Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины в г. Минске.
Ст. 1 Соглашения от 14 февраля 1992 г. закрепила за военнослужащими государств - участников Содружества Независимых Государств сохранение уровня прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, в том числе и в вопросах обеспечения жильем, при этом особо оговорив, что односторонние ограничения указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не допускаются.
В ст. 2 Соглашения от 14 февраля 1992 г. прямо предусматривается право проживания указанной категории лиц в занимаемых ими жилых помещениях. Кроме того, "военнослужащие после увольнения с военной службы, а также члены их семей имеют право принимать гражданство государства пребывания, остаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства".
При этом, в ст. 3 Соглашения от 14 февраля 1992 г. предусмотрено, что государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания.
В данном случае, на истца Чернова должно распространяться законодательство РФ по вопросу обеспечения жилыми помещениями. Также суд учитывает, что истец имеет пенсионное удостоверение ветерана военной службы, Чернов пользуется льготами военнослужащего РФ в части пенсионного иного социального обеспечения.
Согласно п. 44 «3» Правил выпуска и реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 для получения сертификата гражданин участник подпрограммы представляет, кроме всего прочего, справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.
Решением Верховного суда РФ от 15 апреля 2009 г. N ГКПИ08-2248 определено, что по смыслу пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы и до 1 января 2005 г. принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам. В таких случаях граждане вправе поставить вопрос о признании права на получение жилищного сертификата в судебном порядке.
Судом установлено, что истец, при увольнении с военной службы, выехал со служебного жилого помещения, при этом в указанной квартире остались для проживания его бывшая супруга и несовершеннолетний ребенок. Его брак расторгнут, семейные отношения не поддерживаются с указанного времени. Истец сразу после увольнения с военной службы выехал на постоянное место жительство в г.Улан-Удэ, где проживает по настоящее время. Данные пояснения подтверждены пояснениями свидетелей Г и К Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что указанная справка не может быть предоставлена истцом по объективным не зависящим от него причинам. Таким образом, суд считает, что отсутствие данной справки не может явиться основанием для отказа истцу в участии в программе для получения государственного жилищного сертификата.
На основании чего суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части требований о признании за истцом право на получение государственного жилищного сертификата, обязании включить истца в состав участников Федеральной целевой программы «Государственный жилищный сертификат» и передать списки граждан участников Федеральной целевой программы «Государственный жилищный сертификат» с указанием истца в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ.
При этом требования Чернова о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Так, согласно ст. 151 Гражданского Кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статья 1099 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Истец, требуя компенсацию морального вреда, ссылается на то, что действиями Администрации города Улан-Удэ нарушены его права, выразившиеся в вынужденном пребывании на территории Республики Бурятии без жилья. Таким образом, сторона истца указывает на нарушение ответчиком имущественных прав истца Черных. Однако действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в таких случаях.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 400руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чернова С.А. удовлетворить частично.
Признать право Чернова С.А. на получение государственного жилищного сертификата.
Обязать Администрацию г. Улан-Удэ включить Чернова С.А. в состав участников Федеральной целевой программы «Государственный жилищный сертификат».
Обязать Администрацию г.Улан-Удэ передать списки граждан участников Федеральной целевой программы «Государственный жилищный сертификат» с указанием Чернова С.А. в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ.
Взыскать с Администрации г.Улан-Удэ в пользу Чернова С.А. оплаченную госпошлину в сумме 200 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.
Судья п\п Т.В.Цыбикдоржиева