Исковое заявление Прокурора Железнодорожного района г. улан-Удэ в интересах неопределенного круга лица к Администрации г. Улан-Удэ, заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека п



Гр. дело №

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 декабря 2010 года гор.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Богданова И.Ю.

при секретаре Бардунаевой А.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района гор.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Улан-Удэ об обязании организации регулярного сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов от населения, проживающего в пос.Полигон Железнодорожного района г.Улан-Удэ, обязании проведения мероприятий по очистке от мусора, бытовых и промышленных отходов территории пос.Полигон Железнодорожного района г.Улан-Удэ, прилегающей водоохраной зоны реки Уда

у с т а н о в и л:

Прокурор Железнодорожного района г.Улан-Удэ обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации г.Улан-Удэ, указав, что по результатам проведенной проверки соблюдения природоохранного законодательства, экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении бытовых отходов и мусора на территории Железнодорожного района г.Улан-Удэ, установлено, что ответчиком не принимается должных и достаточных мер по очищению территории пос.Полигон Железнодорожного района г.Улан-Удэ и водоохраной зоны реки Уда от мусора и бытовых отходов. На указанных территориях имеются несанкционированные свалки, не организован регулярный сбор и вывоз отходов от населения, проживающего в пос.Полигон Железнодорожного района г.Улан-Удэ, нарушения приводят к загрязнению почвы и подземных вод, используемых для нецентрализованного хозяйственно-бытового водоснабжения частного сектора, расположенного вблизи от мест несанкционированных свалок, и создают опасность возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения. В связи с указанным просил обязать ответчика организовать регулярный сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов от населения, проживающего в пос.Полигон Железнодорожного района г.Улан-Удэ, обязать провести мероприятия по очистке от мусора, бытовых и промышленных отходов территории пос.Полигон Железнодорожного района г.Улан-Удэ, прилегающей водоохраной зоны реки Уда; ликвидировать несанкционированные свалки и захламления: захламление водоохранной зоны реки Уда, территория Железнодорожного района на развороте от нового моста (150 метров) с левой стороны, въезд с пр. Автомобилистов, протяженностью около 200-250 метров; свалка бытового мусора в водоохранной зоне реки Уда, территория Железнодорожного района с правой стороны от нового моста, въезд с пр. Автомобилистов, площадью 30 кв. м., объемом 15 кубометров; свалка бытового мусора в СНТ «Вишня» возле железнодорожного моста через реку Уда, площадью 35 квадратных метров, объемом 50 кубометров; свалка бытового мусора возле участков №№81, 83 СНТ «Вишня» ул. 5648 км., п.Полигон, площадью 35 квадратных метра, объемом 40-50кубометров; свалка бытового мусора вдоль железнодорожного полотна в пос.Полигон, 4 (павильон «Продукты»), площадью 25 квадратных метра, объемом 10-15кубометров; свалка бытового мусора в пос.Полигон на выезде к реке Уда, площадью 25 квадратных метра, объемом 25 кубометров; захламление возле переполненного контейнера по ул.Полигон, 3, протяженностью 8-10 метров.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ООО Управляющая организация «Дом», СНТ «Вишня-2», индивидуальный предприниматель Ускеева М.П. и Улан-Удэнская дистанция пути ОАО «РЖД».

В ходе рассмотрения дела, исковые требования были уточнены (заявление от 25 августа 2010 года – л.д. 66-68). Истец просил обязать ответчика организовать регулярный сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов от населения, проживающего в пос.Полигон, по ул.5648км. Железнодорожного района г.Улан-Удэ, провести мероприятия по очистке от мусора, бытовых и промышленных отходов территории пос.Полигон, ул.5648км., и прилегающей водоохранной зоны реки Уда Железнодорожного района г.Улан-Удэ:

- захламление водоохранной зоны реки Уда Железнодорожного района на развороте от нового моста (150 метров) с левой стороны, въезд с пр. Автомобилистов, в некоторых местах наблюдается скопление бытового мусора (пустые пластиковые и стеклянные бутылки, целлофановые пакеты, ботва картофеля, навоз), общей площадью 50 квадратных метров, объемом 20 кубометров;

- свалка бытового мусора в водоохранной зоне реки Уда, территория Железнодорожного района с правой стороны от нового моста, въезд с пр. Автомобилистов, площадью 30 кв. м., объемом 15 кубометров;

- свалка бытового мусора возле железнодорожного моста через реку Уда, напротив жилого дома № 83 и на углу жилого дома № 88/1, расположенных по ул. 5648 км., г.Улан-Удэ, около территории СНТ «Вишня-2», площадью 70 квадратных метров, объемом 100 кубометров;

- свалка бытового мусора во дворе жилых домов №№ 88, 88 «а» по ул. 5648 км., г.Улан-Удэ, около территории СНТ «Вишня-2», площадью 30 квадратных метров, объемом 50 кубометров;

- захламление территории вокруг переполненного мусорного контейнера бытовым мусором (пластиковые, стеклянные бутылки и др.) напротив (через дорогу) киоска «Продукты 24 часа», расположенного в пос.Полигон, 4 Железнодорожного района г.Улан-Удэ, возле железнодорожного полотна, площадью 25 квадратных метров, объемом 3 кубометра,

- свалка бытового мусора в пос.Полигон на выезде к реке Уда, вдоль ограждения бывшей базы ОАО «Вторчермет», возле вышки электропередач, площадью 100 квадратных метров, объемом 100 кубометров,

- захламление возле переполненного контейнера, туалета, а также вблизи необорудованной и переполненной отходами выгребной ямы за жилым домом по ул. Полигон, 3, площадь захламления территории составляет 100 квадратных метров, объемом 2 кубометра.

Определением суда от 25 августа 2010 года производство по делу в части обязания Администрации муниципального образования «Городской округ город Улан-Удэ» к принятию мер по проведению мероприятий по очистке от мусора, бытовых и промышленных отходов территории вокруг переполненного мусорного контейнера бытовым мусором (пластиковые, стеклянные бутылки и др.) напротив (через дорогу) киоска «Продукты 24 часа», расположенного в пос.Полигон, 4 Железнодорожного района г.Улан-Удэ, возле железнодорожного полотна, площадью 25 квадратных метров, объемом 3 кубометра, прекращено в связи с отказом представителя истца от иска в указанной части.

Определением суда от 29 декабря 2010 года производство по делу в части обязания Администрации муниципального образования «Городской округ город Улан-Удэ» к принятию мер по проведению мероприятий по очистке от мусора, бытовых и промышленных отходов территории захламления водоохранной зоны реки Уда Железнодорожного района на развороте от нового моста (150 метров) с левой стороны, въезд с пр. Автомобилистов, общей площадью 50 квадратных метров, объемом 20 кубометров; свалка бытового мусора в водоохранной зоне реки Уда, территория Железнодорожного района с правой стороны от нового моста, въезд с пр. Автомобилистов, площадью 30 кв. м., объемом 15 кубометров; свалка бытового мусора возле железнодорожного моста через реку Уда, напротив жилого дома № 83 и на углу жилого дома № 88/1, расположенных по ул. 5648 км., г.Улан-Удэ, около территории СНТ «Вишня-2», площадью 70 квадратных метров, объемом 100 кубометров; захламление возле переполненного контейнера, туалета, а также вблизи необорудованной и переполненной отходами выгребной ямы за жилым домом по ул. Полигон, 3, площадь захламления территории составляет 100 квадратных метров, объемом 2 кубометра, прекращено в связи с отказом представителя истца от иска в указанной части.

В судебном заседании представитель истца Осипова А.Н., действующая по доверенности на требованиях об обязании принять меры по проведению мероприятий по очистке от мусора, бытовых и промышленных отходов территории поселка Полигон Железнодорожного района г.Улан-Удэ - свалка бытового мусора в пос.Полигон на выезде к реке Уда, вдоль ограждения бывшей базы ОАО «Вторчермет», возле вышки электропередач, площадью 100 квадратных метров, объемом 100 кубометров, настаивала, пояснив, что указанную обязанность в силу закона обязан исполнить ответчик «Городской округ город Улан-Удэ». Также просила обязать СНТ «Вишня-2» принять меры по проведению мероприятий по очистке от мусора, бытовых и промышленных отходов территории по ул. 5648 км в Железнодорожном районе г.Улан-Удэ, имеющуюся свалку бытового мусора во дворе жилых домов №№ 88, 88 «а» по ул. 5648 км., г.Улан-Удэ, около территории СНТ «Вишня-2», площадью 30 квадратных метров, объемом 50 кубометров. Также просила суд установить срок исполнения решения суда по очистке территории от мусора с учетом времени года – до 1 июля 2010 года.

Представитель ответчика по доверенности Адактуева С.П., требования истца не признала, просила отказать в удовлетворении требований, пояснив, что ответчиком необходимые меры для регулярного сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов от населения организованы и исполняются надлежащим образом. В частности, приняты Правила по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, созданы муниципальные автономные учреждения – Комбинаты по благоустройству во всех районах города, строятся мусоросортировочные станции, имеется полигон для приема бытовых отходов. Полагала, что обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов должна быть возложена на физических лиц, организовавших свалки в местах, на которые указывает истец. Поясняла, что обязанность по сбору отходов также возложена на организации по обслуживанию жилищного фонда и хозяйствующие субъекты. Также, вышеназванными Правилами ответственность за организацию и производство уборочных работ, за уборку территорий огородно-садоводческих кооперативов (товариществ) возложена на администрацию указанного объединения, поэтому уборку свалок бытового мусора на территории СНТ «Вишня-2» должно обеспечить само садоводческое товарищество. Просила в иске отказать.

Представитель ООО УО «Дом» Никитина К.И., действующая по доверенности пояснила, что их организацией производится уборка и организация вывоза мусора за жилым домом по ул. Полигон, 3. В настоящее время захламления в указанной местности нет, выгребная яма очищена.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по РБ в судебное заседание не явился, направив суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Также в судебное заседание не явилась ИП Ускеева М.П., направившая суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители соответчиков СНТ «Вишня-2» и Улан-Удэнская дистанция пути ОАО «РЖД», в судебное заседание не явились по не известным суду причинам, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом. С согласия представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных представителей соответчиков, в порядке заочного производства, по правилам главы 22 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В судебном заседании установлено, что 01 июня 2010 года прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Железнодорожного района гор.Улан-Удэ, путем комиссионного объезда водоохраной зоны реки Уда и пос.Полигон. В ходе проверки выявлено семь несанкционированных свалок, основная часть которых размещена в частных секторах и в водоохраной зоне реки Уда, основной состав отходов – бытовой, строительный мусор, опилки, органический и прочий мусор. На момент рассмотрения настоящего спора остались неубранными и не очищенными от захламления территория - в пос.Полигон на выезде к реке Уда, вдоль ограждения бывшей базы ОАО «Вторчермет», возле вышки электропередач, площадью 100 квадратных метров, объемом 100 кубометров и территория во дворе жилых домов №№ 88, 88 «а» по ул. 5648 км., г.Улан-Удэ, около территории СНТ «Вишня-2», площадью 30 квадратных метров, объемом 50 кубометров.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав (ст. 42), свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – на защиту прав населения города Улан-Удэ, в частности, на благоприятную окружающую среду, закрепленного в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.21 вышеназванного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом 3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.13 «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации..

Пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21 апреля 2010г. № 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ (далее - Правила).

В соответствии с п.п.1.5, 1.7, 28.1 действующих в настоящее время Правил, общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г.Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов, методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, структурными подразделениями Администрации г.Улан-Удэ, уполномоченными в соответствии с действующими нормативными правовыми актами осуществлять контроль за созданием, содержанием, ремонтом и использованием объектов санитарной очистки и уборки.

Согласно требованиям санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988 года N4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Таким образом, оценив в совокупности приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что ответчиком Администрация г.Улан-Удэ не приняты достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, что и привело к образованию несанкционированной свалки бытового мусора в пос.Полигон на выезде к реке Уда, вдоль ограждения бывшей базы ОАО «Вторчермет», возле вышки электропередач, площадью 100 квадратных метров, объемом 100 кубометров.

Указанное обстоятельство по существу нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, что администрацией г.Улан-Удэ надлежащим образом исполняются обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, приняты для этого меры в виде создания учреждений «Комбинаты по благоустройству», осуществляющих вывоз мусора с территории районов, начавшегося строительства мусоросортировочных станций, возведения полигона в для приема бытовых отходов, принятия Правил по благоустройству. Само по себе создание учреждений, на которые возложены функции по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов от населения, возведение полигона для мусора, принятие Правил по благоустройству, не свидетельствуют о том, что ответчик надлежащим образом соблюдает исполнение действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, природоохранного законодательства.

Судом не принимаются во внимание доводы представителя ответчика о том, что в соответствии с действующим законодательством на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по непосредственному вывозу мусора с любой несанкционированной свалки или от жителей домов, организация сбора и вывоза отходов подразумевает лишь нормативно-правовое регулирование и исполнительно-распорядительную деятельность. Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.

Доводы представителя ответчика со ссылкой на нормы Закона РБ 09.03.2010г. №1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» о том, что указанный Закон возлагает на физических лиц обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов самостоятельно, либо на основании заключенного договора с организацией на сбор и вывоз отходов, суд находит не состоятельными. Отсутствие у физических лиц договоров с организациями, осуществляющими сбор и вывозов отходов, не освобождает Администрацию от соблюдения требований законодательства, возложенных на него, и не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности принимать меры к организации очистки городской территории. Факт наличия установленного при проведении выездной проверки захламления территории городского округа отходами потребления в пос.Полигон на выезде к реке Уда, вдоль ограждения бывшей базы ОАО «Вторчермет», возле вышки электропередач, однозначно свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны Администрации г.Улан-Удэ за качеством проводимых работ и координации работ по благоустройству, санитарному содержанию, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка на территории г.Улан-Удэ.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчик обязан принять меры по проведению мероприятий по очистке от мусора, бытовых и промышленных отходов территории пос.Полигон Железнодорожного района г.Улан-Удэ - свалка бытового мусора в пос.Полигон на выезде к реке Уда, вдоль ограждения бывшей базы ОАО «Вторчермет», возле вышки электропередач, площадью 100 квадратных метров, объемом 100 кубометров.

Требования истца об обязании принять меры по проведению мероприятий по очистке от мусора, бытовых и промышленных отходов территории по ул. 5648 км в Железнодорожном районе г.Улан-Удэ - свалки бытового мусора во дворе жилых домов №№ 88, 88 «а» по ул. 5648 км., г.Улан-Удэ, около территории СНТ «Вишня-2», площадью 30 квадратных метров, объемом 50 кубометров, суд считает необходимым удовлетворить за счет ответчика СНТ «Вишня-2». При этом суд исходит из следующего.

Согласно п. 4.4.14 Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Уд, утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010 N 280-21 – ответственность за уборку территорий дачно-строительных, гаражно-строительных, огородно-садоводческих кооперативов (товариществ), автомобильных стоянок, прилегающей к ним территории на расстоянии 15 метров, а также подъездов к ним – возлагается на администрацию указанных объединений.

Из справки о результатах проведенной проверки от 11 ноября 2010 года (л.д.170) следует, что вышеописанная свалка мусора находится на прилегающей территории СНТ «Вишня-2» на расстоянии 9 метров от границы земельного участка названного СНТ.

Таким образом, учитывая приведенные положения Правил и установленные судом обстоятельства, суд полагает, что обязанность принять меры по проведению мероприятий по очистке от мусора, бытовых и промышленных отходов территории по ул. 5648 км в Железнодорожном районе г.Улан-Удэ - свалки бытового мусора во дворе жилых домов №№ 88, 88 «а» по ул. 5648 км., г.Улан-Удэ, около территории СНТ «Вишня-2», необходимо возложить на ответчика СНТ «Вишня-2».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать органы местного самоуправления муниципального образования «Городской округ город Улан-Удэ» принять меры по проведению мероприятий по очистке от мусора, бытовых и промышленных отходов территории поселка Полигон Железнодорожного района г.Улан-Удэ - свалка бытового мусора в пос.Полигон на выезде к реке Уда, вдоль ограждения бывшей базы ОАО «Вторчермет», возле вышки электропередач, площадью 100 квадратных метров, объемом 100 кубометров в срок до 1 июля 2010 года.

Обязать ДНТ «Вишня-2» принять меры по проведению мероприятий по очистке от мусора, бытовых и промышленных отходов территории по ул. 5648 км в Железнодорожном районе г.Улан-Удэ

- свалка бытового мусора во дворе жилых домов №№ 88, 88 «а» по ул. 5648 км., г.Улан-Удэ, около территории СНТ «Вишня-2», площадью 30 квадратных метров, объемом 50 кубометров.

Ответчик СНТ «Вишня-2» в случае несогласия с принятым решением вправе в течение семи дней со дня получения решения обратиться с заявлением в Советский районный суд гор.Улан-Удэ об отмене заочного решения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ по истечении срока подачи названным ответчиком заявления об отмене заочного решения суда.

<данные изъяты>

Судья: И.Ю.Богданова

<данные изъяты>

<данные изъяты>0

-32300: transport error - HTTP status code was not 200