решение по иску Шагдаровой Туяны Молотовны к Министерству строительства и модернизации ЖКК РБ , Администрации г. Улан-Удэ об обязании приобрести равнозначное занимаемому жилое помещение, обязании предоставить жилое помещение в собст



Дело № 2-2536/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 декабря 2010 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе:

судьи Гончиковой И.Ч.,

при секретаре Ростовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шагдаровой ФИО7 к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия об обязании исполнения Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Бурятия с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 г.», о приобретении равнозначного занимаемому жилое помещение в г. Улан-Удэ и о передаче его Администрации г. Улан-Удэ, к Администрации г. Улан-Удэ о предоставлении переданного по Республиканской программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Бурятия с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году» жилое помещение в собственность,

У С Т А Н О В И Л:

Шагдарова Т.М. обратилась в Советский районный суд г. Улан-Удэ с иском к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия об обязании исполнения Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Бурятия с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 г.», о приобретении равнозначного занимаемому жилое помещение в г. Улан-Удэ и о передаче его Администрации г. Улан-Удэ, к Администрации г. Улан-Удэ о предоставлении переданного по Республиканской программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Бурятия с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году» жилое помещение в собственность.

В исковом заявлении указала о том, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Жердева, д. 91, кв. 23. Жилой дом, в котором находится принадлежащая ей квартира признан аварийным и подлежит сносу. В 2009 г. она обращалась с заявлением о согласии на переселение в другое жилое помещение в связи с реализацией республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Бурятия с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 г.». В связи с тем, что жилой дом был включен в эту адресную республиканскую программу, а она давала согласие на переселение в другое жилое помещение, ей была предложена квартира в жилом доме, расположенном в 110-м квартале г. Улан-Удэ, от которой она отказалась. Отказ был мотивирован тем, что жилой дом находится в отдаленном районе, в котором не развита инфраструктура, жилая площадь предлагаемой квартиры меньше площади принадлежащей ей квартиры. В связи с этим, просила удовлетворить заявление, обязать Министерство строительство и модернизации ЖКХ РБ исполнить адресную программу, а именно – приобрести равнозначное занимаемому жилое помещение в черте г. Улан-Удэ и передать его Администрации г. Улан-Удэ, а также обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить ей переданное по Республиканской адресной программе жилое помещение.

В судебном заседании истица Шагдарова Т.М. пояснила, что для нее по существу не имеет значения кто и каким образом передаст Администрации г. Улан-Удэ жилое помещение, которое она просит предоставить ей. Просит учесть, что жилье, в котором она проживает признано аварийным, она подлежит переселению в связи с Республиканской адресной программой в другое жилое помещение. Просила обязать ответчиков предоставить ей другое жилое помещение, равнозначное занимаемому.

В судебном заседании представитель Администрации г.Улан-Удэ Иванова В.М., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что с требованиями Шагдаровой Т.М. в том виде, в котором они заявлены Администрация г. Улан-Удэ согласна и готова передать ей жилье, приобретенное и переданное муниципалитету Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РБ. Жилой дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, включен в Республиканскую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда РБ», которая имеет специальное финансирование, которое предусматривает приобретение и передачу в муниципальную собственность жилых помещений для последующего предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда. Полагала, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Министерство строительства и модернизации ЖКХ РБ, на которое возложена обязанность по обеспечению истца жильем возникла.

Представитель Министерства строительства и модернизации ЖКХ РБ в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В предыдущем судебном заседании представитель Министерства строительства и модернизации ЖКХ Трофимова И.Г. суду пояснила, что участие граждан в мероприятиях по переселению в рамках закона и программы является добровольным, целью является не улучшение жилищных условий граждан, а переселение их из аварийного дома. Поскольку граждане, проживающие в жилых помещениях, признанными аварийными и подлежащими сносу, отказались от переселения в 110 квартал, считает, что иных квартир, в рамках Программы им предоставлено быть не может.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими разрешению следующим образом.

Истица является собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>, признанном аварийным постановлением Администрации г. Улан-Удэ. Этим же постановлением дом признан подлежащим сносу. Также постановлено переселить жильцов аварийного дома N 91 по ул. Жердева в соответствии с Республиканской адресной программой «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Бурятия».

В соответствии с Республиканской адресной программой «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Бурятия с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009году», утвержденной Постановлением Правительства РБ №66 от 05 марта 2009года, был определен перечень включенных в данную программу аварийных домов, в том числе и дом истца, а также объем финансирования мероприятий в рамках данной программы, в том числе по переселению граждан из аварийного жилья.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истица обращалась с заявлением о включении ее в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Бурятия».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального комплекса» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Пунктом 3 статьи 2 данного федерального закона № 185-ФЗ предусматривает под переселением граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством предусмотрена и п. 3 ст. 16 федерального закона № 185-ФЗ.

В соответствии со ст. 32 п.10 Жилищного Кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Предусмотренный частями 1-3, 5-9 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ изъятия жилых помещений предусматривает выкуп жилых помещений. При этом, частью 8 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что собственнику жилого помещения может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с ним.

При этом, ч.8 ст.32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещение другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с ним.

Таким образом, Жилищный кодекс РФ предусматривает два возможных способа переселения граждан из аварийного жилищного фонда - выкуп помещения у собственника и предоставление другого благоустроенного помещения по договору социального найма нанимателю.

Согласно подп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение. ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года", утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009)

Таким образом, что если сторонами достигнуто такое соглашение обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданину такого жилья может быть установлена судом.

Между тем как было указано выше, соглашение между собственником жилого помещения и органом, принявшим решение о признании дома аварийным, о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, достигнуто, что подтверждается обращение истицы с заявлением о включении в Республиканскую адресную программу по переселению из аварийного жилья и включением жилого помещения в указанную программу.

То обстоятельство, что истица ФИО5 отказалась от предлагаемой ей квартиры не означает, что соглашение о предоставлении жилья взамен изымаемого расторгнуто. Доводы истицы о том, что отказ от предлагаемой квартиры мотивирован несоответствием размеру жилой площади размеру изымаемого жилого помещения, заслуживают внимания. Указанные обстоятельства представителем Администрации <адрес> не отрицаются.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования и обязать Администрацию г.Улан-Удэ предоставить истцу другое жилое помещение.

Поскольку Жилищный кодекс РФ не содержит правовой нормы, устанавливающий порядок предоставления жилого помещения собственнику жилья в связи со сносом дома и требования о предоставляемому в таком случае жилому помещению взамен сносимого, суд руководствуясь ст.7 Жилищного кодекса РФ считает возможным применить нормы жилищного законодательства, регулирующие сходные отношения.

Так, согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ определено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Также применение указанной нормы предусмотрено Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» №185-ФЗ от 09 марта 2010года.

Пунктом 3 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Статья 89 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Таким образом, руководствуясь вышеназванными правовыми нормами, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать Администрацию г.Улан-Удэ, как орган, принявший решение о признании жилого помещения аварийным, предоставить истцу другое жилое помещение, равнозначное занимаемому, и которое должно быть расположено в черте города.

Требования истца о возложении обязанности на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства РБ исполнить Республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья и о приобретении жилого помещения, удовлетворению не подлежат, поскольку отсутствуют основания для вывода о возникновении основанных на законе правоотношений между истцом и указанным ответчиком. Таким образом, оснований, предусмотренных законом для обязания Минстроя РБ приобрести жилое помещение для истца у суда нет.

Однако суд учитывает, что п. 2 Постановления Правительства РБ от 01 декабря 2010года Минстрою РБ поручено до 1 февраля 2011 года подготовить правовой акт Правительства РБ для финансирования мероприятий по переселению граждан, проживающих в жилых помещениях, исключенных из программы. В свою очередь п.3 Постановления дано поручению Минфину РБ и Минэкономике РБ предусмотреть расходы на финансирование в первом квартале 2011года мероприятий по переселению граждан, исключенных из программы. Таким образом, что указанные органы не освобождены об обязанности финансировать мероприятия по переселению истца, исключенного из данной программы. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств в рамках Постановления Правительства от 01 декабря 2010года № 523 и Соглашения от 05 мая 2009года не является предметом рассмотрения настоящего дела и подлежит рассмотрению при наличии спора в ином суде.

При установленных в суде обстоятельствах, исковые требования Шагдаровой Т.М. подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шагдаровой ФИО8 удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить Шагдаровой ФИО9 благоустроенное жилое помещение, равнозначное занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес>, в пределах города г. Улан-Удэ.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней через Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья: Гончикова И.Ч.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200