Дело № 2-179/11РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2011 г. г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе:
судьи Гончиковой И.Ч.,
при секретаре Ростовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Улан-Удэ в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального округа «городской округ Улан-Удэ» об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, устранении нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции и ремонте пешеходных тротуаров,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ обратился в Советский районный суд г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Муниципального округа «городской округ Улан-Удэ» обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, устранении нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции и ремонте пешеходных тротуаров. В исковом заявлении указано о том, что при строительстве, реконструкции и ремонте тротуаров по ул. Балтахинова, Куйбышева, Смолина, Кабанская, Ербанова и автомобильной развязки через протоку Степная не выполнены требования и нормы, предусмотренные федеральным законодательством по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В судебном заседании представитель истца Хаджаева Ю.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала.
Представитель Администрации г. Улан-Удэ Хамеруев Д.Ю., представляющий также интересы МУ Комитета по строительству г. Улан-Удэ, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, суду пояснил, что указанные в исковом заявлении нарушения действительно имеют место, что подтвердилось в результате акта обследования, проведенного в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела. Однако, просил учесть, что строительство объектов, указанных в иске, осуществлялось различными подрядными организациями, по заданию разных заказчиков посредством заключения муниципальных контрактов, имеющих разные предметы контрактов. Администрация г.Улан-Удэ заказчиком по объектам, указанным в иске, не является, строительство по этим объектам не производила. Кроме того, Администрация г.Улан-Удэ, как исполнительно-распорядительный орган городского округа «Город Улан-Удэ», является самостоятельным юридическим лицом - бюджетным учреждением и от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. В целях реализации своих полномочий Администрация г.Улан-Удэ учреждает и создает территориальные и отраслевые структурные подразделения - администрации районов города, аппарат, комитеты, управления. Так, распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 04.08.2009г. №1059-р в оперативное управление МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» и МУ «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» переданы автомобильные дороги местного значения в границах городского округа «Город Улан-Удэ» для организации работ по их содержанию. Вследствие чего, Администрация города в данном случае не является надлежащим ответчиком. Просил в исковых требованиях отказать. Полагал, что такие обязанности должны возложены на соответствующие муниципальные учреждения, которые выступали заказчиками работ по строительстве, реконструкции и ремонту дорого и тротуаров.
Представитель РОФ «Общество без барьеров», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, Красиков Н.М. суду пояснил, что указанные в исковом заявлении нарушения, допущенные при строительстве, реконструкции и ремонте дорог и тротуаров действительно имеют место, указанные недостатки нарушают права инвалидов, лиц, с ограниченными возможностями передвижения. Полагал, что иск подан обоснованно и подлежит удовлетворению.
Представитель МАУ «Комбинат по благоустройству Железнодорожного района» Гуляева Е.А. суду пояснила, что МАУ «Комбинат по благоустройству Советского района», выступавший в качестве заказчика по муниципальному контракту, заключенному 15 июня 2009 г. с ОАО «Промстроймеханизация» на ремонт проезжей части автомобильной дороги по ул. Кабанская, реорганизовано путем присоединения к МАУ «Комитет по благоустройству Железнодорожного района». Суду пояснила, что муниципальное учреждение заключило контракт лишь в пределах финансирования муниципального задания на выполнение работ по внешнему благоустройству территории района. Выделенные средства были потрачены в соответствии с муниципальным заданием, в рамках которого был заключен контракт с ОАО «Промстроймеханизация» на ремонт дороги по ул. Кабанская. Средств на исправление допущенных при строительстве недостатков у учреждения не имеется, исправить допущенные недостатки своими силами учреждение не в состоянии.
Представитель МУ «Улан-Удэстройзаказчик» Бажигеев В.И. дал по существу такие же пояснения.
Представитель МУ Комитет городского хозяйства г. Улан-Удэ Мотоева М.К. дала суду пояснения, аналогичные пояснениям представителя Администрации г. Улан-Удэ Хамеруева Д.Ю.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими разрешению следующим образом.
Конституция Российской Федерации в ст.2 закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью для государства.
Статьями 18, 46 Конституции РФ закреплено, что права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.15, п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа.
Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Российской Федерации» от 08.11.2007г. №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2.6 Положения об Администрации города Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 28.08.2008 г. № 894-89, разрешение указанных выше вопросов местного значения входит в круг полномочий Администрации г. Улан-Удэ.
В связи с этим, довод прокурора о том, что публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применительно к объектам, находящимся в муниципальной собственности, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, основан на нормах действующего законодательства.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со строительными нормами и правилами (далее СНИП) 2.07.01.-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» при планировке и застройке городских поселений необходимо обеспечивать условия для полноценной жизнедеятельности инвалидов и малоподвижных групп населения (примечание 3 к п. 1.8*), следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок, при этом, высота вертикальных препятствий (бортовые камни, поребрики) на пути следования не должна превышать 5 см., не допускаются крутые короткие рампы (более 100 промилле), а также продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорог более 50 промилле 9п.6.17).
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» предусматривает, что продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. Допускается увеличивать продольный уклон до 10% при устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах на протяжении не более 10 метров (п.3.3)
В соответствии с п.3.7 СНиП 35-01-2001 для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов, препятствующих передвижению маломобильных групп населения на креслах-колясках или с костылями.
По ведомственным строительным нормам 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения», утвержденных приказом Госстроя СССР от 04.10.1991 г. № 134 не допускается в местах переходов применение съездов, сужающих ширину проезжей части (п.2.2.2) Данные положения отражены и в Постановлении Правительства РБ № 155 от 16.04.2010 г. «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования».
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, представителем Администрации г. Улан-Удэ не отрицался факт того, что при строительстве, реконструкции и ремонте тротуаров по ул. Балтахинова, Куйбышева, Смолина, Кабанская, Ербанова и автомобильной развязки через протоку «Степная» указанные выше строительные требования и нормы, предусмотренные для обеспечения доступности дорожных объектов и обеспечения полноценной жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, не выполнены.
Как следует из представленных документов и установлено в судебном заседании, работы по строительству, реконструкции и ремонту пешеходных тротуаров по указанным в иске городским улицам и строительству автомобильной развязки через протоку «Степная» велись на основании муниципальных контрактов от 08.07.2007г. и 31.08.2009г. и договоров подряда от 15.06.2009г., 01.12.2009г., 15.06.2009г., 01.12.2009г., 28.03.2002г., в которых заказчиками указаны МУ «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ», МАУ «Комбинат по благоустройству Советского района», МУП «Улан-Удэстройзаказчик», а подрядчиками - ОАО «Промстроймеханизация», ООО «СМАГ», ОАО «Мостоотряд №34».
При указанных обстоятельствах, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению. При этом, суд исходит из того, что обязанность по устранению нарушений требований федерального законодательства подлежит возложению на Администрацию г. Улан-Удэ.
Доводы представителя Администрации г. Улан-Удэ о том, что такая обязанность должна быть возложена на муниципальные учреждения, непосредственно выступавшими в качестве заказчиков по муниципальным контрактам, подлежат отклонению в связи со следующим.
В силу п.8 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
В соответствии с Положением об Администрации г. Улан-Удэ, утвержденным решением Городского Совета депутатов от 28.08.2008 г. № 894-89, Администрация Администрация города Улан-Удэ (далее - Администрация) является исполнительно-распорядительным органом городского округа "город Улан-Удэ", которая выполняя исполнительные и распорядительные функции в конкретных сферах управления, в соответствии с законодательством и Уставом городского округа "город Улан-Удэ" Администрация осуществляет следующие полномочия по разрешению вопросов, отнесенных к вопросам местного значения.
Пунктом 3 части 1 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями, в том числе, создания муниципальных предприятий и учреждений.
Комитет по строительству, Комитет городского хозяйства, МАУ «Комбинат по благоустройству Советского района « (в настоящее время – МАУ «Комбинат по благоустройству Железнодорожного района») созданы Администрацией г. Улан-Удэ для эффективного разрешения вопросов местного значения и уполномочены на осуществление функций, отнесенных к вопросам местного значения (осуществление управленческих функций в области строительства и реконструкции капитального ремонта зданий и сооружений, строительной индустрии, в области дорожного хозяйства, для решения вопросов благоустройства муниципального округа) в том числе на заключение необходимых контрактов (договоров) и осуществления контроля за их исполнением.
Из указанного следует, что при заключении муниципальных контрактов по строительству, реконструкции и ремонту дорого в пределах муниципального округа г. Улан-Удэ указанные учреждения действовали не только от своего имени и в своих интересах, но и от имени исполнительного органа муниципального образования, что подтверждается также и тем, что оплата работ по заключенным контрактам и договорам осуществлялась за счет средств соответствующего бюджета.
Несоблюдение требований действующего законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидам и других маломобильных групп населения при строительстве, реконструкции и ремонте дорог в пределах муниципального округа, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц в части обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей города Улан-Удэ.
В связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского района удовлетворить.
Обязать Администрацию МО городской округ «Город Улан-Удэ» создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования всеми видами городского пассажирского транспорта, а именно устранить нарушения, допущенные при строительстве, реконструкции и ремонте пешеходных тротуаров:
1.1 выполнить устройство пандусов и уменьшить высоту бордюрных камней
в соответствии со СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и
застройка городских и сельских поселений», СНиП 35-01-2001 «Доступность
зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и ВСН 62-91*
«Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и
маломобильных групп населения»
- в районе пешеходных переходов на пересечении ул. Балтахинова и ул.
Куйбышева
- в районе пешеходного перехода через ул. Балтахинова возле электроопоры
№305
- на пересечении ул. Куйбышева и ул. Коммунистическая
- в районе пешеходных переходов:
- на пересечении ул. Куйбышева и ул. Шмидта в районе пешеходных
переходов
- на пересечении ул. Ербанова напротив дома №1 в районе пешеходного
перехода
- на пешеходном переходе напротив ТЦ «Аврора» и дома № 81 (напротив
магазина «Мебель»)
- на мосту через протоку «Степная»
- при съезде на пешеходный переход возле дома 2а по ул.Кабанской
- при съезде, заезде на пешеходную дорожку, идущую вдоль ул. Кабанская
возле спорткомплекса и АЗС;
1..2. уменьшить уклон пандуса в соответствии со СНиП 2.07.01-89*
«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»,
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп
населения» и ВСН 62-91* Проектирование среды жизнедеятельности с учетом
потребностей инвалидов и маломобильных групп населения»:
- на пересечении ул. Куйбышева и ул.Ленина
- на пересечении пешеходного пути, идущего вдоль ул. Ербанова, с дорогой,
ведущей во двор дома, расположенного напротив Национальной библиотеки им.
М. Горького
- на пересечении ул. Ербанова и Ранжурова уклон пандусов с правой стороны
- на пересечении пешеходного тротуара с левой стороны автостоянки по ул.
Ранжурова, 1
- на пересечении ул. Б. Ямпилова и ул. Смолина по ул. Б. Ямплова с правой
стороны
- на пересечении ул. Смолина и ул. Модогоева
- в районе пересечения ул. Партизанская и ул. Смолина и при въезде во двор
дома 54 по ул. Смолина
- при съезде с пешеходной дорожки возле магазина «Титан» по ул.Кабанская
-возле дома 20 по ул.Кабанская;
1.3. в соответствии со СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» ликвидировать насыпной участок тротуара напротив дома 12 по ул. Кабанская.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней через Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья: Гончикова И.Ч.