Дело № 2-323/11РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 г. г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе:
судьи Гончиковой И.Ч.,
при секретаре Ростовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального округа «городской округ Улан-Удэ», Муниципальному Учреждению «Управление культуры Администрации г. Улан-Удэ», третьему лицу Муниципальное Учреждение «Централизованная библиотечная система г. Улан-Удэ» об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, устранении нарушений федерального законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ обратился в Советский районный суд г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Муниципального округа «городской округ Улан-Удэ», МУ «Управление культуры Администрации г. Улан-Удэ», третьему лицу МУ «Централизованная библиотечная система» об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, устранении нарушений федерального законодательства, выявленных в ходе проверки по соблюдению прав маломобильных групп населения на доступную среду обитания и беспрепятственный доступ к информации при пользовании услугами муниципальных библиотек.
В судебном заседании представитель истца Дмитриева Ю.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, суду пояснила, что проведенной проверкой установлено, что вход в библиотеку – филиал № 12 МУ «Централизованная библиотечная система» оборудован пандусом, который не соответствует СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», так как имеет крутой уклон, отсутствуют поручни, отсутствуют поручни вдоль лестничного марша, входные двери в библиотеку узкие – около 60 см., имеющаяся туалетная кабина не доступна для инвалидов-колясочников, так как имеет узкий дверной проем около 60 см., кроме того, подход к туалету ограничен ступеньками, в дверных проемах имеются пороги высотой более 2 см. В связи с этим, значительно ограничены права инвалидов-колясочников на пользование услугами библиотеки. Отсутствие доступной туалетной кабины значительно затрудняет длительное нахождение в данном учреждении инвалида, противоречит принципу равных возможностей. Помещение, в котором располагается библиотека по адресу: г. Улан-Удэ, 113 квартал, дом 2, литер А2, площадью 15,5 кв.м. находится в муниципальной собственности, передано МУ «Централизованная библиотечная система» в оперативное управление. МУ «Управление культуры Администрации г. Улан-Удэ» является учредителем МУ «Централизованная библиотечная система», которое подчинено и подотчетно учредителю во всех сферах деятельности, учредитель финансирует деятельность созданного учреждения и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством. В связи с этим, просила удовлетворить заявленные требования, обязать ответчиков, установив разумные сроки, оборудовать с библиотеке – филиал № 12 МУ «Централизованная библиотечная система» по адресу: г. Улан-Удэ, 113 микрорайон, дом 2, универсальную кабину уборной общего пользования, доступную для всех категорий граждан с шириной дверного проема не менее 0,9 м., без порогов и перепадов высот пола (внутри установить опорные устройства согласно ГОСТ Р 51261 «Устройства опорные стационарные реабилитационные», двери туалетной кабины должны открываться наружу), ликвидировать ступеньки при подходе к унитазу, в помещении библиотеки разместить указатели о местонахождении универсальной кабины уборной. Расширить дверной проем до 0,9 м., при входе в библиотеку, ликвидировать пороги во всех дверных проемах. При входе в здание оборудовать пандус согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Установить поручни на лестничных маршах при входе в библиотеку и поручни вдоль пандуса согласно СНиП 35-01-2001 и с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 «Устройства опорные стационарные реабилитационные».
Представитель Администрации г. Улан-Удэ Хамеруев Д.Ю. исковые требования не признал. Суду пояснил, что согласно данным технического паспорта здание филиала библиотеки № 12 было построено в 1989 г. Прокурор же, обращаясь с настоящими требованиями ссылается на нормы федерального законодательства, СНиПы, нормативные акты, которые были приняты намного позже. В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского состояния не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Статьей 15 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» предусмотрено, что не допускается разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами. Пункт 1.1 раздела 1 СНиП 35-01-2001 также содержит обязанность предусматривать условия жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, равные с остальными категориями граждан, лишь при новом проектировании, реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий. Кроме того, согласно п. 3.67 СНиП 30-01-2001 универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее: ширина 1,65, глубина- 1,8. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В такой кабине необходимо предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. Однако, помещение туалета, построенное в 1989 году не соответствует необходимым для инвалидов размерам. В нем невозможно разместить кресло-коляску, разместить поворотные или откидные сидения. Таким образом, удовлетворение требований о расширении дверного проема, ведущего в туалет носит формальный характер и не даст возможности инвалидам пользоваться туалетом, поскольку невозможно разместить внутри туалетной кабины кресло-коляску внутри уборной в силу ее размера. Также просил учесть, что заявляя требования о расширении существующего дверного проема, истец фактически просит изменить конструктивные параметры дверного проема и самой стены. Между тем, для реализации заявленных требований здание должно быть обследовано специалистами, должен быть составлен проект, который должен пройти государственную экспертизу. То есть, должен быть установлен вопрос о технической возможности таких изменений с точки зрения безопасности для жильцов всего дома, в котором расположено помещение библиотеки и посетителей библиотеки. Прокурор же, заявляя настоящие требования, доказательств того, что произвести указанные в иске изменения технически возможно, не представил. Также просил учесть, что законодательно предусмотрено о том, что в случае, когда соблюсти все необходимые условия для инвалидов зачастую невозможно, возможно соблюдение баланса интересов иным способом, в данном случае, по согласованию с общественными объединениями инвалидов принять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Так, МУ «Централизованная библиотечная система г. Улан-Удэ» заключены договоры на выездное обслуживание инвалидов. Таким образом, путем выездного обслуживания реализуется право инвалидов на беспрепятственное получение информации. В связи с этим, полагал, что в действиями Администрации г. Улан-Удэ права инвалидов на беспрепятственное получение информации не нарушаются. В связи с этим, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель МУ «Управление культуры Администрации г. Улан-Удэ» Нефедьева Е.А., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что филиал № 12 МУ «Централизованная библиотечная система» расположена в здании, которое находится в муниципальной собственности. Помещение библиотеки занимает одну комнату площадью 15.5 кв.м., другие помещения арендуются различными организациями. Помещение уборной находится в коридоре, оно одно предназначено для всех находящихся в здании помещений, отдельно к библиотеке не относится. В связи с этим, полагала, что МУ «Управление культуры Администрации г. Улан-Удэ» и МУ «Централизованная библиотечная система» являются по заявленным требованиям ненадлежащими ответчиками.
Представитель МУ Централизованная библиотечная система Цыбенова Р.Ц. суду дала пояснения, аналогичные вышеизложенным и также подтвердила доводы представителя Администрации г. Улан-Удэ об организации выездного обслуживания инвалидов.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими разрешению следующим образом.
Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Конституция Российской Федерации в ст.2 закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью для государства.
Статьями 18, 46 Конституции РФ закреплено, что права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Одним из средств конкретизации оспариваемого положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Согласно ст. 1 ФЗ № 78-ФЗ «О библиотечном деле» библиотека – это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления, являются одним из основных видов библиотек. Каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии, имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации (ст. 5 ФЗ «О библиотечном деле»).
В соответствии с п.19 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 2.4 Положения об Администрации города Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 28.08.2008 г. № 894-89, организация библиотечного обслуживания, комплектование библиотечных фондов муниципальных библиотек входит в круг полномочий Администрации г. Улан-Удэ.
В связи с этим, довод прокурора о том, что публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применительно к объектам, находящимся в муниципальной собственности, должна исполняться муниципальными образованиями в лице органов местного самоуправления, основан на нормах действующего законодательства.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со строительными нормами и правилами (далее СНИП) 2.07.01.-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» при планировке и застройке городских поселений необходимо обеспечивать условия для полноценной жизнедеятельности инвалидов и малоподвижных групп населения (примечание 3 к п. 1.8*).
В ходе рассмотрения дела представителем Администрации г. Улан-Удэ не отрицалось несоответствие здания, в котором находится библиотека, требованиям федерального законодательства в части обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также отсутствие доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения туалетной кабины при посещении библиотеки.
Доводы представителя Администрации г. Улан-Удэ о том, что указанное здание было построено до принятия вышеуказанных законов и нормативных актов, не могут быть приняты судом как дающие основание для освобождения органа местного самоуправления от исполнения публичной обязанности, возложенной на него законом.
Отсутствие доступной туалетной кабины значительно ограничивает права инвалидов-колясочников на пользование услугами библиотек затрудняет длительное нахождение в данном учреждении, нарушает удобство и комфорт жизнедеятельности.
Также подлежат отклонению и доводы представителя Администрации г. Улан-Удэ о том, что МУ «Централизованная библиотечная система» организовано выездное обслуживание инвалидов» как мера, обеспечивающая удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, поскольку со стороны Администрации г. Улан-Удэ не принято никаких мер для устранения нарушения прав инвалидов, доказательств, свидетельствующих о том, что приведение в соответствие с требованиями федерального законодательства здания, в котором находится библиотека, в том числе оборудование его поручнями и пандусами, а также оборудование его универсальной уборной технически невозможно, ответчиком суду не представлено. Кроме того, указанные доводы противоречат принципу «обеспечения равных возможностей».
Принцип «обеспечения равных возможностей» закреплен на уровне международного права в принятых в 1993г. Генеральной Ассамблеей ООН в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов. Термин «обеспечение равных возможностей» означает процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды, такие как обслуживание, трудовая деятельность и информация, оказываются доступными всем, особенно инвалидам. Принцип равенства прав предполагает, что потребности всех без исключения индивидуумов имеют одинаково важное значение. Государства обеспечивают вовлечение инвалидов в культурную жизнь и обеспечивают им возможность участия на равной основе в культурной жизни. Государствам следует содействовать доступности таких культурно-просветительских учреждений, как театр, музеи, кинотеатры и библиотеки и возможности их использования.
При указанных обстоятельствах, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению. При этом, суд исходит из того, что обязанность по устранению нарушений требований федерального законодательства подлежит возложению на Администрацию г. Улан-Удэ.
Доводы представителя Администрации г. Улан-Удэ о том, что такая обязанность должна быть возложена на муниципальные учреждения, на которые возложен функция организации библиотечного дела, подлежат отклонению в связи со следующим.
В силу п.8 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
В соответствии с Положением об Администрации г. Улан-Удэ, утвержденным решением Городского Совета депутатов от 28.08.2008 г. № 894-89, Администрация Администрация города Улан-Удэ (далее - Администрация) является исполнительно-распорядительным органом городского округа "город Улан-Удэ", которая выполняя исполнительные и распорядительные функции в конкретных сферах управления, в соответствии с законодательством и Уставом городского округа "город Улан-Удэ" Администрация осуществляет следующие полномочия по разрешению вопросов, отнесенных к вопросам местного значения.
Пунктом 3 части 1 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями, в том числе, создания муниципальных предприятий и учреждений.
МУ «Управление культуры Администрации г. Улан-Удэ», МУ «Централизованная библиотечная система г. Улан-Удэ» созданы Администрацией г. Улан-Удэ для эффективного разрешения вопросов местного значения и уполномочены на осуществление функций, отнесенных к вопросам местного значения.
Указанные учреждения действуют не только от своего имени и в своих интересах, но и от имени и в интересах исполнительного органа муниципального образования.
Несоблюдение требований действующего законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидам и других маломобильных групп населения при посещении библиотек в пределах муниципального округа, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц в части обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей города Улан-Удэ.
При определении срока для устранения указанных выше недостатков, суд исходит из разумности сроков, необходимых для устранения вышеуказанных недостатков, необходимое время для заключения муниципальных контрактов, время строительного сезона. В связи с чем полагает возможным установить такой срок по 15 октября 2011 г. включительно.
В связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Улан-Удэ в срок до 15 октября 2011 г.:
- Оборудовать в библиотеке - филиал № 12 МУ «Централизованная библиотечная система» по адресу г. Улан-Удэ 113 микрорайон дом 2 универсальную кабину уборной общего пользования доступную для всех категорий граждан : шириной дверного проема не менее 0,9м, без порогов и перепадов высот пола, внутри установить опорные устройства согласно ГОСТ Р 51261 «Устройства опорные стационарные реабилитационные», двери туалетной кабины должны открываться наружу; ликвидировать ступеньки при подходе к унитазу; в помещении библиотеки разместить указатели о местонахождении универсальной кабины уборной;
- Расширить дверной проем до 0,9 м. при входе в библиотеку, ликвидировать пороги во всех дверных проемах;
- При входе в здание оборудовать пандус согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для Маломобильных групп населения»;
Установить поручни на лестничных маршах при входе в библиотеку, поручни вдоль пандуса согласно СНиП 35-01-2001 и с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 «Устройства опорные стационарные реабилитационные».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней через Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья: Гончикова И.Ч.