РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 января 2011г. г.Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Бадмаевой Д.Н.
при секретаре Шоноевой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубановой Ф.А. к Администрации г.Улан–Удэ о признании решения комиссии по установлению стажа муниципальной службы незаконным, обязании устранить допущенные нарушения права,
УСТАНОВИЛ:
Дубанова Ф.А. обратилась в Советский районный суд г.Улан-Удэ с иском к Администрации г.Улан-Удэ, в котором просит признать незаконным решение комиссии по установлению стажа муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет от 21 октября 2010 года; включить в стаж муниципальной службы Дубановой Ф.А. период ее работы с 04.07.1987 года по 11.09.2006 года; обязать комиссию по установлению стажа муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет устранить в полном объеме допущенное нарушение права на получение доплаты к пенсии и назначить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости как лицу, замещавшему не менее одного года высшие должности муниципальной службы. В обоснование исковых требований истец указала, что 14 октября 2010г. она обратилась в Комиссию по установлению стажа муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к пенсии с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии по старости как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в городе Улан-Удэ. 26 октября 2010г. в ее адрес был направлен ответ, из которого следует, что ее заявление рассмотрено на заседании постоянной Комиссии 21 октября 2010г. и по результатам рассмотрения принято решение о том, что при наличии стажа 19 лет 4 месяца 15 дней назначить ей пенсию за выслугу лет, не имеют возможности. По мнению истца, вышеуказанное решение комиссии от 21 октября 2010г. является незаконным, поскольку принято с нарушением установленного закона и порядка рассмотрения. Более того, решение комиссии вынесено по вопросу установления пенсии за выслугу лет, хотя с таким заявлением она, Дубанова Ф.А., в Комиссию не обращалась. В ее заявлении ставился вопрос об установлении ежемесячной доплаты к пенсии. Незаконное решение нарушает право истца на установлении ей доплаты к пенсии по старости как лицу, замещавшему не менее одного года высшие должности муниципальной службы в соответствии с «Положением о ежемесячной доплате к трудовой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Улан-Удэ». Так, в соответствии с решением Улан-Удэнского Совета депутатов от 21 апреля 2010 года № 278-21 «Об утверждении положения о ежемесячной доплате к трудовой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Улан-Удэ» и вышеуказанным Положением, на основании раздела 1 п.11 «г» Дубанова Ф.А. имеет право на получение доплаты к трудовой пенсии. Поскольку с 1987 года по 1993 года истец замещала должность заведующей отделом культуры в Администрации г.Улан-Удэ, что в соответствии с приложением №1 к Положению «Соотношение должностей» в наименовании муниципальной должности соотносится как начальник отдела, то, соответственно, она имеет право на получение надбавки. Кроме этого, при рассмотрении заявления Дубановой Ф.А. нарушен порядок, в соответствии с разделом 3 п.3.3 Комиссия в 5-дневный срок обязана направить в ее адрес выписку из решения об отказе в представлении материалов к назначению доплаты. Однако, такого решения или выписки из него в адрес истца не направлялось. Кроме этого, комиссия вообще не рассмотрела вопрос об установлении Дубановой Ф.А. доплаты к пенсии, что и нарушило ее законные права.
Определением суда от 31.01.2011г. производство по делу в части искового требования о включении в стаж муниципальной службы Дубановой Ф.А. периода ее работы с 04.07.1987г. по 11.09.2006г. прекращено, в связи с частичным отказом представителя истца от иска.
В судебном заседании представитель истца адвокат Бухарметова С.А., действующая на основании доверенности, оставшиеся исковые требования Дубановой поддержала в полном объеме, уточнив, что просит признать незаконным решение комиссии по установлению стажа муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет от 21 октября 2010г. в части отказа в назначении надбавки за выслугу лет, обязать комиссию устранить допущенные нарушения и назначить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости Дубановой Ф.А. с момента подачи заявления, с 14 октября 2010г. Просила удовлетворить иск.
Сама истец Дубанова Ф.А. в судебное заседание не явилась, хотя о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, направила в адрес суда письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. По правилам ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика по доверенности Семенова Е.С. исковые требования Дубановой Ф.А. не признала, ссылаясь в своих возражениях на доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. По мнению представителя, ссылка истца на раздел 1 п.11 «г» вышеуказанного Положения недопустима, поскольку должность заведующего отделом культуры горисполкома не входит в список высших должностей, указанных в части первой раздела 1.1. Реестра должностей муниципальной службы в Республике Бурятия. Следовательно, оснований для назначения пенсии за выслугу лет нет, так как прекращение муниципальной службы 07.06.1993 не соответствует п.2.2 Положения, прекращение муниципальной службы истца произошло не по достижению пенсионного возраста. Просила в иске отказать.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований истца.
Из материалов дела следует, что 14 октября 2010г. Дубанова Ф.А. обратилась в Комиссию по установлению стажа муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет Администрации г.Улан-Удэ с заявлением, в котором просила установить ей ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости. В своем ответе Дубановой Ф.А. от 26.10.2010г. №1019 Председатель Комиссии Еманаков В.И. указал, что ее заявление по вопросу установления пенсии за выслугу лет рассмотрено на заседании 21 октября 2010г. постоянной комиссии по установлению стажа муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет. При этом председателем Комиссии было разъяснено Дубановой о том, что оснований для назначения ей пенсии за выслугу лет нет, т.к. лица, уволенные с муниципальной службы по основаниям, перечисленным в п.2.2. Положения о ежемесячной доплате к трудовой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.Улан-Удэ, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы в городском округе «город Улан-Удэ» не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию.
Согласно протоколу заседания Комиссии по установлению стажа муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет Администрации г.Улан-Удэ №7 от 21 октября 2010г., Комиссией принято решение об установлении Дубановой Ф.А. стажа муниципальной службы 19 лет 4 мес. 15 дней. Как следует из выписки трудовой деятельности Дубановой Ф.А., в стаж муниципальной службы Комиссия включила периоды работы истицы на следующих должностях: методиста городского отдела культуры, инспектора отдела культуры горисполкома по Октябрьскому району с 18.02.74г. по 22.10.1979г.; председателя профкома фабрики верхнего трикотажа Облсовпрофа с 22.10.79г. по 05.10.1984г., инструктора отдела организационно-партийной работы Бурятского обкома КПСС с 06.10.84г. по 31.08.1985г.; слушателя Новосибирской высшей партийной школы с 01.09.85г. по 31.07.1987г.; заведующей отделом культуры горисполкома с 04.07.87г. по 07.06.1993г.
Согласно пенсионному удостоверению, Дубановой Ф.А. в соответствии с п.1 ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (по достижении возраста 55-ти лет) пенсия по старости назначена с 05 июня 2002 года.
В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно преамбуле Закона Республики Бурятия «О доплате к трудовой пенсии и пенсиях за выслугу лет отдельным категориям граждан» от 29.09.2001г. №808-II настоящий Закон регулирует основания, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Бурятия, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Бурятия. Законом предоставляется право органам местного самоуправления в Республике Бурятия устанавливать доплату к пенсии лицам, замещавшим должности в органах местного самоуправления в Республике Бурятия. Органы местного самоуправления вправе устанавливать ежемесячные доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальным служащим, замещавшим в аппаратах этих органов муниципальные должности муниципальной службы в Республике Бурятия, предусмотренные Реестром муниципальных должностей муниципальной службы Республики Бурятия (ч.1 ст.12 Закона РБ).
В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и вышеназванным Законом РБ решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010г. №278-21 утверждено Положение о ежемесячной доплате к трудовой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Улан-Удэ. Согласно п.п. «г» п.1.1, п.п. «а» п.1.2 Положения право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (далее - доплата), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями (бездействием), установленными решением суда, имеют, в том числе, лица, замещавшие не менее одного года высшие должности муниципальной службы, указанные в части первой раздела 1.1 Реестра должностей муниципальной службы в Республике Бурятия. Доплата устанавливается к трудовым пенсиям, назначенным на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в том числе, к пенсиям по старости.
В целях обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления в Республике Бурятия либо лиц, замещающих должности муниципальной службы в Республике Бурятия Законом Республики Бурятия от 07.09.2007г. №2427-III утвержден Реестр должностей муниципальной службы в Республике Бурятия, согласно части первой раздела 1.1 которого к высшим должностям муниципальной службы относятся: Первый заместитель руководителя администрации (мэра городского округа); Заместитель руководителя администрации (мэра городского округа; Руководитель аппарата (управляющий делами); Руководитель территориального органа администрации.
По мнению стороны ответчика, раздел 1 п.11 «г» вышеуказанного Положения не применим по отношении к истцу, поскольку должность заведующего отделом культуры горисполкома не входит в список высших должностей, указанных в части первой раздела 1.1. Реестра должностей муниципальной службы в Республике Бурятия. Следовательно, оснований для назначения пенсии за выслугу лет нет, так как прекращение муниципальной службы 07.06.1993 не соответствует п.2.2 Положения, прекращение муниципальной службы истца произошло не по достижению пенсионного возраста.
С таким мнением ответчика нельзя согласиться. Истец Дубанова Ф.А. в Комиссию по установлению стажа муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет Администрации г.Улан-Удэ обратилась с заявлением об установлении ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, а не с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, ином органе, при наличии общего стажа муниципальной службы не менее 15 лет. Из этого следует, что решение Комиссии от №7 от 21 октября 2010г. по отказу в назначении истцу пенсии за выслугу лет ввиду отсутствия оснований, предусмотренных п.2.2 Положения, не соответствует требованиям п.п.4 п.1 ст.10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006г. №59-ФЗ, согласно которому государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. Фактически Комиссией было отказано Дубановой в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, в связи с чем, оспариваемое решение в указанной части является незаконным и нарушающим права и законные интересы истца.
Рассматривая вопрос о наличии либо отсутствии права истца на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, суд приходит к выводу о том, что такое право у истца имеется, при этом суд считает необходимым исходить из следующего.
На момент назначения истцу пенсии по старости - 05 июня 2002 года действовал Закон Республики Бурятия «О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Бурятия» от 21.10.1998г. №49-II с внесенными изменениями Законом РБ от 14.04.2000г. №385-II, согласно которому в Перечень муниципальных должностей муниципальной службы, замещаемых на неопределенный срок входили следующие ведущие должности: начальник, заместитель начальника отдела (заведующий, заместитель заведующего отделом) в управлении, комитете. В данном случае, должность Дубановой Ф.А. - заведующей отделом культуры Улан-Удэнского горисполкома, которую она занимала с 04.07.1987г. по 07.06.1993г. подпадает под вышеназванный Перечень. Следовательно, если должность истца на момент выхода ее на пенсию по старости, при условии, что ежемесячная доплата устанавливается только к пенсиям по старости (в рассматриваемом случае) входила в вышеназванный Реестр муниципальных должностей муниципальной службы, то изменение законодательства не может в настоящее время умалять ее право на получение соответствующей доплаты. Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, связанных в том числе, с различными надбавками и доплатами к пенсиям, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период работы Дубановой Ф.А. в должности заведующей отделом культуры Улан-Удэнского горисполкома, при наличии у нее 15-летнего муниципального стажа, подлежал отнесению к категории лиц, имеющих право на муниципальную доплату, независимо от времени ее обращения.
При указанных обстоятельствах, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что отказ в установлении ежемесячной надбавки к пенсии нарушает права истца на социальное обеспечение в том объеме, на который она вправе рассчитывать, а также противоречит конституционному принципу справедливости и равенства. В этой связи, исковые требования Дубановой об обязании Комиссии по установлению стажа муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет Администрации г.Улан-Удэ устранить допущенные нарушения и назначить ей доплату к трудовой пенсии по старости подлежат удовлетворению. Указанная доплата подлежит назначению с момента подачи истцом заявления, т.е. с 14 октября 2010г., в соответствии с п.3.13 Положения о ежемесячной доплате к трудовой пенсии в органах местного самоуправления…, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010г. №278-21.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дубановой Ф.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по установлению стажа муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет Администрации г.Улан-Удэ от 21 октября 2010 года в части отказа Дубановой Ф.А. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости.
Обязать Комиссию по установлению стажа муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет Администрации г.Улан-Удэ устранить допущенные нарушения и назначить Дубановой Ф.А. доплату к трудовой пенсии по старости с момента подачи заявления, 14 октября 2010г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Д.Н. Бадмаева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>1