Иск Самбуева Ч.В. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о предоставлении земельного участка в собственность



Гр.дело №

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

11 марта 2011 года гор.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда города Улан-Удэ Богданова И.Ю.

при секретаре Бардунаевой А.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самбуева Ч.В. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ о признании права собственности на земельный участок

у с т а н о в и л:

В суд обратился истец с настоящим иском, указав, что в 1993 году им построен жилой дом на <адрес>. В 1996 года при инвентаризации земель его участок был учтен, по результатам инвентаризации был выдан кадастровый паспорт. В настоящее время землепользователи квартала № получили право собственности на земельный участок. Декларации выдавались согласно списку землепользователей квартала. Ему декларация не предоставлена по причине не установления землепользователя, т.к. в момент инвентаризации его дома не было и был составлен акт об отсутствии декларации. Поскольку он лишен возможности зарегистрировать свое право на земельный участок, просит суд признать его собственником земельного участка по <адрес>.

В судебном заседании истец Самбуев Ч.В. требования поддержал и пояснил, что является владельцем самовольно возведенного дома, расположенного по вышеуказанному адресу, который окончательно возвел в 1995 году. Возведение дома начал в 1993 году, стал проживать в доме с 1995 года, технический паспорт на дом получил в 1998 году и при его оформлении не обратил внимания, что год постройки указан 1998. Фактически земельным участком, на котором находится дом, пользуется с 1993 года. По данным проведенной в 1996 году инвентаризации земель участок находится в квартале №. При этом, при инвентаризации выявлялись владельцы домов, расположенных на инвентаризируемых земельных участках. Несмотря на то, что он являлся фактическим владельцем земельного участка, в акте об отсутствии деклараций было указано, что владелец участка не найден, по его предположению в связи с тем, что его не было дома. Кроме него других пользователей или собственников участка нет. Из-за такого указания в документах по инвентаризации земель он лишен в настоящее время возможности воспользоваться приватизацией земельного участка, которая была бы возможна в случае установления его в 1996 году в качестве владельца участка при инвентаризации земель. В связи с этим, просил признать за ним право собственности на земельный участок.

Представитель МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в судебное заседание не явился по не известным суду причинам, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом. Суд с согласия истца считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке заочного производства. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Харакшинова И.В. возражала против удовлетворения иска, поясняя, что оснований для признания права собственности за истцом не имеется, т.к. отсутствуют доказательства тому, что в 1996году именно он являлся собственником дома, имеющегося на участке по <адрес>, установить, что именно участок № был предметом инвентаризации также невозможно.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по РБ в судебное заседание также не явился по не известным суду причинам, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель третьего лица Будаев Ч.С., суду пояснил, что поскольку участок по <адрес> учтен в госкадастре, значит на момент инвентаризации такой участок имелся и был занят существующим домом.

Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам» № 659 от 12 июля 1993 года было утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации земель. Согласно названного положения инвентаризация земель проводилась с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

Инвентаризация земель начиналась с составления списка всех землепользователей (землевладельцев), и получения от каждого землепользователя (землевладельца) декларации ( заявления) о факте использования земельного участка и всех документов, удостоверяющих их прав пользования земельными участками. (п.4.2. Временного руководства по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденного Роскомземом 17 мая 1993года).

При этом, согласно п.3.2 Временного руководства сбору, изучению и анализу подлежали

- материалы геодезических работ и топографических съемок, выполненных на территории населенного пункта;

- сведения генерального плана и другой градостроительной документации, правила застройки города, поселка, необходимые для проведения инвентаризации земель;

- материалы предыдущих инвентаризаций;

- документы и материалы по отводу земельных участков;

- сведения дежурных планов отводов и застройки;

- материалы по выносу в натуру, установлению (восстановлению) и определению границ земельных участков и границ населенного пункта;

- материалы обследований БТИ земельных участков индивидуальной застройки;

- материалы исполнительных съемок, имеющие сведения о землепользованиях (землевладениях);

- материалы и документы, имеющие кадастровое содержание (реестры, таблицы и др.) в различных службах и управлениях коммунального хозяйства, благоустройства, озеленения и т.д.

На основании п.8 названного Положения утвержденные материалы инвентаризации земель являлись основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию. В связи с установленным Федеральный законом от 30.06.2006г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимости имущества» упрощенным порядком оформления прав граждан на земельные участки, основанием для оформления прав граждан на земельные участки в упрощенном порядке могут быть материалы инвентаризации, утвержденные до вступления в силу Земельного кодекса РФ.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что утвержденные материалы инвентаризации должны рассматриваться в качестве документов, устанавливающих право гражданина на землю.

В соответствии с ч.1 ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При этом, для регистрации права необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию, документы, указанные в пункте 2 названной статьи – в том числе в названном пункте указано на иные документы устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Таким образом, указанной нормой установлен упрощенный порядок государственной регистрации прав граждан на земельные участки. При этом необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, кадастровый паспорт соответствующего земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом.

Как установлено в судебном заседании земельный участок, занимаемый существующим жилым домом по адресу <адрес>, владельцем которого как установлено в судебном заседании является истец (что подтверждается представленным суду техническим паспортом на дом, расположенный по указанному адресу), является ранее учтенным, поскольку являлся предметом государственного технического учета объектов недвижимости, осуществленном в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поставлен на кадастровый учет в результате инвентаризации земель, проведенной с целью определения возможности предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей, в порядке, установленном Положением о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденном Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 659.

Также в ходе рассмотрения дела из пояснений истца, показаний допрошенных свидетелей М и Б, пояснявших, что Самбуев с 1993 года пользовался указанным земельным участком в личных целях, имел постройки, установлено, истец на момент проведения инвентаризации являлся пользователем земельного участка. Подтверждением тому, что истец пользовался именно участком по адресу: <адрес> является адресная справка выданная Администрацией гор.Улан-Удэ, содержащая сведения о кадастровом номере участка и его адресе, а также о владельце участка.

Таким образом, в суде подтвержден факт того, что истец на момент проведенной в 1996 г. инвентаризации земельных участков являлся владельцем земельного участка № в квартале №, фактически использовал данный земельный участок для индивидуального строительства.

Из указанного следует, что у истца возникло право на оформление спорного земельного участка в собственность в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Поскольку при инвентаризации земельного участка № был составлен акт об отсутствии деклараций о факте использования земельного участка, он лишен возможности воспользоваться своим правом оформления земельного участка в собственность в упрощенном порядке, в связи с чем признать свое право в ином порядке, не судебном, не может.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что факт использования земельного участка истцом при инвентаризации земель был подтвержден в ходе рассмотрения дела, установлено отсутствие споров по поводу владения и пользования земельным участком и жилым домом, суд приходит к выводу о том, что основания для признания за истцом права собственности имеют место и находит возможным удовлетворить заявленные требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Самбуева Ч.В. удовлетворить

Признать за Самбуевым Ч.В. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 732 кв.м., кадастровый номер №.

Ответчик в случае несогласия с принятым решением вправе в течение семи дней со дня получения решения обратиться с заявлением в Советский районный суд гор.Улан-Удэ об отмене заочного решения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене заочного решения суда.

<данные изъяты>

Судья: И.Ю.Богданова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200