решение по иску Прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел по г.Улан–Удэ об обязании получить лицензию на осуществление доврачебной медицинской деятельности,



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 марта 2011г. Дело №2-227/11

Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Бадмаева Д.Н.

при секретаре Шоноевой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел по г.Улан–Удэ об обязании получить лицензию на осуществление доврачебной медицинской деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Бурятия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел по г.Улан-Удэ с заявлением об обязании получить лицензию на осуществление доврачебной медицинской деятельности. Исковые требования мотивированы тем, что в медицинской части изолятора временного содержания (ИВС), входящего в структуру подразделений УВД по г.Улан-Удэ, осуществляется оказание амбулаторной медицинской помощи на уровне первичной (доврачебной) помощи, в штатное расписание УВД по г.Улан-Удэ включена должность фельдшера медицинской части ИВС, на которую с 20.09.2010г. назначена Шагжиева Е.Г. Указанная доврачебная медицинская помощь включена в перечень работ (услуг), на осуществление которых требуется получение лицензии, согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ №30 от 22.01.2007г. Между тем, лицензию на осуществление медицинской деятельности ИВС УВД по г.Улан-Удэ не имеет. Здание изолятора временного содержания, расположенное по адресу: г.Улан-Удэ, пр.Автомобилистов, 14А, находится на праве оперативного управления МВД по РБ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.02.2010г.

Определением суда от 19.01.2011г. по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство внутренних дел по Республики Бурятия.

В настоящем судебном заседании представители Мазуренко Д.В. и Налетова М.М., действующие на основании доверенностей от 21.12.2010г. и 17.01.2011г., требования иска, а также доводы, содержащиеся в нем, поддержали в полном объеме. По мнению представителей, доводы ответчика об отсутствии правоустанавливающих документов на здание ИВС, не имеют значения при рассмотрении данного спора, тем самым, ответчик лишь пытается оправдать свое бездействие не получением лицензии, выявленное нарушение должно быть устранено путем получения такой лицензии; вызывает удивление, что при создании УВД не был разрешен вопрос о передаче имущества (зданий), не ясно, каким образом происходила реорганизация ведомства без разрешения вопросов о передаче имущества (здания) другому юридическому лицу. Учитывая, что сам факт осуществления доврачебной деятельности в указанном учреждении ответчиком не оспаривается, просили удовлетворить иск.

Представители ответчика Соктоев Т.В., Ожигова Т.Г., действующие на основании доверенностей, иск не признали, пояснив, что здание ИВС находится в федеральной собственности, чтобы заключить договор безвозмездного пользования необходимо согласование с собственником имущества, на данный момент ведется передача административного здания в оперативное управление УВД, без документов на здание они не смогут получить лицензию в лицензирующем органе. Просили в иске отказать.

Представитель третьего лица Абидуева Н.Н-Ц., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что нежилое здание изолятора временного содержания было введено в эксплуатацию в июне 2009г., затем только в марте 2010г. было оформлено право Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за МВД по РБ. Процесс регистрации был затянутым, долго проходил различные согласования, в том числе, и в Росимуществе по РБ, поэтому здание не было передано УВД по г.Улан-Удэ. На сегодняшний день они отказываются от права оперативного управления на данное нежилое здание ИВС, но для этого необходимо вновь пройти все согласования, в том числе, и через МВД России, затем имущество будет передано УВД по г.Улан-Удэ.

Выслушав стороны, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном разбирательстве установлено, что 23 августа 2010года прокуратурой республики совместно с участием санитарного врача ЦГСЭН МСЧ МВД по РБ Шалбаевой Е.А. проведена проверка соблюдения федерального законодательства при осуществлении медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, в ходе которой были выявлены ряд нарушений. В частности, проверкой установлено, что в медицинской части изолятора временного содержания (ИВС), входящего в структуру подразделений УВД по г.Улан-Удэ, осуществляется оказание амбулаторной медицинской помощи на уровне первичной (доврачебной) помощи, в штатное расписание УВД по г.Улан-Удэ включена должность фельдшера медицинской части ИВС, на которую с 20.09.2010г. назначена Шагжиева Е.Г. Указанная доврачебная медицинская помощь включена в перечень работ (услуг), на осуществление которых требуется получение лицензии, согласно вышеназванному Положению о лицензировании медицинской деятельности. Между тем, лицензию на осуществление медицинской деятельности ИВС УВД по г.Улан-Удэ не имеет. Данное обстоятельство подтверждается ответом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) по Республике Бурятия от 14.09.2010г.,из которого следует, что МВД по РБ, в том числе ИВС УВД по г.Улан-Удэ, лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания не имеет. Факт отсутствия требуемой лицензии не оспаривается и ответчиком, а также подтвержден показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Шагжиевой Е.Г., фельдшера ИВС, и Хандажаповой Н.В., Заместителя руководителя ТУ Росздравнадзора по РБ, пояснившей о том, что УВД по г.Улан-Удэ за получением лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания в Управление даже не обращалось. В случае их обращения можно было бы разрешить вопрос по зданию, т.к. для получения лицензии соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие зданий, помещений не только на праве собственности, но и на ином законном основании.

В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»№103-ФЗ от 15 июля 1995года администрация ИВС обязана проводить лечебно-профилактическую работу в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому.

Согласно ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128 от 08.08.2001 года установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии. Данным перечнем предусмотрено лицензирование медицинской деятельности (пп.96 п.1 ст. 17 указанного Федерального закона).

Лицензирование медицинской деятельности регламентируется Положением «О лицензировании медицинской деятельности», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №30 от 22.01.2007 года. В соответствие с п.4 указанного положения медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной медицинской помощи в соответствии с перечнем.

По Приложению (перечню) к Положению о лицензировании медицинской деятельности доврачебная медицинская помощь, включена в перечень работ (услуг), на осуществление которых требуется получение лицензии.

Разделом №3 должностной инструкции фельдшера медицинской части ИВС УВД по г. Улан-Удэ на фельдшера возложены обязанности: активно выявлять инфекционные заболевания, венерические, кожные, психические, паразитические и другие опасные заболевания, путем проведения медицинских осмотров, при поступлении подозреваемых и обвиняемых в ИВС УВД по г. Улан-Удэ, при проведении по камерных обходов, при обращении за медицинской помощью. Возложены обязанности по оказанию амбулаторной, в том числе неотложной медицинской помощи; организации консультации больных, нуждающихся в специализированной медицинской помощи; выполнению рекомендаций и назначения врачей специалистов и консультантов; составлению расчета потребности в лекарственных препаратах и медицинского оборудования; ведения необходимой медицинской документации; следить за наличием аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременным пополнением.

В соответствие с п.8.2 Инструкции «О порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», утвержденной совместным приказом №1115/475 от 31.12.1999 года МВД РФ и Министерства здравоохранения РФ - при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники осуществляют оказание амбулаторной медицинской помощи на уровне первичной (доврачебной) помощи, в том числе неотложной, медико-санитарной помощи.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 03-АА №610333 от 17.02.2010 года, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия здание изолятора временного содержания, расположенное по проспекту Автомобилистов, 14А, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущества. Здание изолятора временного содержания на праве оперативного управления зарегистрировано за МВД по Республике Бурятия.

На основании п.п.1.1, 1.9, 1.14 Положения «Об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделения охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых УВД по г. Улан-Удэ» (далее ИВС), утвержденного приказом начальника УВД по г. Улан-Удэ Гусака А.А. №77 от 29.12.2009 года - ИВС входит в структуру подразделений УВД по г. Улан-Удэ. Структура и штат ИВС разрабатываются на основании нормативов и лимитов штатной численности, примерных моделей, установленных МВД России, и утверждается Министром внутренних дел республики. Контроль за соблюдением законности при содержании подозреваемых и обвиняемых, их охране и конвоировании осуществляется начальником ИВС, руководителями УВД по г. Улан-Удэ.

Исходя из п.п.1.4., 3.3 указанного Положения в ИВС могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также подозреваемые и обвиняемые, переведенные из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, для выполнения следственных действий, судебного производства за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного производства. Обеспечение приема подозреваемых и обвиняемых производится с оформлением документов личного дела, проведением медицинского осмотра, личного досмотра и обыска.

В штатное расписание УВД по г.Улан-Удэ включена должность фельдшера медицинской части ИВС, на которой до 02.08.2010 года числилась Цыдыпова В.Б., а с 20.09.2010 года назначена Шагжиева Е.Г.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ИВС УВД по г.Улан-Удэ осуществляет безлицензионную медицинскую деятельность по оказанию доврачебной медицинской помощи, что противоречит действующему законодательству и нарушает права неопределенного круга лиц. В данном случае обращение прокурора республики в суд обусловлено необходимостью защиты интересов охраны здоровья содержащихся в изоляторе временного содержания УВД по г.Улан-Удэ подозреваемых и обвиняемых, поскольку в случае неустранения выявленных нарушений по осуществлению безлицензионной медицинской деятельности существует реальная угроза причинения вреда их здоровью.

В этой связи, доводы представителей ответчика о том, что для получения лицензии необходимы правоустанавливающие документы, здание ИВС находится в федеральной собственности, передача административного здания в оперативное управление УВД не осуществлена, без документов на здание они не смогут получить лицензию в лицензирующем органе, суд не принимает во внимание, поскольку отсутствие правоустанавливающих документов на помещение ИВС не освобождает ответчика от установленной законом обязанности получения лицензии, в том числе, с предоставлением иных документов, подтверждающих законное использование здания. Доказательства того, что ответчиком принимались все зависящие от него меры к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания, в соответствии с требованиями ч.1 ст.56 ГПК РФ, суду не предоставлены. Более того, в судебном разбирательстве установлено, что в лицензирующий орган ответчик даже и не обращался, что объективно подтверждено показаниями свидетеля Хандажаповой Н.В., Заместителя руководителя ТУ Росздравнадзора по РБ.

При вышеизложенных обстоятельствах, требования Прокурора республики суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать УВД по г. Улан-Удэ МВД по Республике Бурятия получить в Федеральном службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Бурятия в установленном законом порядке лицензию на осуществление доврачебной медицинской деятельности в медицинской части Изолятора временного содержания (ИВС) УВД по г.Улан-Удэ.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Бурятия через Советский районный суд <адрес>.

Судья Д.Н. Бадмаева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>1

-32300: transport error - HTTP status code was not 200