исковое заявление Бурятского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО Авиакомпания `Бурятские авиалинии` о понуждении устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды



Гр. дело №

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 мая 2011 года гор.Улан-Удэ

Советский районный суд гор.Улан-Удэ в составе судьи Богдановой И.Ю.

при секретаре Бардунаевой А.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурятского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Авиакомпания «Бурятские авиалинии» о понуждении к исполнению требований законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения

у с т а н о в и л:

В суд обратился истец с названным иском, указав, что основными видами деятельности ответчика является перевозка пассажиров воздушным транспортом, оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию летательных аппаратов. В ходе проверки было установлено, что всего за 2010 год от источников, в том числе стационарных, ответчиком осуществлен выброс загрязняющих веществ – твердых, газообразных и жидких в размере 102,795 тонн. Также проверкой установлено, что у авиакомпании вопреки требованиям федерального закона отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ. Поскольку источники загрязняющих веществ находятся вблизи жилого массива пос.Аэропорт, поступление в воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, просит суд обязать ответчика в сроки определенные судом разработать проект предельно допустимых выбросов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект. Обязать ответчика получить в сроки определенные судом разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Роспотребнадзор по РБ и Управление Росприроднадзор по РБ

В судебном заседании истец Хорошев Л.Я., действующий на основании прав по должности, на требованиях настаивал в полном объеме, поясняя, что сроки устранения выявленных недостатков в сфере охраны окружающей среды, на которые указывают привлеченные судом представители третьих лиц, являющиеся специалистами в названной сфере, являются разумными и приемлемыми.

Представители ответчика Дашиева Д.А. и Стрельцова О.В., действующие по доверенностям, требования истца признавали, поясняя, что в связи с превышением предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ им отказано в настоящее время в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на получение проекта санитарно-защитной зоны. В связи с указанным необходимо будет произвести ряд мероприятий для уменьшения выбросов веществ в прилегающей к организации жилой зоне и затем вновь обратиться в Роспотребнадзор за получением заключения. В связи с указанным просили суд установить разумные сроки для выполнения требований истца с учетом мнения специалистов.

Представители Управления Росприроднадзор по РБ Васильева М.П. и Романова О.А., действующие по доверенностям, суду пояснили, что действительно в связи с превышением ПДВ в 3.3 раза выше предельно-допустимой концентрации загрязняющих веществ, в выдаче заключения на проект санитарно-защитной зоны ответчику отказано. В связи с указанным полагали возможным установить срок для выполнения требования прокурора в части обязания ответчика разработать новый проект предельно допустимых выбросов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект в срок до 1 октября 2011года. С учетом производства необходимых и достаточно длительных работ по разработке санитарно-защитной зоны, а также процедуры получения санитарно-эпидемиологического заключения, полагали необходимым установить срок для обязания ответчика исполнить указанные действия до 1 апреля 2013 года.

Представитель Управления Росприроднадзора по РБ по доверенности Слугинов В.Ю. в судебном заседании пояснил, что для получения ответчиком разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух ответчику необходимо получить в Роспотребнадзоре проект ПДВ и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект. С учетом того, что специалисты Роспотребнадзора указывают на срок выполнения данной обязанности до 1 октября 2010 года, полагает необходимым установить срок для получения названного выше разрешения в срок до 1 декабря 2011 года.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Тот факт, что основным видом деятельности ОАО «Авиакомпания «Бурятские авиалинии» является перевозка пассажиров воздушным транспортом, оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию летательных аппаратов и что предприятием осуществляется названная деятельность вблизи жилого массива в пос.Аэропорт гор.Улан-Удэ является общеизвестным и представителями ответчика в судебном заседании подтверждался. Также представителями ответчика подтверждается тот факт, что у авиакомпании имеются стационарные источники в результате деятельности которых происходит выброс вредных веществ в атмосферу – стояночный бокс, лаборатория дефектоскопии, аккумуляторная, участок механической обработки металлов, промывочная машина фильтров и фильтроэлементов систем летательных аппаратов.

Статьей 20 Федерального закона ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что атмосферный воздух в местах постоянного или временного пребывания человека не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические Правила и нормативы (СанПин) 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением № 74 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года, разработаны на основании ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», с учетом ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Земельного кодекса РФ, а также Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, и с учетом практики установления размера санитарно-защитной зоны за последние годы (п.1.1 Правил).

Пунктом 1.2. названных выше СанПин установлено, что требования настоящих санитарных правил распространяется на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. При этом как следует из того же пункта (1.2.) Правил - источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека определены объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК (предельно-допустимых концентраций) и/или ПДУ (предельно-допустимых уровней).

Из 2 раздела Санитарных Правил и нормативов следует, что в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ физического воздействия на атмосферный воздух.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 14 ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно п. 3.8.7. Инструкции по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, утвержденной Приказом Росприроднадзора от 01.03.2011 года № 112 - разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выдается при условии наличия разработанных и утвержденных нормативов ПДВ. Разрешением устанавливаются перечень и количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой производственной площадке (территории), а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Как следует из пояснений представителей ответчика ОАО «Авиакомпания «Бурятские авиалинии» и подтверждается представителями Управления Роспотребнадзора по РБ - на предприятии имеется проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу согласно которого в атмосферный воздух от источников выбросов предприятия поступают загрязняющие вещества превышающие предельно-допустимые концентрации в 3.3 раза. Таким образом, учитывая, что организация ответчика в пос.Аэропорт города Улан-Удэ имеет стационарные источники воздействия на среду обитания и здоровье человека, при этом вклад в загрязнение атмосферного воздуха составляет более установленных предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе, согласно перечисленных выше правовых норм, ответчик обязан принять меры по установлению санитарно-защитной зоны, предусмотренной Санитарно-эпидемиологическими Правилами и нормативами (СанПин) 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а также получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Поскольку названные СанПин предусматривают порядок установления такой зоны, а именно пункт 2.2. указывает на последовательность порядка определения ориентировочного размера санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов - расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд считает возможным установить сроки исполнения требований истца в пределах сроков, на которые указывали представители третьих лиц. При этом суд принимает во внимание порядок проведения работ по установлению санитарно-защитной зоны установленный законодательством, и считает, что указываемые третьими лицами сроки достаточны для выполнения требований истца, также суд принимает во внимание, что ответчиком предпринимаются меры по установлению санитарно-защитной зоны – разработан проект ПДВ, ведутся переговоры с организациями, выполняющими необходимые расчеты и замеры, заключен договор на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бурятского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ОАО «Авиакомпания «Бурятские авиалинии» разработать проект предельно допустимых выбросов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект в срок до 1 октября 2011 года

Обязать ОАО «Авиакомпания «Бурятские авиалинии» получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 1 декабря 2011 года

Обязать ОАО «Авиакомпания «Бурятские авиалинии» разработать проект санитарно-защитной зоны ОАО «Авиакомпании «Бурятские авиалинии» и получить в срок до 1 апреля 2013 года санитарно-эпидемиологическое заключение.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ

<данные изъяты>

Судья: И.Ю.Богданова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>1

-32300: transport error - HTTP status code was not 200