гр. дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2011 года Судья Советского районного суда гор. Улан-Удэ Республики Бурятия Цыденжапов З.А., при секретаре Ильюновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района гор. Улан-Удэ к администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности по принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной вблизи домов 1,2,3 по ул. Кирова,№ Советского района г. Улан-Удэ, восстановлению дворовой помойницы, очистке дворовой уборной,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Улан-Удэ о принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной вблизи домов 1,2,3 по ул. Кирова,№ Советского района г. Улан-Удэ, восстановлению дворовой помойницы, очистке дворовой уборной.
Из существа иска следует, что прокуратурой района в ходе проведения проверки по коллективному обращению граждан с участием специалиста Республиканской службы по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды, животного мира и леса выявлены со стороны ответчика нарушения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенные ответчиком в непринятии мер на очистку территории и ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вблизи жилых домов 1,2,3 по ул. Кирова, №. В ходе выездной проверки выявлено неудовлетворительное санитарное состояние дворовой территории указанных жилых домов, на расстоянии приблизительно 8-10 м. от жилого дома 3 по ул. Кирова, № образована свалка твердых бытовых отходов, надземная часть дворовой помойницы разрушена, не оборудована крышкой и решеткой для отделения твердых фракций, дворовая уборная не содержится в чистоте. Данные нарушения нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В связи с чем в интересах неопределенного круга лиц просил суд обязать администрацию гор. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных по вышеуказанным адресам, восстановлению дворовой помойницы и очистке дворовой уборной.
В судебном заседании представитель прокурора Советского района по доверенности Пилипенко О.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Мотоева М.К. иск не признала, пояснив суду, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом под «организацией» как полномочие органов местного самоуправления понимается исполнительно-распорядительную деятельность, нормативно-правовое регулирование данного вида деятельности, создание соответствующих предприятий, строительство полигонов и мусороперерабатывающих заводов. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.0.2010г. № 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территории, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ. В соответствии с указанными Правилами организация сбора и вывоза ТБО и КГМ, содержание в исправном состоянии контейнеров, контроль за выполнением графика вывоза ТБО и КГМ, обеспечение свободного подъезда и освещение территории у контейнерных площадок по жилищному фонду возлагается на организации по обслуживанию жилищного фонда Согласно п.3.7 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда производят сбор ТБО в металлические мусоросборники (контейнера). При этом места размещения контейнерных площадок определяются организациями по обслуживанию жилищного фонда по согласованию с Управлением архитектуры Администрации г. Улан-Удэ, уполномоченным органом по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ, территориальными отделами Госпожнадзора и организацией, осуществляющей вывоз мусора. Таким образом, обязанность по регулярному сбору и вывозу отходов от населения, обслуживаемых домов, а также обязанность по размещение контейнерных площадок и содержанию в исправном состоянии контейнеров возложена на обслуживающую организацию. Кроме того, согласно статье 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. При этом собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Статьей 36 Жилищного кодекса предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08-2006 г. N 491 определено, что в состав общего имущества включаются санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Пунктом 12 Правил установлено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. При этом пунктом 30 Правил предусмотрено, что содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств. Согласно статье 67 Жилищного кодекса обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возлагается на нанимателей. Выявленная несанкционированная свалка возле жилых домов по ул. Кирова, №/1,2,3 является результатом жизнедеятельности жильцов данных домов. Более того, не обоснованны требования прокурора об обязании Администрации г. Улан-Удэ принять исчерпывающие меры по восстановлению дворовой помойницы, очистке дворовой уборной, поскольку содержание, ремонт санитарно технического оборудования не является полномочием органов местного самоуправления. Таким образом, обеспечение надлежащего состояния придомовой территории, санитарно-технического оборудования, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов, восстановление дворовой помойницы. уборка дворовой уборной является обязанностью собственников и нанимателей жилых помещений. Ссылка прокурора на статью 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» не состоятельна. Истцом не представлены доказательства того, что Администрация г. Улан-Удэ осуществляет указанные виды деятельности на ул. Кирова, №/1,2,3. Администрация г. Улан-Удэ не осуществляет хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает воздействие на окружающую среду в районе жилых домов по ул. Кирова, №/1,2,3. Выявленная несанкционированная свалка не является результатом хозяйственной и иной деятельности Администрации г. Улан-Удэ. Учитывая изложенное, считаю, что причинно-следственная связь между наличием несанкционированной свалки бытовых отходов, разрушением дворовой помойницы, загрязнению дворовой уборной возле дома №№/1,2,3 но ул. Кирова и деятельностью Администрации г. Улан-Удэ отсутствует. Ссылка на Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также не обоснованна. Так как, данным законом не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, в том числе обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом статьей 2 данного закона предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований данного закона за счет собственных средств. Доказательств о несоблюдении требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения истцом не представлен. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных истцом требований.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия по доверенности Барлукова А.В. суду пояснила, что иск прокурора Советского района г. Улан-Удэ считает обоснованным. Управлением Роспотребнадзора по РБ совместно с прокуратурой Советского района была проведена проверка по коллективному заявлению граждан, проживающих по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Кирова, <адрес> 1,2,3, в ходе которой были выявлены нарушения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, в ходе выездной проверки выявлено неудовлетворительное санитарное состояние дворовой территории указанных жилых домов, на расстоянии приблизительно 8-10 м. от жилого дома 3 по ул. Кирова, № образована свалка твердых бытовых отходов, надземная часть дворовой помойницы разрушена, не оборудована крышкой и решеткой для отделения твердых фракций, дворовая уборная не содержится в чистоте. В марте этого года несколько жителей указанных домов обратились в Управление Роспотребнадзора по РБ с жалобой, при этом указали на несанкционированную свалку вблизи жилых домов, разрушенную помойницу и уборную, которая не содержится в чистоте. Было направлено обращение в Комитет городского хозяйства г. Улан-Удэ для принятия решения по жалобе. Комитет дал ответ, что по данному дому собственниками не выбран способ управления. Ранее там была управляющая компания - ЖЭУ-2, но октябре 2010 года ЖЭУ-2 направила обращение в Комитет о том, что они не могут заниматься обслуживанием данных домов. В январе 2011 года данной управляющей организацией было направлено обращение в РОАО «Улан-Удэнская Управляющая Компания» об исключении из реестра обслуживаемых домов, дома по ул. Кирова №1, 27/2, 27/3. Часть жильцов указанных домов является собственниками, а часть проживают в квартирах по договору социального найма. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Считала, что восстановление дворовой помойницы - это тоже относится к организации сбора и вывоза бытовых отходов. Администрация должна также организовать вывоз, то есть откачку бытовых отходов из дворовой уборной. Статьей 36 Жилищного кодекса предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Если дом не благоустроен, то да дворовая помойница и дворовая уборная являются общедомовым имуществом. Но в данном случае, не все жильцы указанных домов являются собственниками квартир, и то, что это их общедомовое имущество говорить нельзя.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Прокуратурой района по коллективной жалобе граждан, со специалистом Республиканской службы по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды, животного мира животного мира и леса проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Советского района г.Улан-Удэ, а именно, возле жилых домов 1,2,3 по ул. Кирова,27 в гор. Улан-Удэ расположены несанкционированные свалки бытовых отходов. Результаты проведенных проверок администрацией гор. Улан-Удэ не оспаривались. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и его требования направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав населения города Улан-Удэ, в частности, на благоприятную окружающую среду. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. Пунктом первым ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.21 вышеназванного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В силу ст.22 этого же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст.13 вышеназванного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21 апреля 2010 года № 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территории, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, в соответствии с которым объектами санитарной очистки и уборки являются территория индивидуального жилого сектора, дворовые территории., уличные и микрорайонные проезды, улицы, парки, скверы, площади, газоны, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций, места уличной торговли и гаражных кооперативов (п.1.3). Указанные Правила устанавливают, что общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г. Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов (п. 1.5). Согласно требованиям санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988г. N4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не приняты достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, что привело к образованию несанкционированных свалок бытовых отходов на территории Советского района г.Улан-Удэ возле жилых домов 1,2,3 по ул. Кирова,№. Указанное обстоятельство по существу нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Как установлено в судебном заседании к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п. 2.3.1 СанПин42-128-4690-88, для сбора жидких отходов в неканализированных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Помещения дворовых уборных должны содержаться в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода. Указаным санпином определяется порядок организации системы сбора, временного хранения, вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий.
Доводы представителя ответчика о том, что в силу закона на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, не предусмотрена действующим законодательством, суд находит не основанными на законе. Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.
Требование прокурора основано на нормах действующего законодательства, предусматривающего обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию гор. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенных вблизи домов № 1,2,3 по ул. Кирова,№ г. Улан-Удэ, восстановить дворовую помойницу, очистить дворовую уборную.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья: Цыденжапов З.А.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>1