Гр.дело № Р Е Ш Е Н И Е 23 июня 2011 года гор.Улан-Удэ Судья Советского районного суда гор. Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В., При секретаре Цырендоржиеве Ч.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амурского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ, в защиту неопределенного круга лиц к ООО "Икат-плюс" о взыскании материального ущерба, У С Т А Н О В И Л: В суд обратился Амурский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов РФ, в защиту неопределенного круга лиц к ООО "Икат-плюс" о взыскании материального ущерба в сумме 1120084руб. Определением суда в качестве третьих лиц привлечено ГУ Амурской области «Магдагачинское лесничество». В судебном заседании представитель истца Зайцева Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что незаконными действиями ООО «Икат - плюс» затронуты права и законные интересы граждан, так как данным экологическим правонарушением нарушено право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Производственной деятельностью ООО «Икат-плюс» допущены нарушения интересов Российской Федерации, выраженные в уничтожении лесных насаждений на лесном участке, который расположен на землях государственного лесного фонда, состоящий в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса РФ). В связи с чем, прокурор обращается в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. Ранее решением Магдагчинского районного суда от 25 октября 2010года были восстановление почвы В судебном заседании представитель ООО "Икат-плюс" Усубалиева А.Э., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила прекратить производство по делу в связи с тем, что решением Магдагчинского районного суда от 25 октября 2010года вынесено решение об удовлетворении исковых требований прокурора Магдагачинского района и обязании ООО «Икат-плюс» произвести рекультивацию земель на участке разработки месторождений. Согласно п. 1ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. При этом, вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Считает, что фактически требование прокурора, по которому вынесено решение Магдагчинского районного суда об обязании ООО «Икат-плюс» произвести рекультивацию земель на участке разработки месторождений на общей площади 46,9 га, направлено на возмещение вреда, причиненного окружающей среде. В судебное заседание не явился представители Управления лесного хозяйства Амурской области, ГУ Амурской области «Магдагачинское лесничество», извещены о времени и месте судебного заседания. Причины неявки неизвестны, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии. Из пояснений специалиста Г- сотрудника Республиканского агентства лесного хозяйства РБ следует, что исковые требования прокурора считает его законным и обоснованным, поскольку при исчислении размера ущерба причиненного государственному лесному фонду необходимо руководствоваться только Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.05.2007г. № 273 и Ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.05.2007г. №310. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего. Право предъявления иска прокурора предусмотрено ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и ст. 45 ГПК РФ. Статьями 9, 15 Конституции Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, которая обеспечивается посредством соблюдения природопользователями основных принципов охраны окружающей среды. Судом установлено, что прокуратурой Магдагачинского района совместно с Министерством природных ресурсов Амурской области, а также с Управлением Россреестра по Амурской области по соблюдению требований законодательства в сфере недропользования на территории Магдагачинского района была проведена проверка, в результате которого установлено факт нарушения лесного законодательства ООО «Икат-плюс». Так, для осуществления производственной деятельности по строительству автомобильной дороги «Амур» ООО «Икат-плюс» получило лицензию на право пользования участками недр, расположенного в Магдагачинском районе Амурской области на км 1203 вправо 200 м автомобильной дороги «Амур» Чита-Хабаровск», на месте ранее разрабатываемого участка, нарушенного отработками прошлых лет. Карьер по добыче ОРПИ - строительного камня, расположен в 3,5 км на юго-восток от железнодорожной станции Тыгда. В соответствии с техническим проектом размеры карьера составляют: площадь по поверхности - 80,0 тыс. кв. м, средняя длина карьера - 242 м, средняя ширина 359 м. Площадь под отвалы - 5395 кв.м. Площадь земельного отвода - 86950 кв.м. В ходе обследования существующего карьера на месте обнаружено, что ООО «Икат - плюс» произведены добычные работы строительного камня на новом участке недр, за границами проектного горноотводного акта, на площади, превышающей размеры горноотводного акта и земельного отвода, указанных в техническом проекте. Из материалов дела и пояснений сторон следует, что ООО «Икат -плюс» разработан земельный участок для добычи ОРПИ (строительный камень) на площади 46,9 га, в том числе: на землях запаса 12,5 га, на землях лесного фонда -24.8 га, на землях сельскохозяйственного назначения - 9,6 га. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Икат - плюс» при ведении добычных работ на новом участке недр осуществляло пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Указанное не оспорено ответчиком. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами. Требованиями ст. 29 Лесного кодекса РФ установлено, что осуществление лесопользования допускается только на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договором купли-продажи лесного участка. Нормами ст. 43 Лесного кодекса определено, что для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи. Однако, как установлено проверкой, договор аренды лесного участка, расположенного за пределами лицензионной площади, на котором производилась добыча ОРПИ (строительного камня) квартал 106 выдел 15 Тыгдинского участкового лесничества ГУ Амурской области «Магдагачинское лесничество», ООО «Икат - плюс» с уполномоченным органом государственной власти Амурской области (Управление лесного хозяйства амурской области) не заключался. Указанное стороной ответчика не оспаривается. В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на юридических и физических лиц возложена обязанность полного возмещения вреда, причиненного окружающей среде, вследствие нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Вступившим в законную силу решением Магдагачинского районного суда Амурской области от 25 октября 2010года исковые требования прокурора Магдагачинского района удовлетворены, а также постановлено обязать ООО «Икат-плюс» произвести рекультивацию земель на участке разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, расположенном на км 1203 вправо 200 м автомобильной дороги «Амур» сообщением Чита-Хабаровск (строительного камня) на общей пощади 46,9 га, произведенных с нарушением лицензионных требований, в том числе: на землях запаса - 12,5 га, на землях лесного фонда - 24,5 га, на землях сельскохозяйственного назначения - 9,6 га. Нормами ст. 61 ГПК РФ определено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вместе с тем, обязание ООО «Икат - плюс» произвести рекультивацию земель, в том числе на землях государственного лесного фонда на площади 24,5 га, расположенные в квартале 106 выдел 15 Тыгдинского участкового лесничества ГУ Амурской области «Магдагачинское лесничество», не освобождает ответчика от обязанности возместить ущерб, причиненный лесам Российской Федерации. В соответствии со ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14 (ред. от 06.02.2007) «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» также говорится о том, что на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Решением Магдагачинского районного суда Амурской области от 25 октября 2010года постановлено обязать ООО «Икат-плюс» произвести рекультивацию земель. Согласно п. 3,4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству №67 от 22 декабря 1995 года определено, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы. При этом в ст.1 Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16июля1998года №101-ФЗ, определяет, что агротехнические мероприятия – это совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения; мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; фитосанитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений; Таким образом, решением Магдагачинского районного суда возложена обязанность на ответчика по восстановлению нарушенного состояния земли на участках. Тогда как данное исковое заявление подана для решения вопроса о возмещения вреда, причиненного лесному фонду Амурской области. Судом обсужден довод стороны ответчика о том, что в соответствии с договором о проведении работ по воспроизводству и лесоразведению (посадка лесных культур) от 12 мая 2010года, согласно которого ООО «Икат-плюс» поручило ГУП Амурской области «Магдагачинский лесхоз» произвести посадку саженцев хвойных пород на площади 45га. Однако суд учитывает, что данный договор заключен ООО «Икат-плюс» во исполнения договоров аренды лесного участка и до вынесения решения Магдагачинского районного суда Амурской области от 25 октября 2010года. То есть вопрос о посадки лесных культур решен ответчиком на арендованных участках. В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно расчета, произведенного специалистами ГУ Амурской области «Магдагачинское лесничество» в соответствии с «Таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесённым к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и ланам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых не допускается», утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273, причиненный ущерб от незаконных действий ООО «Икат - плюс» лесам Российской Федерации, расположенным в квартале 106 выдел 15 Тыгдинского участкового лесничества ГУ Амурской области «Магдагачинское лесничество» на площади 24,5 га, составил 1 120 084,00 рубля. Данный размер ущерба подлежит взысканию с ответчика в пользу Управления лесного хозяйства Амурской области, которое является исполнительным органом государственной власти области, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование, государственный контроль и координацию деятельности в сфере лесных отношений. Довод ответчика о не доказанности наличия лесных насаждений на указанном участке, суд не принимает. Так, из таксационного описания видно, что имелись лесонасаждения на указанном земельном участке в квартале 106 выдел 15. В свою очередь ответчик не представил доказательства обратного. Таким образом, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу государства государственная пошлина в сумме 13800руб. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Взыскать с ООО "Икат-плюс" в пользу Управления лесного хозяйства Амурской области материальный ущерб в счет возмещения причиненного ущерба вследствие нарушения лесного законодательства в сумме 1120084 рубля. Взыскать ООО "Икат-плюс" госпошлину в доход государства в сумме 13800рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ Судья: Т.В.Цыбикдоржиева