Управление образования МО `Мухоршибирский район` к Министерству образования и науки РБ, БРО профсоюзов работников народного образования и науки РФ о признании недействующим нормативно-правового акта



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2011 года Дело№

Судья Советского районного суда гор. Улан-Удэ Республики Бурятия Васильева С.Д., с участием прокурора Пилипенко О.В., при секретаре Гармаеве М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ гражданское дело по иску Управления образования муниципального образования «Мухоршибирский район» к Министерству образования и науки Республики Бурятия, Бурятской республиканской организации профсоюзов работников народного образования и науки Российской Федерации о признании недействующим п. 3.16 нормативно-правового акта «Отраслевое соглашение по учреждениям образования Республики на 2010-2012 годы в порядке главы 24 ГПК РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Управление образования муниципального образования «Мухоршибирский район» обратилось в суд с вышеуказанным иском в порядке главы 24 ГПК РФ, заявляя, что пункт 3.16 нормативного правового акта «Отраслевого соглашения по учреждениям образования Республики Бурятия на 2010-2012 годы» о досрочном прекращении трудового договора с руководителем учреждения по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ при наличии виновных действий (бездействия) противоречит п. ст. 278 ТК РФ, поскольку данная статья при прекращении трудового договора не содержит ссылок на виновные действия руководителя. Наличие требований в п. 3.16 Соглашения о расторжения трудового договора по ч. 2 ст. 278 ТК РФ при виновных действиях руководителя организации привели к вынесению судебного решения о восстановления директора Кусотинской средней общеобразовательной школы Пахомова И.Ф., уволенного истцом по п. 2 ст. 278 ТК РФ, что по существу, нарушает права и законные интересы истца как работодателя.

В судебном заседании представители истца по доверенности Артюх Е.Н., Копылов Д.Г. поддержали заявленные требования.

В судебном заседании представитель Министерства образования и науки Республики Бурятия Ангашанова Л.Д. иск признала, согласно письменного отзыва, дополнительно пояснив суду, что оспариваемое Соглашение не является нормативным правовым актом.

В судебном заседании представитель Бурятской республиканской организации профсоюзов работников народного образования и науки Российской Федерации по доверенности Крашенинников Е.В. иск не признал, согласно письменного отзыва, дополнительно пояснив суду, что оспариваемое соглашение не содержит признаков нормативного правового акта, поскольку распространяется на определенный круг лиц – руководителей учреждений образования, и принято оно в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, предусматривающего право сторон социального партнерства устанавливать дополнительные гарантии. Просил суд оказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

В судебном заседании прокурор Пилипенко О.В. дала заключение, что оспариваемое соглашение не отвечает признакам нормативного правового акта, просила суд освободить ее от участия в деле.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

25 марта 2010 года Министр образования и науки Республики Бурятия Дамдинов А.В. и председатель Бурятской республиканской организации профсоюзов работников народного образования и науки Российской Федерации Монголонов А.У. подписали отраслевое соглашение по учреждения образования Республики Бурятия на 2010-2012 годы, которое устанавливает общие принципы регулирования социально- трудовых отношений на уровне республиканской образовательной системы и связанных с ними экономических отношений, а также определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работников образования.

Истец, заявляя о признании недействующим п. 3.16 «Отраслевое соглашение по учреждениям образования Республики на 2010-2012 годы, основывает свои требований на положения главы 24 ГПК РФ как на нормативный правовой акт.

Согласно ст.245 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе, по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 главы 24 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с положением о Министерстве образования и науки РБ министерство образования и науки Республики Бурятия (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, начального профессионального, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития технологий и научных центров Республики Бурятия, в области работы с молодежью на территории Республики Бурятия, а также осуществляющим полномочия Российской Федерации по контролю и надзору в сфере образования.

В соответствии с п. 3.3 Положения Министерство принимает нормативные правовые акты:

.3.1. Утверждающие порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Бурятия.

3.3.3. Устанавливающие стандарты качества предоставления образовательных услуг.

3.3.4. Утверждающие нормы современного бурятского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Республики Бурятия, в том числе правила орфографии и пунктуации бурятского литературного языка.

3.3.5. Устанавливающие для образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Бурятия, дополнительные к федеральным требования к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

3.3.6. По другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства.

Таким образом, вышеназванное положение не содержит норм о возможности принятия нормативных правовых актов Министерством и профсоюзными организациями в виде соглашения, которое устанавливало общие принципы регулирования социально- трудовых отношений на уровне республиканской образовательной системы и связанных с ними экономических отношений, а также определяло бы общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работников образования.

Анализируя вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу, что соглашение признаками нормативных правовых актов не обладает:

Во- первых: не содержат правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на изменение или прекращение существующих правоотношений, поскольку п. 3.16 Соглашения распространяет свое действие только на руководителей учреждений образования, с которыми можно расторгнуть трудовой договор по ч. 2 ст. 278 ТК РФ в связи с виновными действиями;

Во-вторых, соглашение утверждено и подписано не только исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, но и Профсоюзной организацией, не относящейся к органам государственной власти.

При таких обстоятельствах, суд считает, что иск заявлен необоснованно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.

Судья: Васильева С.Д.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200