Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 июня 2011 года гор. Улан-Удэ Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Цыбикдоржиевой Т.В., при секретаре Шатаевой Н.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «город Улан-Удэ» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия об освобождении от взыскания исполнительского сбора, УСТАНОВИЛ: Администрация МО «город Улан-Удэ» обратилась в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 5000 руб. в связи с неисполнением органом местного самоуправления обязанности по организации регулярного сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов населения на территории Октябрьского района г. Улан-Удэ. В суде представитель истца по доверенности Кушнарева А.Е. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что истцу как должнику по исполнительному производству, поступило постановление судебного пристава-исполнителя от 20.05.2011 г. о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 руб. в связи с неисполнением органом местного самоуправления исполнительного документа, предусматривающего обязанность Администрации г. Улан-Удэ по ликвидации несанкционированной свалки в срок, установленный для добровольного исполнения. Просит освободить от уплаты данного сбора с учетом следующих обстоятельств. Финансирование расходов для решения Администрацией вопросов местного значения осуществляется за счет собственных доходов муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ», целевое назначенное которых определено соответствующим бюджетом. В соответствии со ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов. В предложенный судебным приставом срок для добровольного исполнения судебного решения такие мероприятия объективно не могли быть проведены должником, а нецелевое распределение иных бюджетных средств на эти цели прямо запрещено законом. Таким образом, не усматривает оснований для выводов о том, что отсутствие добровольного исполнения требований исполнительного документа в предложенный судебным приставом срок, было вызвано уклонением должника от исполнения судебного решения или иным виновным или противоправным поведением должника. Судебный пристав-исполнитель Советского районного отдела судебных приставов г. Улан-Удэ Чукреев Г.П. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Суду пояснил, что на исполнение в Советский РОСП поступили исполнительные листы, выданные на основании решений Советского районного суда г. Улан-Удэ, в том числе исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство №. Должнику был установлен срок для добровольного исполнения, однако, в указанный срок должник требования исполнительного документа не исполнил. Полагает, что отсутствие финансирования само по себе не может служить основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора. Представитель УФССП по РБ по доверенности Сукнёва Т.А. исковые требования не признала и суду пояснила, что любой должник, не исполнивший исполнительный документ в установленный срок, для освобождения от исполнительского сбора должен доказать, что своевременное исполнение исполнительного документа оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Добровольное исполнение должником исполнительного документа после истечения срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не освобождает должника от уплаты исполнительского сбора, если просрочка исполнения допущена без уважительных причин (п. 28 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов). Кроме вышеизложенного, согласно ст. 9, 139, 140 БК органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ. В расходной части местного бюджета предусматривается создание резервного фонда для осуществления непредвиденных расходов (ч. 3 ст. 41). Таким образом, довод заявителя о том, что финансовые средства, предусмотренные в местном бюджете на 2010г. не позволяет Администрации г. Улан-Удэ ликвидировать указанные свалки в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, не состоятельны. Выслушав стороны, судебного пристава-исполнителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Заявитель выступает должником по исполнительному производству №, возбужденному 04.06.2009 года на основании исполнительного листа № от 31.08.2010года, выданного Советским районным судом г. Улан-Удэ. Предметом исполнения является требование неимущественного характера – обязание органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» надлежащим образом организовать работу по ликвидации несанкционированных свалок, а именно: свалки бытового и строительного мусора возле административного здания <адрес> площадь <данные изъяты> метров квадратных, объемом <данные изъяты> кубометров, свалки бытового мусора в <адрес> возле домов № по <адрес>; свалки в <адрес> между домами №, <адрес>, и возле <адрес>, площадь земельного участка <данные изъяты> метров квадратных замусорена бытовыми отходами. 17.05.2011 г. судебным приставом-исполнителем Советского районного отдела судебных приставов г. Улан-Удэ Мункуевым А.Ю. вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Улан-Удэ исполнительского сбора в размере 5000 руб., в связи с отсутствием добровольного исполнения со стороны должника требования о добровольном исполнении требований исполнительного документа. В соответствии ч. 6 ст. 112 закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Доводы представителя Администрации г. Улан-Удэ о том, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок требование исполнительного документа не могло быть исполнено по уважительным причинам, судом проверены и признаны обоснованными. Должником выступает муниципальное образование «город Улан-Удэ» в лице своего исполнительного органа Администрации г. Улан-Удэ, осуществляющее свои полномочия в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ст. 18 закона определено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, к каковым относится вопрос ликвидации несанкционированных свалок, исполняются за счет средств местных бюджетов. Бюджет муниципального образования «город Улан-Удэ» за 2009 год не содержал статьи расходов на эти цели. Положениями ст. 52 и ст. 53 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, но с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Из пояснений истца следует, что существует более 500 несанкционированных свалок на территории муниципального образования, требуется значительная многомиллионная денежная сумма, кроме того, организация вывоза мусора является прерогативой управляющих компаний, обслуживающих частный жилищный фонд, с которыми жители заключают договоры на вывоз мусора. Соответственно Администрации г. Улан-Удэ для выполнения этих работ необходимо изыскать денежные средства и уполномоченному Комитету городского хозяйства заключить соответствующие договоры на проведение работ по уборке мусора и организации его регулярного вывоза. Также следует учесть, что размещение заказов на выполнение работ для муниципальных нужд за счет средств муниципального бюджета в определенных объемах осуществляется в свою очередь в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Наличие муниципальном бюджете резервного фонда, а также права администрации на субвенции и субсидии, не может явиться основанием считать, что фактически денежные средства у должника имелись. При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для вывода о том, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок было вызвано виновным противоправным поведением должника. Исходя из характера обязательства, а также специфики деятельности организации должника, суд признает заслуживающими внимания доводы истца о том, что неисполнение было вызвано объективной невозможностью исполнения в предложенный срок, что в совокупности дает основание для удовлетворения исковых требований об освобождении от взыскания исполнительного сбора. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199 ГПК Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявленные требования Администрации муниципального образования город Улан-Удэ удовлетворить, освободив от уплаты исполнительского сбора в размере 5000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела судебных приставов г. Улан-Удэ Мункуева А.Ю. от 17 мая 2011 г. по исполнительному производству №. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Советский районный суд г. Улан-Удэ. Судья Т.В.Цыбикдоржиева