исковое заявление прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным бездействия по непроведению реконструкции и капитального ремонта муниципального жилого дома № 39 по



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 июля 2011 г. Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия Васильева С.Д., при секретаре Гармаеве М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконным бездействия Администрации г.Улан–Удэ по неисполнению обязанности по капитальному ремонту и понуждении к выполнению обязанностей по его проведению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г.Улан–Удэ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Улан–Удэ, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации г.Улан–Удэ по неисполнению обязанности по капитальному ремонту перекрытий, электрооборудования, систем вентиляции в местах общего пользования и фасада жилого дома № 39 по ул. Комсомольской в г.Улан-Удэ, возложить на Администрацию г.Улан-Удэ обязанность произвести капитальный ремонт перекрытий, электрооборудования, систем вентиляции в местах общего пользования и фасада жилого дома № 39 по ул. Комсомольской в г.Улан-Удэ.

Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Республиканская служба государственной жилищной инспекции, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ и управляющая организация ООО «Эталон-С».

В судебном заседании представитель Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ по доверенности Раднаева И.Ц. требования иска, а также все доводы, содержащиеся в нем, поддержала в полном объеме. Просила удовлетворить иск.

Представитель Администрации гор. Улан-Удэ по доверенности Мотоева М.К. иск не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве. В иске просила отказать.

Представитель третьего лица Республиканской службы государственной жилищной инспекции по доверенности Наумова Л.А. суду пояснила, что иск прокурора должен подлежать удовлетворению, поскольку в ходе обследования технического состояния многоквартирного дома выявлены: перекрытия в местах общего пользования сгнило, представляет угрозу обрушением, электрооборудования в местах общего пользования находится в неудовлетворительном состоянии, имеет место провисание электропроводов, наличие скруток, представляет угрозу пожаром, система вентиляции в местах общего пользования подлежит капитальному ремонту, фасад жилого дома № 39 по ул. Комсомольской в г.Улан-Удэ также подлежат капитальному ремонту из-за повреждения штукатурного и облицовочного слоя.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по доверенности Очиров А.Н. суду пояснил, что требования прокурора обоснованны, так как перекрытия, электрооборудования, система вентиляции в местах общего пользования и фасада жилого дома № 39 по ул. Комсомольской в г.Улан-Удэ подлежат капитальному ремонту.

Представитель третьего лица ООО «Эталон-С» по доверенности Сапегина А.А. суду пояснила, что требования прокурором района заявлены обоснованно, поскольку объекты, указанные в иске подлежат капитальному ремонту из-за угрозы обрушения и пожара.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Суду представлена техническая документация жилого дома по ул. Комсомольской, 39, из которой следует, что трехэтажный дом был возведен и принят в эксплуатации в 1937 году, имеет 95 жилых помещений, владельцем которого являлся ЛВРЗ.

На основании распоряжения главы Администрации г.Улан-Удэ от 05.05.1995г. № 213 данный дом принят в оперативное управление и передан на баланс ПУЖКХ «Железнодорожное».

Данный дом принят в оперативное управление в муниципальную собственность на момент действия Жилищного кодекса РФ.

Согласно п.2 ст. 15 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, к полномочиям районных, городских, районных в городе, поселковых, сельских Советов народных депутатов относилось обеспечение сохранности, правильной эксплуатации, проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда, находящегося в их ведении. В соответствии со ст. 17 ЖК РСФСР управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществлялось их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления.

В соответствии со ст. 141 ЖК РСФСР наймодатель был обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

В соответствии со ст. 144 ЖК РСФСР эксплуатация и ремонт государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, фонда жилищных и жилищно­строительных кооперативов, а также домов, квартир, находящихся в собственности граждан, должна была осуществляться с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

В соответствии со ст. 149 ЖК РСФСР финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов должно было осуществляться за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета.

Согласно Приложения № 1 к Ведомственных строительных норм «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р)», утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.88 г. №312, и действующих до настоящего времени, под капитальным ремонтом здания понимается ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Согласно Приложения № 2 к этому же Положению минимальная рекомендуемая продолжительность эффективной эксплуатации жилых зданий до постановки на капитальный ремонт составляет 20 лет.

В силу статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в том числе относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа (п.3 ч.1 ст.16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ)

Согласно п.3 ст.5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ», принятого решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 08.05.2007г. №624-63, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения города Улан-Удэ.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно п.п.2 п.1 ст.154 Жилищного кодекса РФ (далее –ЖК РФ) капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

В силу п.п.3 п.2 ст.65 ЖК РФ в обязанности наймодателя входит осуществление капитального ремонта жилого помещения.

Пунктами 3, 4 ст.30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии.

На момент предъявления иска в суд в реестре муниципальной собственности состоят жилые помещения №.№ 3, 5, 15, 23, 28, 41, 43, 45, 55, 58, 59, 63, 87 и 91.

Согласно решения Комитета по управлению имуществом г.Улан-Удэ № 495 от 22.02.2006 года дом по ул. Комсомольской, 39 исключен из муниципальной собственности, кроме квартир №.№ 3, 5, 15, 23, 28, 41, 43, 45, 55, 58, 59, 63, 87 и 91.

Управление многоквартирным домом осуществляется через выбранную жильцами управляющую организацию - ООО «Эталон – С», что подтверждается протоколом заочного голосования общего собрания собственников помещения.

Данными о проведении капитального ремонта с даты эксплуатации до передачи дома в оперативное управление администрации Железнодорожного района, далее до момента исключения дома из муниципального реестра, стороны не располагают. Из пояснения представителя Республиканской службы государственной жилищной инспекции по доверенности Наумовой Л.А. следует, что капитальный ремонт дома не проводился. Администраций города каких-либо доказательств о проведении капитального ремонта с момента передачи дома до исключения из реестра муниципальной собственности не представлены.

В ходе прокурорской проверки с участием представителей Республиканской службы государственной жилищной инспекции установлено, что в нарушение вышеуказанных норм, Администрацией г.Улан-Удэ не выполняются обязанности по капитальному ремонту дома № 39 по ул. Комсомольской в гор. Улан-Удэ, в результате чего выявлено:

- в местах общего пользования (санузлы и моечные) деревянное перекрытие находится в неудовлетворительном состоянии (гниение древесины, прогибы, наличие следов увлажнения, от протечек, разрушение штукатурного и окрасочного слоя);

- в местах общего пользования (санузлы и моечные) электрооборудование находится в неудовлетворительном состоянии (провисание электропроводов, наличие скруток);

- в местах общего пользования отсутствует система вентиляции);

- стены фасада требует капитального ремонта из-за повреждения штукатурного и облицовочного слоя).

По результатам обследования технического состояния жилого дома, Республиканской службой государственной жилищной инспекции дано заключение о необходимости проведения капитального ремонта в местах общего пользования перекрытий, электрооборудования, системы вентиляции и фасада жилого дома.

Акт обследования, составленный Республиканской службы государственной жилищной инспекции направлен в Межведомственную комиссию Администрации г.Улан-Удэ.

Свидетель ФИО1- начальник отдела по инспектированию Республиканской службы государственной жилищной инспекции суду показал, что он как руководитель отдела был в курсе проведения его подчиненными работниками обследования жилого дома по ул. Комсомольской, 39. В необходимости признания данного дома аварийным в настоящее время не имеется. В местах общего пользования (санузел и моечная) требуется капитальный ремонт: перекрытий из-за гниения древесины, электропроводов из-за провисания и скруток, системы вентиляции, поскольку деревянные короба из-за ветхости разрушились и нет в помещениях вентиляции, данные короба нуждаются в их замене, необходим ремонт фасада здания из-за повреждения штукатурного и облицовочного слоя в размере более 50 процентов от площади фасада.

Кроме того, Управлением Роспотребнадзора по РБ проведена проверка состояния данного дома, установлено, что при осмотре мест общего пользования 1 и 2 этажей, в умывальной, в левом крыле наблюдается разрушения потолочного перекрытия, в нарушение п. 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 в туалетах не предусмотрены вентиляционные каналы.

Следовательно, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления г.Улан-Удэ обязанности по капитальному ремонту дома № 39 по ул. Комсомольской в г.Улан-Удэ с момента передачи жилищного фонда в муниципальную собственность, т.е. с 1995 года не исполняются, что свидетельствует о бездействии ответчика.

Доводы представителя ответчика, что они могут нести ответственность по капитальному ремонту в пределах доли имеющегося имущество в доме, не состоятельны.

Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991г. №1541-1 приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Следовательно, обязанность ответчика производить капитальный ремонт жилых помещений многоквартирного дома, возникает у ответчика в силу закона при условии, что на момент приватизации гражданами жилых помещений и исключения дома из муниципального реестра дом подлежал капитальному ремонту.

Как установлено, капитальный ремонт дома не проводился.

Согласно договору о передаче ведомственного жилищного фонда Локомотивовагоноремонтного завода от 05.05.1995г. в муниципальную собственность, ЛВРЗ в связи со значительным износом жилищного фонда, передачей его в не отремонтированном виде, в счет компенсации расходов, связанных с капитальным ремонтом, передал безвозмездно Муниципалитету трубы, пиломатериалы, металлопрокат, взял обязательство построить здание аварийной службы на долевых началах, изготовить 120 контейнеров под сухой мусор, обеспечить места стоянки в автотранспортном цехе для передаваемого в Администрацию Железнодорожного района автотранспорта в количестве 9 единиц.

Таким образом, учитывая, что капитальный ремонт жилого дома по ул. Комсомольская, 39 с момента передачи его в муниципальную собственность, т.е с 1995 года, и на момент приватизации первой квартиры в 2001 году, и до настоящего времени не проводился, суд считает, что обязанность по производству капитального ремонта перекрытий, электрооборудования, систем вентиляции в местах общего пользования и фасада жилого дома № 39 по ул. Комсомольской в г.Улан-Удэ сохраняется за ответчиком.

Доводы представителя ответчика о том, что в отсутствие заключения межведомственной комиссии о производстве капитального ремонта, у администрации города нет обязанности производит его, не основаны на законе.

Как установлено в суде Республиканская служба государственной жилищной инспекции направляла акт обследования технического состояния дома в Межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, что следует из письма за № 002-000350/10-0 от 21 мая 2010 года.

При этом в данном заключении указана необходимость осуществления капитального ремонта перекрытий, электрооборудования, систем вентиляции в местах общего пользования и фасада жилого дома № 39 по ул. Комсомольской в г.Улан-Удэ.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 (далее-Положение) комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения требованиям, установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа (п.п. 42, 42 Положения).

Между тем, согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РБ от 19.05.2006г. №136 Республиканская служба государственной жилищной инспекции является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по контролю за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.

То обстоятельство, что Межведомственная комиссия не приняла каких-либо мер по получении акта обследования технического состояния жилого дома, представителем администрации гор. Улан-Удэ не оспаривается.

Как следует из ответа председателя Комитета городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ Горюнова Е.С. от 09.06.2010 руководителю Республиканской службой государственной жилищной инспекции Тонтоеву А.С. разъяснено о том, что в соответствии с Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания, заявитель (собственник, наниматель) должен предоставить в межведомственную комиссию вместе с заявлением документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, заключение проектно-изыскательной организации, проводящей обследование дома.

Указанные действия Горюнова Е.С. как руководителя Комитета не соответствуют действующему законодательству, поскольку оценку соответствия помещения требованиям, установленным в Положении, Межведомственная комиссия проводит, в том числе и на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Фактически Межведомственной комиссией не были приняты меры для разрешения вопроса по капитальному ремонту перекрытий, электрооборудования, систем вентиляции в местах общего пользования и фасада жилого дома № 39 по ул. Комсомольской в г.Улан-Удэ, что прямо свидетельствует о бездействии ответчика.

Доводы ответчика об отсутствии у прокурора права на обращение с указанным иском ввиду того, что в названном доме определен круг жильцов- собственников и пользователей по договору социального найма суд не принимает во внимание.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – лиц, которые не только проживают в указанном доме, но и лиц, временно пребывающих в жилом доме. При этом требования направлены на устранение каких-либо угроз для жизни и здоровью граждан. Тем самым, заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

Согласно "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" от 23.11.1988 N 312, действующего на момент рассмотрения спора и устанавливающего в том числе ремонт и реконструкцию жилых зданий, под капитальным ремонтом здания подразумевается ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Согласно Положения "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) к инженерным системам относятся вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты, оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях.

Согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 при появлении сверхнормативных (более 1/400 пролета) прогибов несущих элементов, зыбкости, повышенной звукопроводимости, трещин в средней части поперек рабочего пролета плиты шириной более 0,3 мм, промерзаний, переохлаждений и увлажнений чердачных перекрытий, поражений древесными домовыми грибками и дереворазрушающими насекомыми следует вызвать специалиста и устранять при капитальном ремонте по проекту (п. 4.3.2).

Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фон да, указанного выше, содержит и ремонт фасада.

Из изложенного следует, что к капитальному ремонту относятся замена электропроводов, перекрытия, системы вентиляции в местах общего пользования и фасада жилого дома.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г.Улан-Удэ по неисполнению обязанности по капитальному ремонту в местах общего пользования (санузлах, и моечных) перекрытий, электрооборудования, системы вентиляции, фасада жилого дома № 39 по ул. Комсомольской в г.Улан-Удэ.

Возложить на Администрацию г.Улан-Удэ обязанность произвести капитальный ремонт в местах общего пользования (санузлах и моечных) перекрытий, электрооборудования, системы вентиляции, фасада жилого дома № 39 по ул. Комсомольской в г.Улан-Удэ.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Бурятия через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья Васильева С.Д.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200