решение иску Таюрской И.А. к Правительству Республики Бурятия о взыскании денежных средств для приобретения жилого помещения,



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 июня 2011г. Дело №2-1415/11

Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Бадмаева Д.Н.

при секретаре Шоноевой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таюрской И.А. к Правительству Республики Бурятия о взыскании денежных средств для приобретения жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Таюрская И.А. обратилась в суд с иском к Правительству Республики Бурятия о взыскании денежных средств для приобретения жилого помещения в размере 775500руб. Исковые требования мотивированы тем, что после смерти своих родителей отца Таюрского А.В. и матери Таюрской Н.И., истец, начиная с 2004 года, находилась на попечении своего родного старшего брата Таюрского Е.А., была поставлена на учет в орган опеки и попечительства администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ. После окончания средней школы №45 г.Улан-Удэ в 2005 году, Таюрская И.А. поступила на учебу по очной форме обучения в профессиональное училище №8 г.Улан-Удэ, которое окончила в 2006 году, получив специальность «оператор-производитель колбасного процесса». В 2006 году несовершеннолетняя Таюрская И.А. стала сособственником 1\6 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью 66.2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, размер площади причитающейся ей доли составлял 11,03 кв.м. В связи с отчуждением квартиры 23.06.2006г. право собственности истца в праве общей долевой собственности на жилое помещение было прекращено. В 2006 году истец поступила на учебу по очной форме обучения в Улан-Удэнский механико-технологический техникум мясной и молочной промышленности. В 2010 году после окончания данного образовательного учреждения, Таюрская И.А. поступила на учебу по очной форме обучения в ВСГТУ, где обучается в настоящее время. В мае 2010 года истец обратилась с заявлением в орган опеки и попечительства администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ о постановке на учет по категории нуждающейся в жилье, как лицо, относящееся к числу детей-сирот. Однако, Таюрская И.А. не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как лицо, ранее имевшее в собственности долю в жилом помещении. По мнению истца, в соответствии со ст.32 Закона РБ от 07.12.2004г. №899-1 она имеет право на обеспечение жилой площадью в размерах не ниже установленных социальных норм вне очереди. Также, в соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 31.03.2005г. №102 Таюрская И.А. имеет право на однократное получение средств для приобретения жилого помещения в размере 775 500 рублей, из расчета социальной нормы площади жилья в 33 кв.м. и стоимости жилой площади в г.Улан-Удэ за 1 кв.м. в размере 23500руб., утвержденной приказом Минстроя и модернизации ЖКХ РБ от 02.11.2010г. №70. В настоящее время Таюрская И.А. не имеет закрепленного жилья, признать ее имевшей закрепленное жилье в 2006 году нельзя, ввиду того, что площадь жилого помещения в 11,03 кв.м. значительно ниже минимальная социальной нормы жилой площади в РБ.

Определением суда от 17.05.2011г. по делу в качестве соответчика привлечено Республиканское Агентство по делам семьи и детей.

В судебном заседании представитель истца Тармаханов А.В. исковые требования поддержал, в своих пояснениях ссылаясь на доводы, содержащиеся в исковом заявлении. Просил учесть все указываемые им обстоятельства и удовлетворить иск в полном объеме.

В судебное заседание истец Таюрская И.А. не явилась, хотя о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, в своем письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. По правилам ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика Правительства Республики Бурятия по доверенности Бурюхаев Э.П. иск Таюрской И.А. не признал, полагая, что Правительство РБ является ненадлежащим ответчиком, поскольку оно не является главным распорядителем бюджетных средств Республики Бурятия. Органом исполнительной власти, обеспечивающим выполнение в Республике Бурятия полномочия по обеспечению детей-сирот жильем, является Республиканское агентство по делам семьи и детей. Ссылку истца на Закон РБ от 29.09.2004г. №818-Ш «Об установлении социальной нормы площади жилья в Республике Бурятия и предоставлении льгот по оплате жилья ветеранам труда и нетрудоспособным членам семьи ветерана труда» считает необоснованной, поскольку данный Закон устанавливает социальную норму площади жилья в Республике Бурятия ветеранам труда и нетрудоспособным членам семьи ветерана труда, совместно с ним проживающим. Поскольку Таюрская к данной категории граждан не относится, то действие указанного Закона на истца не распространяется. В соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Поэтому требование истца об обеспечении ее жильем по норме жилой площади на одиноко проживающего человека в размере 33 кв.м. неправомерно. Требование Таюрской о выделении ей денежных средств для приобретения жилого помещения в размере 775000руб. со ссылкой на постановление Правительства РБ от 31.03.2005 №102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также является неправомерным, т.к. Положение не предусматривает выделение денежных средств. Согласно Положению, дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма, при отсутствии таковых жилье им временно предоставляется из специализированного республиканского жилищного фонда по договорам безвозмездного пользования. Кроме этого, жилой площадью обеспечиваются дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения. Между тем, истцу ранее принадлежало 1/6 доли жилого помещения по адресу: г.Улан-Удэ, ул. <адрес>, общей площадью 66,2 кв.м., т.е. Таюрская была собственником части жилого помещения, находящегося в совместной долевой собственности площадью 11,03 кв.м. 23.06.2006г. истец, уже будучи совершеннолетней, продала свою долю вместе с указанной квартирой, тем самым, она сознательно ухудшила свое жилищное положение, вследствие чего не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье в администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ. В связи с чем, считает, что истец не имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Положением, поскольку ее статус, как нуждающейся в жилье, не подтвержден органами местного самоуправления. В иске просил отказать.

Представитель соответчика Республиканского Агентства по делам семьи и детей, будучи извещенным надлежащим образом, также в суд не явился.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ (далее ФЗ-№159) законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.3).

Согласно ст.8 ФЗ-№159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.26.2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999г. №184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия «Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия…» от 07.12.2004г. №899-III, которым регулируются отдельные полномочия органов государственной власти Республики Бурятия по предметам совместного ведения с федеральными органами государственной власти, расходы на обеспечение которых осуществляются за счет средств республиканского бюджета.

В соответствии с Законом РБ «О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 10.12.2010г. №1847-IV, постановлением Правительства Республики Бурятия от 01.11.2007г. №343, Республиканское агентство по делам семьи и детей является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики в области социальной защиты семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Агентство в соответствии с бюджетным законодательством осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него полномочий. Агентство организует обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством (п.п.1.1, 3.1.11, 3.1.20).

Согласно ст.32 республиканского Закона от 07.12.2004г. №899-III (в ред. Закона Республики Бурятия от 22.12.2005 N 1471-III) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти Республики Бурятия, вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Расходы на обеспечение жилой площадью финансируются за счет средств республиканского бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Бурятия.

Правительством Республики Бурятия принято постановление от 31 марта 2005г. N102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым утверждено Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее –Положение).

Согласно данному Положению, детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, обеспечивается однократное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. При отсутствии жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения при согласии гражданина, относящегося к категории детей-сирот, временно предоставляются из специализированного республиканского жилищного фонда по договорам безвозмездного пользования. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договору безвозмездного пользования из специализированного республиканского жилищного фонда Республики Бурятия, должна составлять не менее 19 кв. м. (п.п.11,13,15).

Этим же Положением установлено, что для реализации своего права на обеспечение жилым помещением лицо, относящееся к категории детей-сирот, должно быть признано нуждающимся в обеспечении жилой площадью и состоять на учете в органе местного самоуправления, которое рассматривает заявление гражданина, относящегося к категории детей-сирот, и подтверждает решение о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении или снимает с учета; ведет учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилье; ежегодно, до 1 февраля текущего года, формирует сводные списки детей-сирот, не имеющих жилья и нуждающихся в его предоставлении, и подает сводные списки в Республиканское агентство по делам семьи и детей до 1 марта текущего года.

Между тем, по настоящему делу соблюдение таких условий не установлено. Истец, обращаясь в суд с указанными требованиями, не предоставила доказательства того, что она не имеет закрепленного жилья, признана в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении и состоит на учете в органе местного самоуправления по месту своего жительства в списках детей-сирот, не имеющих жилья и нуждающихся в его предоставлении. В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При отсутствии вышеназванных условий, соблюдение которых обязательно, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований суд не усматривает.

Кроме того, как уже указывалось выше, в настоящее время обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения производится в форме однократного предоставления жилого помещения по договору социального найма, а при отсутствии такового, при согласии гражданина, относящегося к категории детей-сирот, путем временного предоставления из специализированного республиканского жилищного фонда по договору безвозмездного пользования.

Однако, истец обратилась в суд с требованиями о взыскании в ее пользу денежных средств для приобретения жилого помещения, т.е. избрала ненадлежащий способ защиты.

Действительно, ранее Положение в редакции от 28.11.2008г. №5 предусматривало обеспечение жильем лиц, указанных в нем категорий, путем предоставления им денежных средств, исходя из размера средней стоимости 1 кв. м общей площади жилья и социальной нормы площади жилья в следующих размерах: на одного претендента из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, - 33 кв.м., на двух претендентов из одной семьи - 42 кв.м, на 3 и более претендентов из одной семьи - 18 кв.м на каждого. Постановлением Правительства РБ от 12.11.2010г. №476 прежний порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот, действовавший в редакции от 28.11.2008г. №5, изменен.

В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований истца должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Таюрской И.А. Таюрской Ирины Александровны отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Бурятия через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья Д.Н. Бадмаева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>1

-32300: transport error - HTTP status code was not 200