решение иску Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ, в интересах Павловой (Юрьевой) Э.В. к Администрации г. Улан-Удэ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма в г.Улан-Удэ,



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 июля 2011г. Дело №2-1231/11

Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Бадмаева Д.Н.

при секретаре Шоноевой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ, в интересах Павловой (Юрьевой) Э.В. к Администрации г. Улан-Удэ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма в г.Улан-Удэ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах Павловой (Юрьевой) Э.В. обратился в Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ с иском к Администрации Железнодорожного района г.Улан-Удэ, Администрации г.Улан-Удэ, в котором просил обязать обоих ответчиков предоставить Павловой Э.В. жилое помещение по договору социального найма в г.Улан-Удэ площадью не ниже установленной социальной нормы, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

15 марта 2011г. в судебном заседании Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ представитель прокурора Кушнарева И.К. и истец Павлова Э.В. заявили отказ от исковых требований к ответчику Администрации Железнодорожного района г.Улан-Удэ, ссылаясь на то, что надлежащим ответчиком по иску является Администрация г.Улан-Удэ. Указанный отказ принят судом, производство по делу в отношении ответчика Администрации Железнодорожного района г.Улан-Удэ прекращено. Кроме этого, помощником Кушнаревой И.К. было заявлено о направлении настоящего дела для рассмотрения по подсудности в Советский районный суд г.Улан-Удэ в части требований к Администрации г.Улан-Удэ. Учитывая заявление Кушнаревой И.К., несмотря на то, что изначально дело было принято судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, оно направлено в Советский районный суд г.Улан-Удэ.

При рассмотрении в Советском районном суде г.Улан-Удэ, определением суда от 10.05.2011г. по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Бурятия и Республиканское агентство по делам семьи и детей, поскольку согласия на замену ненадлежащего ответчика надлежащим - Республиканское агентство по делам семьи и детей, о котором заявила представитель ответчика Анучина А.А., представитель процессуального истца не дало. Далее, в судебном заседании 28.06.2011г. представитель Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ по доверенности Осипова А.М. заявила о замене ненадлежащего ответчика Администрации г.Улан-Удэ на надлежащего ответчика Республиканское агентство по делам семьи и детей.

В настоящем судебном заседании представитель Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ Осипова А.М. исковые требования поддержала, отозвав свое ранее заявленное ходатайство о замене ненадлежащего ответчика надлежащим. При этом, в своих пояснениях ссылаясь на доводы, содержащиеся в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении иска в полном объеме. По мнению представителя, в соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекс РФ и абз.2 ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец Павлова Э.В., относящаяся к категории детей-сирот, не имеющая жилья и состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления.

Истец Павлова Э.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, заявленные прокурором в ее интересах.

Представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ Анучина А.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, мотивируя отсутствием у органа местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они относятся к расходным обязательствам республиканских органов власти, в установленном законом порядке орган местного самоуправления такими полномочиями не наделялся.

Представитель третьего лица Правительства РБ по доверенности Хрущев Е.Г. полагал, что, поскольку истец Павлова Э.В. была обеспечена жильем, имела закрепленное жилое помещение, которое впоследствии приватизировала с остальными членами семьи м произвела отчуждение своей доли, поэтому в порядке ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не может быть обеспечена жильем за счет республиканского бюджета. Просят в иске отказать.

Представитель третьего лица Республиканского агентства по делам семьи и детей, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.

Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ (далее ФЗ-№159) законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.3).

Согласно абз.2 п.1 ст.8 ФЗ-№159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.24 ч.2, ч.6 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999г. №184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Из смысла ч.4 ст.26.1 вышеназванного Закона следует, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления.

Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия «Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия…» от 07.12.2004г. №899-III, которым регулируются отдельные полномочия органов государственной власти Республики Бурятия по предметам совместного ведения с федеральными органами государственной власти, расходы на обеспечение которых осуществляются за счет средств республиканского бюджета.

Так, согласно ст.32 республиканского Закона от 07.12.2004г. №899-III (в ред. Закона Республики Бурятия от 22.12.2005 N 1471-III) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти Республики Бурятия, вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Расходы на обеспечение жилой площадью финансируются за счет средств республиканского бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Бурятия.

В соответствии с Законом РБ «О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 10.12.2010г. №1847-IV, постановлением Правительства Республики Бурятия от 01.11.2007г. №343, Республиканское агентство по делам семьи и детей является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики в области социальной защиты семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Агентство в соответствии с бюджетным законодательством осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него полномочий. Агентство организует обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством (п.п.1.1, 3.1.11, 3.1.20).

Правительством Республики Бурятия принято постановление от 31 марта 2005г. N102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым утверждено Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее –Положение).

Согласно данному Положению, детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, обеспечивается однократное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. При отсутствии жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения при согласии гражданина, относящегося к категории детей-сирот, временно предоставляются из специализированного республиканского жилищного фонда по договорам безвозмездного пользования. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договору безвозмездного пользования из специализированного республиканского жилищного фонда Республики Бурятия, должна составлять не менее 19 кв. м. (п.п.11,13,15).

Этим же Положением установлено, что для реализации своего права на обеспечение жилым помещением лицо, относящееся к категории детей-сирот, должно быть признано нуждающимся в обеспечении жилой площадью при условии отсутствия у него закрепленного жилого помещения, состоять на учете в органе местного самоуправления, которое рассматривает заявление гражданина, относящегося к категории детей-сирот, и подтверждает решение о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении или снимает с учета; ведет учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилье; ежегодно, до 1 февраля текущего года, формирует сводные списки детей-сирот, не имеющих жилья и нуждающихся в его предоставлении, и подает сводные списки в Республиканское агентство по делам семьи и детей до 1 марта текущего года.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

В силу ч.2 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым предусмотрено, что наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации (ч.6 ст.19).

Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Изложенное согласуется с позицией, указанной в Определении Конституционного суда РФ от 05 февраля 2009года №250-О-П, который указал, что само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.

В данном случае органы местного самоуправления г.Улан-Удэ полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", не наделялись.

Следовательно, исковые требования прокурора, основанные на нормах ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по возложению на Администрацию г.Улан-Удэ обязанности предоставления Павловой Э.В. жилого помещения по договору социального найма в г.Улан-Удэ, площадью не ниже установленной социальной нормы, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям, не могут быть удовлетворены.

В соответствии с п.1 ст.41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Поскольку надлежащим ответчиком по требованиям прокурора должно являться Республиканское агентство по делам семьи и детей, на замену которого процессуальный истец и Павлова Э.В. не дали согласия, то, принимая настоящее решение об отказе в иске, суд считает возможным не давать оценку на предмет наличия либо отсутствия прав Павловой на обеспечение ее жильем в порядке ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ, поскольку указанные обстоятельства подлежат исследованию и разрешению при предъявлении соответствующего иска к надлежащему ответчику.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах Павловой (Юрьевой) Э.В. к Администрации г.Улан-Удэ об обязании предоставлении жилого помещения по договору социального найма в г.Улан-Удэ, отказать.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Бурятия через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья Д.Н. Бадмаева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>1

-32300: transport error - HTTP status code was not 200