исковое заявление прокурора Советского районного суда г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок



Гр.дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июля 2011 года гор. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Поповой А.О., при секретаре Герасимовой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ, о возложении обязанности принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Улан-Удэ с указанным исками о возложении обязанности принятия исчерпывающих мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных по ул. Каландаришвили во дворе дома 28, ул. Коммунистическая во дворе дома 25,трех свалок бытовых отходов по ул. Коммунистическая во дворе дома 23 г. Улан-Удэ.

В судебном заседании помощник прокурора Пилипенко О.В. действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила, просила обязать ответчика принять меры принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных во дворах жилых домов 28 по ул. Каландаришвили и домов 23 и 25 по ул. Коммунистическая г. Улан-Удэ.

Указывает, что администрация г. Улан-Удэ не принимает мер по ликвидации указанных свалок, это нарушает санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, отрицательно воздействует на окружающую среду, частично. Просит возложить обязанность на ответчика по ликвидации свалок, т.к. это относится к компетенции муниципалитета.

Представитель ответчика Цыренов Е.А. действующий по доверенности иск не признал, пояснив суду, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом под «организацией» как полномочие органов местного самоуправления понимается исполнительно-распорядительную деятельность, нормативно-правовое регулирование данного вида деятельности, создание соответствующих предприятий, строительство полигонов и мусороперерабатывающих заводов. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.0.2010г. № 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территории, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ. В соответствии с указанными Правилами организация сбора и вывоза ТБО и КГМ, содержание в исправном состоянии контейнеров, контроль за выполнением графика вывоза ТБО и КГМ, обеспечение свободного подъезда и освещение территории у контейнерных площадок по жилищному фонду возлагается на организации по обслуживанию жилищного фонда Согласно п.3.7 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда производят сбор ТБО в металлические мусоросборники (контейнера). При этом места размещения контейнерных площадок определяются организациями по обслуживанию жилищного фонда по согласованию с Управлением архитектуры Администрации г. Улан-Удэ, уполномоченным органом по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ, территориальными отделами Госпожнадзора и организацией, осуществляющей вывоз мусора. Таким образом, обязанность по регулярному сбору и вывозу отходов от населения, обслуживаемых домов, а также обязанность по размещение контейнерных площадок и содержанию в исправном состоянии контейнеров возложена на обслуживающую организацию. Кроме того, согласно статье 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. При этом собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Статьей 36 Жилищного кодекса предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08-2006 г. N 491 определено, что в состав общего имущества включаются санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Пунктом 12 Правил установлено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. При этом пунктом 30 Правил предусмотрено, что содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств. Согласно статье 67 Жилищного кодекса обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возлагается на нанимателей. Выявленные несанкционированные свалки возле жилых домов являются результатом жизнедеятельности жильцов этих домов. Считает, что обеспечение надлежащего состояния придомовой территории, санитарно-технического оборудования, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов, уборка дворовой уборной является обязанностью собственников и нанимателей жилых помещений. Выявленные несанкционированные свалки не являются результатом хозяйственной и иной деятельности Администрации г. Улан-Удэ. По мнению представителя ответчика законом не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, в том числе обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом статьей 2 данного закона предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований данного закона за счет собственных средств. Доказательств о несоблюдении требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения истцом не представлен. Просил суд отказать в удовлетворении заявленных истцом требований.

В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ по доверенности Левин А.А. не явился по неизвестным причинам, о дне месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях поддерживал требование прокурора считая их законными и обоснованными, поскольку имеет место нарушения действующего законодательства об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах, в связи с чем образовались несанкционированные свалки, захламление территории.

Неявка представителя заинтересованного лица, надлежаще уведомленного о судебном заседании, не является основанием для отложения судебного заседания.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.

Прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ по коллективной жалобе граждан жителей ул. Каландаришвили 28, а также по обращению руководителя Республиканской службы по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды, животного мира животного мира и леса проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Советского района г.Улан-Удэ, а именно, во дворе жилых домов 28 по ул. Каландаришвили и домов 25 и 23 по ул. Коммунистическая в гор. Улан-Удэ расположены несанкционированные свалки бытовых отходов, в подтверждении этого суду представлены фотоматериалы.

Судом установлено, что согласно представленной справки от 22.04.2011 года об экологическом обследовании, комиссией Бурприроднадзора и представителя МУ Комитета городского хозяйства г. Улан-Удэ были осмотрены визуально следующие свалки: во дворе дому по ул. Каландаришвили на земельном участке 0,01 га размещена свалка бытовых отходов 20 куб.м., на земельном участке 0,01 га во дворе дома 25 по ул. Коммунистическая размещена свалка 40 куб.м, во дворе дома 23 по ул. Коммунистическая свалка располагается на площади 0,04 га, объем отходов 65 куб.м.

Результаты проведенных проверок представителем администрации гор. Улан-Удэ не оспаривались. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и его требования направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав населения города Улан-Удэ, в частности, на благоприятную окружающую среду. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. Пунктом первым ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.21 вышеназванного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В силу ст.22 этого же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст.13 вышеназванного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21 апреля 2010 года № 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территории, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, в соответствии с которым объектами санитарной очистки и уборки являются территория индивидуального жилого сектора, дворовые территории., уличные и микрорайонные проезды, улицы, парки, скверы, площади, газоны, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций, места уличной торговли и гаражных кооперативов (п.1.3). Указанные Правила устанавливают, что общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г. Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов (п. 1.5). Согласно требованиям санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988г. N4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не приняты достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, что привело к образованию несанкционированных свалок бытовых отходов на территории Советского района г.Улан-Удэ во дворах жилых домов № 28 по ул. Каландаришвили и д. 25, 25 по ул. Коммунистическая. Указанное, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Как установлено в судебном заседании к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Доводы представителя ответчика о том, что в силу закона на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, не предусмотрена действующим законодательством, судом проверялись, однако позиция ответчика не основана на законе. Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.

Отсутствие у физических лиц договоров с организациями, осуществляющими сбор и вывозов отходов, также не освобождает ответчика от соблюдения требований законодательства, возложенных на него. Требование прокурора основано на нормах действующего законодательства, предусматривающего обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а не как вследствие допущения органом местного самоуправления захламления в виде образования несанкционированной свалки бытовыми отходами территории в ходе его хозяйственной и иной деятельности. Доводы представителя ответчика, что на ул. Коммунистическая 25, здания проданы, суд не считает основанием для освобождения Администрации от обязанности по организации и сбору бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ»» принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных во дворах жилых домов 28 по ул. Каландаришвили и домов 23 и 25 по ул. Коммунистическая г. Улан-Удэ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.

<данные изъяты>

Судья: А.О. Попова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200