РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 24 июня 2011г. Дело №1681/11 Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Бадмаевой Д.Н. при секретаре Шоноевой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дондуковой Т.Д. к Войсковой части 63384, ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района» об оспаривании отказа выдачи государственного жилищного сертификата, УСТАНОВИЛ: Дондукова Т.Д. обратилась с заявлением в Улан-Удэнский гарнизонный военный суд к ответчикам Войсковой части 63384, ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района» в лице начальника, в котором просит признать незаконными и необоснованными действия ответчика начальника ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района", связанные с отказом выдачи ей государственного жилищного сертификата, обязать ответчика ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района" устранить допущенное нарушение прав бывшей военнослужащей Дондуковой Т.Д. и выдать ей государственный жилищный сертификат, признать незаконными и необоснованными действия ответчика командира войсковой части 63384, связанные с отказом в истребования из ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района» государственного жилищного сертификата Дондуковой Т.Д., обязать ответчика командование войсковой части 63384 устранить допущенное нарушение прав бывшей военнослужащей Дондуковой Т.Д. и истребовать из ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района» поступивший на ее имя государственный жилищный сертификат. Определением Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 18.04.2011г. указанное гражданское дело передано по подсудности на рассмотрение по существу в Советский районный суд г.Улан-Удэ. Определением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 24.06.2011г. производство по делу к ответчику Войсковой части 63384 прекращено в связи с отказом представителя истца Сафаралиева Д.Х. от заявленных исковых требований к названому ответчику. В судебном заседании представитель истца по доверенности Сафаралиев Д.Х. оставшиеся исковые требования, заявленные к ответчику ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района", поддержал, уточнив, что истцом оспариваются действия указанного ответчика, связанные по невыдаче поступившего из Главного управления КЭС (г.Москвы) на имя Дондуковой Т.Д. именного государственного жилищного сертификата. Суду пояснил, что его доверительница проходила военную службу в войсковой части 63384 (75313), дислоцирующейся в РБ. Приказом командира войсковой части 75313 от 28.04.2010г. №91 истец уволена с военной службы в запас по достижению предельного возраста и исключена из списков личного состава воинской части. Решением жилищной комиссии войсковой части 63384 Дондукова Т.Д. признана нуждающейся в жилой площади и с 25.01.2002г. состоит в очереди на получение государственного жилищного сертификата за счет МО РФ, о чем имеются также сведения в базе данных компьютерного учёта ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района». Дондукова Т.Д. за время прохождения военной службы жильем за счет государства никогда не обеспечивалась, безвозмездную финансовую помощь на строительство или приобретение жилья от государства в лице министерства обороны не получала, в собственности жилье не имеет, в приватизации не участвовала. В состав семьи военнослужащей Дондуковой входит ее дочь Дондукова О.А., которая также не в собственности жилья, в приватизации не участвовала. Согласно сообщению начальника ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района» от 27.01.2011г. №159, последний отказывается выдать Дондуковой Т.Д. поступивший из Главного управления КЭУ (г.Москвы) в КЭЧ района именной государственный жилищный сертификат, мотивируя свой отказ тем, что Дондукова зарегистрирована в квартире площадью 42,3кв.м. на состав семьи 3 человека и на основании решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 01.12.2005г. она не нуждается в улучшении жилищных условий. Указанными действиями начальника ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района», выразившимися в отказе Дондуковой Т.Д. выдать поступивший для неё именной государственный жилищный сертификат, нарушены предусмотренные ст.40 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" права Дондуковой на жилище. Отказ в выдаче на руки Дондуковой Т.Д. именного государственного жилищного сертификата является надуманным, т.к. Дондукова Т.Д. в период с 1997г. по 2010г. проходила военную службу по контракту, имела статус военнослужащего, соответственно, все документы для получения именного государственного жилищного сертификата ей были оформлены в соответствии с законом. Ссылка начальника ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района» на решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 01.12.2005г. не соответствует действующему законодательству, так как Улан-Удэнский городской Совет депутатов никогда не являлся органом, который должен признавать военнослужащего нуждающимся или не нуждающимся в улучшении жилищных условий. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представитель ответчика ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района" в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление законного представителя юридического лица - Начальника ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района" о рассмотрении дела в его отсутствие. По правилам ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В соответствии со ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз (п.п.1, 2, 2.1, 14 ст.15 Закона). Согласно п.1 ст.23 вышеназванного Федерального закона военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в соответствующих «Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ №1054 от 06.09.1998г. Согласно этим Правилам, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (п.п.а п. 6). Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее – Правила). Согласно п.п.а п.5 Правил право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Пунктами 9,11,17 указанных Правил установлено, что военнослужащие, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы (службы). Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз. Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Согласно п.а п.18, п.32 Правил гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба). Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов. Согласно Указу Президента РФ от 16.08.2004г. №1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации. В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Минобороны России осуществляет следующие полномочия: реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Приказом Минобороны РФ от 10.06.2006г. №215 утвержден Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов (далее-Порядок). Пунктами 19,20 Порядка установлено, что представленный сводный список получателей сертификатов по органу военного управления после проверки в Управлении по реализации жилищных программ является основанием для включения граждан в сводный список граждан - получателей сертификатов по Министерству обороны (далее именуется - сводный список получателей сертификатов по Министерству обороны), утверждаемый начальником Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ. В случае если при проверке в Управлении по реализации жилищных программ сводных списков получателей сертификатов по органам военного управления выявлены несоответствия в сведениях по отдельным гражданам - участникам подпрограммы, указанным управлением подготавливается решение по рассмотрению сводного списка получателей сертификатов по органу военного управления, копия которого направляется в орган военного управления, представивший этот список, для устранения выявленных нарушений. Согласно пунктам 23,24,26,27,28,29,30 Порядка, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (ДЖО МО) обеспечивает и организует получение бланков сертификатов, а также их хранение и учет. Сводный список получателей сертификатов по Министерству обороны в течение 35 дней с даты получения бланков сертификатов от государственного заказчика подпрограммы Управлением по реализации жилищных программ направляется в ДЖО МО. Указанные списки являются основанием для расчета размера субсидии и оформления сертификатов. ДЖО МО в течение двух месяцев с даты получения бланков сертификатов от государственного заказчика подпрограммы обеспечивает в установленном порядке передачу оформленных сертификатов в КЭЧ районов. Допускается передача оформленных сертификатов в указанные сроки в КЭЧ районов через довольствующие квартирно-эксплуатационные органы органов военного управления. При получении оформленных сертификатов начальник КЭЧ района организует их учет в книге учета полученных и выданных сертификатов и уведомление в течение двух рабочих дней заинтересованных воинских частей. Командир воинской части при поступлении уведомления из КЭЧ района о получении оформленных сертификатов незамедлительно оповещает граждан - участников подпрограммы, получающих сертификаты, о месте и времени выдачи сертификатов и направляет их учетные дела в КЭЧ района. При получении сертификата гражданин - участник подпрограммы информируется о порядке и условиях получения субсидии по этому сертификату. Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет в КЭЧ района документы, указанные в пункте 44 Правил. В случае непредставления или неполного представления указанных документов сертификат не выдается. Факт получения сертификата гражданином - участником подпрограммы подтверждается его подписью (подписью уполномоченного им лица) в книге учета полученных и выданных сертификатов. В судебном заседании установлено, что Дондукова Т.Д. с 1997 года проходила военную службу в войсковых частях 21914, 63384 (75313), дислоцирующихся на территории Республики Бурятия. На основании приказа командира войсковой части 75313 от 28.04.2010г. №91 Дондукова Т.Д. уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в соответствии с п.п. «а» п. 13 ст.51 Федерального закона от 28.03.1998г. №3-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и с 25.05.2010г. исключена из списков личного состава войсковой части. В период прохождения военной службы решением жилищной комиссии войсковой части 63384 истец Дондукова Т.Д. была признана нуждающейся в получении жилого помещения и с 25.01.2002г. состоит в очереди на получение государственного жилищного сертификата за счет Минобороны РФ с составом семьи -2 чел., куда входит дочь истца Дондукова О.А. Из вышеизложенного следует, что истец Дондукова, проходившая военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, будучи признанной в установленном законом порядке нуждающейся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, имея общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, и, будучи уволенной по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеет все законные основания для получения государственного жилищного сертификата. Далее, судом установлено, что в ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района» на имя Дондуковой Т.Д. из Главного управления Квартирно-Эксплуатационного Управления Минобороны РФ поступил государственный жилищный сертификат серии УВ №670064, в выдаче которого истцу отказано. Как следует из ответа Начальника ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района» Смирнова В.П. от 27.01.2011г. №169 на заявление Дондуковой Т.Д. от 24.01.2011г. вх.№105, в выдаче государственного жилищного сертификата серии УВ №670064, пришедшего на ее имя, отказано в связи с тем, что Дондукова Т.Д. в настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: г.Улан-Удэ, <адрес>, общей площадью 42,3кв.м. на состав семьи -3 человека и на основании решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 01.12.2005г. она не нуждается в улучшении жилищных условий. Между тем, суд считает, что в установленном законом порядке, до момента направления Главным управлением КЭУ оформленного на ее имя сертификата, истец не утратила право состоять на учете в качестве нуждающейся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, решение о снятии Дондуковой с учета компетентным органом не принималось, истец была включена в Сводный список получателей сертификатов по органу военного управления - ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района», решение по сводному списку о выявлении несоответствия в сведениях истца Главным управлением КЭУ не принималось и в адрес КЭЧ района не направлялось. В случае наличия иных обстоятельств, оснований для направления компетентным органом на имя Дондуковой государственного жилищного сертификата серии УВ №670064 не имелось бы. Доказательств, опровергающих данный вывод суда, ответчиком в соответствии с требованиями п.1 ст.56 ГПК РФ не предоставлено. Вышеуказанный Порядок, утвержденный приказом Минобороны РФ от 10.06.2006г. №215, четко устанавливает процедуру действий начальника КЭЧ района при получении оформленных сертификатов. Полномочиями на принятие решения об отказе в выдаче уже поступившего в КЭЧ района государственного жилищного сертификата на имя конкретного лица ни федеральные законы, ни утвержденный Порядок, начальника КЭЧ района не наделяют. Следовательно, действия ответчика по отказу в выдаче истцу государственного жилищного сертификата суд считает не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы истца на обеспечение ее жильем путем получения государственного жилищного сертификата. При таких обстоятельствах исковые требования Дондуковой Т.Д. суд считает подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Дондуковой Т.Д. удовлетворить. Признать незаконным отказ ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района" в лице начальника Смирнова В.П. по выдаче Дондуковой Т.Д. поступившего из Главного управления КЭС (г.Москвы) в КЭЧ района именного государственного жилищного сертификата. Обязать ФГУП «2-я Читинская КЭЧ района" выдать Дондуковой Т.Д. поступивший из Главного управления КЭС (г. Москвы) в КЭЧ района на ее имя государственный жилищный сертификат. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Советский районный суд г.Улан-Удэ. Судья Бадмаева Д.Н. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>1