РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 10 мая 2011г. Дело №2-1422/11 Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Бадмаевой Д.Н. при секретаре Шоноевой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гребенщикова А.А. к МВД по РБ о признании права собственности на квасные прицепы-цистерны, обязании ГИБДД МВД по РБ поставить квасные прицепы-цистерны на регистрационный учет и выдать паспорта транспортных средств, УСТАНОВИЛ: Гребенщиков А.А. обратился в суд с иском к МВД РБ, в котором просит признать за ним право собственности на квасные прицепы-цистерны в количестве двух единиц, обязать ГИБДД МВД по РБ выдать паспорта транспортных средств на квасные прицепы-цистерны и поставить их на регистрационный учет после устранения неисправностей. Исковые требования мотивированы тем, в июле 2005 года по договору купли-продажи, совершенному в простой письменной форме с физическим лицом, истцом был приобретен квасной прицеп-цистерна, цвет желтый, номер шасси отсутствует. Сам договор истцом утрачен. Регистрационные документы на указанный квасной прицеп-цистерну у продавца на момент заключения договора купли-продажи отсутствовали, так как считалось, что данное имущество не подлежит регистрации в органах ГИБДД и на него регистрационные документы не выдаются. Деньги по договору купли-продажи истцом переданы продавцу, а продавец передал покупателю товар. С момента приобретения по договору купли-продажи до сегодняшнего дня 2011 года указанным квасным прицепом - цистерной истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным и использует его в личных хозяйственных целях. 15 декабря 2010 года истцом был приобретен квасной прицеп-цистерна б/у, номер шасси (рамы) отсутствует, емкостью 900 л., регистрационные документы отсутствуют, по договору купли-продажи, совершенному в простой письменной форме. При обращении 21.02.2011г. истца в МРЭО ГИБДД МВД по РБ с заявлением о регистрации указанных прицепов, в регистрации ему было отказано, со ссылкой на п.16 Административного регламента, из смысла которого следует, что необходимо представлять регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства. В связи с отсутствием на указанные выше прицепы регистрационных документов, поставить их на регистрационный учет не представляется возможным, что влечет за собой невозможность их эксплуатации. В связи с чем, признание права собственности на данные прицепы необходимо для постановки их на регистрационный учет в органах ГИБДД. В судебном заседании представитель истца по доверенности Бурлаков В.А. требования иска, а также доводы, содержащиеся в нем, поддержал в полном объеме. Пояснил, что на данный момент истец в связи с отсутствием у него регистрационных документов на квасные прицепы-цистерны не может зарегистрировать их в установленном законом порядке и не может ими пользоваться. Тем самым, он лишен как собственник права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Просил иск удовлетворить. Представитель ответчика МВД по РБ Соловьев Е.А., действующий на основании доверенности, иск Гребенщикова А.А. не признал, в своих возражениях ссылаясь на то, что право собственности Гребенщикова на его квасные прицепы-цистерны никем не оспаривается, в том числе и МВД по РБ. Выдача органами ГИБДД ПТС не представляется возможным, так как это не предусмотрено их ведомственными нормативными актами, его выдает либо завод-изготовитель транспортного средства, либо таможенные органы. ГИБДД может выдать только дубликат паспорта транспортного средства и то в определенных случаях, в случае его утери или если ПТС пришел в негодность. Для постановки квасных прицепов-цистернов при условии отсутствия паспорта транспортного средства необходимо представить не только документ, подтверждающий право собственности (договор купли-продажи или решение суда о признании права собственности), но и получить сертификат в установленном порядке, подтверждающий, что квасные прицепы-цистерны соответствуют требованиям безопасности дорожного движения. В данном случае требование о признании права собственности на квасные прицепы-цистерны к МВД по РБ не может предъявляться, такое требование может быть предъявлено только к бывшему собственнику (собственникам). В иске к МВД по РБ просил отказать. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Гребенщиков А.А. приобрел в разное время два квасных прицепа – цистерна, в том числе, одну цистерну емкостью 900л. у гр.Генкина М.А. по договору купли-продажи от 15.12.2010г. Как указывает истец в своем иске, в настоящее время он лишен возможности использовать передвижные прицепы-цистерны, так как для их регистрации регистрационный орган ГИБДД МВД по РБ требует представить регистрационные документы и (или) паспорт транспортного средства. Такие документы у истца отсутствуют, т.к. при покупке квасных прицепов–цистерн такие документы ему не передавались. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 "О Правилах дорожного движения", прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим -транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски. Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено правило, в соответствии с которым допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию РФ на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. В соответствии с пунктом 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998г. №711, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Регистрация транспортного средства является административным актом, с которым закон связывает возможность пользования приобретенным имуществом. При этом отказ в регистрации транспортного средства не влечет прекращение права собственности, а только ограничивает право пользования им. Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005г. №496/192/134, документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Государственная инспекция) - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласно которым к регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также технические паспорта (технические талоны) транспортных средств. Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации (п.п.7,8 Приложение №1). Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный вышеназванным приказом МВД России (Приложение №2) предусматривает требования к составу документов, необходимых для совершения регистрационных действий. В частности, согласно п.п.ж п.16 Административного регламента, для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство в соответствии с законодательством Российской Федерации. К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, могут относиться, в том числе, заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации) или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство в соответствии с законодательством Российской Федерации; документы, выдаваемые таможенными органами на транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации; решения судов, судебные приказы, постановления органов принудительного исполнения по исполнению судебных актов. Как установлено судом, у истца имеется документ, удостоверяющий право собственности, только на один квасной прицеп-цистерну емкостью 900л., документы, подтверждающие возможность допуска обоих квасных прицепов-цистерн к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации, у истца отсутствуют. Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что отказ МРЭО ГИБДД МВД по РБ в производстве регистрационных действий – регистрации транспортных средств истца соответствует требованиям действующего законодательства. При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм материального права, требования истца об обязании ответчика зарегистрировать транспортные средства в установленном порядке и выдать на них паспорта транспортных средств, суд находит не правомерными. При этом суд считает, что добросовестность Гребенщикова А.А. как приобретателя вышеназванных транспортных средств правового значения для решения вопроса о наличии либо отсутствии оснований для отказа в регистрации транспортных средств не имеет. Сам по себе факт приобретения истцом права собственности на эти транспортные средства не порождает безусловной обязанности органов ГИБДД допустить их к участию в дорожном движении. Заявляя настоящее требование, истец не представил доказательств того, что его право собственности на приобретенные квасные прицепы-цистерны оспаривается ответчиком, в связи с чем, такое нарушение его прав подлежит судебной защите. В этой связи суд не находит оснований для применения положений действующего законодательства о добросовестном приобретателе. В силу ст.302 Гражданского кодекса РФ признание добросовестным приобретателем представляет собой форму защиты прав такого приобретателя от притязаний собственника вещи при рассмотрении исковых требований собственника об изъятии данной вещи из чужого незаконного владения. Как установлено, по настоящему делу такие требования никем не заявляются, потому оснований для удовлетворения требования истца о признании за ним права собственности на транспортные средства в силу приобретательной давности суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Гребенщикова А.А. отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ в течение 10 дней. Судья Д.Н. Бадмаева <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>