Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 2-2396/11 21 июля 2011 года Судья Советского районного суда гор. Улан-Удэ Республики Бурятия Попова А.О., при секретаре Герасимовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Улан-Удэ» о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в Октябрьском районе города Улан-Удэ (в порядке статьи 45 ГПК РФ), У с т а н о в и л: Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования гор. Улан-Удэ в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «город Улан-Удэ» о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Октябрьского района города Улан-Удэ. Требование мотивировано тем, что в соответствии с Федеральными законами: "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования. Проведенной проверкой выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенной возле дома № 14 по ул. Дальневосточная в гор. Улан-Удэ площадью 3 кв.м., как в то время как Федеральным законом «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В нарушение ФЗ «Об общих принципах организации местно самоуправления в РФ» ответчиков не ликвидируется несанкционированные свалки на территории Октябрьского района, что установлено по результатам проведенной проверки Предъявление данного иска, как считает прокурор, направлено на защиту конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, во избежание загрязнения окружающей природной среды, распространения инфекционных заболеваний и наступления иных тяжких последствий. Просил суд удовлетворить заявленные требования. В судебном заседании представитель истца Ступаков Д.Ю. по доверенности заявленные требования поддержал в полном объеме, уточнил требования о предоставлении срока для ликвидации свалки до 01.11.2011 года. В судебном заседании представитель администрации гор. Улан-Удэ Цыренов Е.А. по доверенности требования не признал, суду пояснил, что собственники и наниматели жилых домов, возле которых организованы несанкционированные свалки в виде бытовых отходов обязаны заключать договора на их вывоз с управляющими компаниями, поскольку земельный участок, прилегающий к данным жилым домам, является их общим имуществом. Администрация является распорядителем, но не является исполнителем функций по непосредственной ликвидации свалок. Представители третьих лиц Шадрин А.П., Васильева М.П. полагали, что иск предъявлен обоснованно. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранный прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. Проведенной проверкой выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенной возле дома № 14 по ул. Дальневосточная в гор. Улан-Удэ площадью 3 кв.м., Результаты проведенных проверок администрацией гор. Улан-Удэ не оспаривалась. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и его требования направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав населения города Улан-Удэ, в частности, на благоприятную окружающую среду. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. Пунктом первым ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.21 вышеназванного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В силу ст.22 этого же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст.13 вышеназванного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21 апреля 2010 года № 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территории, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, в соответствии с которым объектами санитарной очистки и уборки являются территория индивидуального жилого сектора, дворовые территории., уличные и микрорайонные проезды, улицы, парки, скверы, площади, газоны, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций, места уличной торговли и гаражных кооперативов (п.1.3) Указанные Правила устанавливают, что общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г. Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов (п. 1.5). Согласно требованиям санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988г. N4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не приняты достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, что привело к образованию несанкционированных свалок бытовых отходов на территории Октябрьского района г.Улан-Удэ. Указанное обстоятельство по существу нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Доводы представителя ответчика о том, что в силу закона на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, не предусмотрена действующим законодательством, суд находит не основанными на законе. Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования. Судом не принимаются во внимание доводы представителя ответчика о том, что собственники и наниматели жилых домов, возле которых организованы несанкционированные свалки в виде бытовых отходов обязаны заключать договора на их вывоз с управляющими компаниями, поскольку земельный участок, прилегающий к данным жилым домам, является их общим имуществом. Отсутствие у физических лиц договоров с организациями, осуществляющими сбор и вывозов отходов, также не освобождает ответчика от соблюдения требований законодательства, возложенных на него. Ответчиком не представлено доказательств о принадлежности земельных участков, на которых организована несанкционированная свалка к имуществу собственников близлежащих жилых домов, равно как и доказательств, что данную свалку организовали жильцы данных домов. Кроме того, суд считает, что отсутствие у физических лиц договоров с организациями, осуществляющими сбор и вывозов отходов, не освобождает ответчика от соблюдения требований законодательства, возложенных на него. В соответствии с вышеуказанными нормами, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования. Ссылка ответчика на то, что бытовые отходы относятся к отходам потребления, являющимся следствием жизнедеятельности населения, а не осуществления хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, не свидетельствует об отсутствии обязанности Администрации города принимать меры к организации очистки территорий. Таким образом, суд приходит к выводу, что из-за бездействия ответчика на указанной выше территории образовались несанкционированные свалки, что по существу нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Требование прокурора основано на нормах действующего законодательства, предусматривающего обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В связи с установленными выше обстоятельствами, суд удовлетворяет требования прокурора. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Исковые требования удовлетворить. Обязать органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной возле дома № 14 по ул. Дальневосточная в гор. Улан-Удэ площадью 3 кв.м., в срок до 01.11.2011 года. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ. <данные изъяты> Судья: Попова А.О. <данные изъяты> <данные изъяты>