решение по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов ,



Гр.дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июля 2011 года гор.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В.,

при секретаре Шатаевой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «город Улан-Удэ» о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на открытой местности на равном удалении - <данные изъяты> метров от дома № <данные изъяты>, <адрес>, квартала , <адрес>, ул. <адрес>, квартала на площади около <данные изъяты> кв. м

В судебном заседании заместитель прокурора Ступаков Д.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель Администрации гор. Улан-Удэ Цыденов Е.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и суду пояснил, что под «организацией» как полномочие органов местного самоуправления понимается исполнительно-распорядительную деятельность, нормативно-правовое регулирование данного вида деятельности. Данные мероприятия органом местного самоуправления выполнены. Изданы необходимые нормативно-правовые акты. На территории г. Улан-Удэ организован сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. На территории города созданы предприятия, осуществляющие деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, в т.ч. по отдельным разовым договорам, построена мусоросортировочная станция на базе мусороперерабатывающего завода для переработки ТБО, полигон для утилизации ТБО. Кроме того, согласно статье 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Выявленная несанкционированная свалка является результатом жизнедеятельности населения. Обеспечение надлежащего состояния придомовой территории, санитарно-технического оборудования, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов, восстановление дворовой помойницы, уборка дворовой уборной является обязанностью собственника данного жилого помещения. В связи, с чем просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель Управление Роспотребнадзора РФ по РБ по доверенности Очиров А.Н. и представитель Бурприроднадзора по доверенности Цыденов С.Д. поддержали исковые требования в полном объеме и суду пояснили, что требование прокурора законно и обоснованно, поскольку имеет место нарушения действующего законодательства об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранный прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

Проведенной проверкой установлено наличие несанкционированной свалки расположенной на открытой местности на равном удалении - <данные изъяты> метров от дома № <данные изъяты>, ул. Ринчино, квартала и <адрес>, ул. <адрес>, квартала на площади около 300 кв. м

При этом, участниками процесса не оспариваются наличие данной свалки как на момент проверки, так и на момент рассмотрения дела в суде.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закон), хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух.

Статьей 7 Закона предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно требованиям статьи 51 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Аналогичные требования предусмотрены статьей 8 Закона об отходах производства и потребления.

Согласно требованиям статьи 13 Закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ дано понятие санитарно-эпидемиологического благополучия человека, под которым понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов жизнедеятельности человека. Факторами среды обитания являются физические, социальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Инфекционные заболевания - это заболевания, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.

Статьей 2 Закона установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с требованиями статьи 22 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Закона, пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ», утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007 N 624-63 к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.1.3 Правил объектами санитарной очистки и уборки являются территории индивидуального жилого сектора, уличные и микрорайонные проезды, улицы, парки, скверы, площади, газоны, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций, места уличной торговли и гаражных кооперативов. Указанные Правила устанавливают, что координация работ по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ", контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Администрация города Улан-Удэ, структурные подразделения Администрации города Улан-Удэ (п.п.1.7, 24.1 Правил).

Согласно требованиям санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988г. N4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не приняты достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, что привело к образованию несанкционированных свалок бытовых отходов на территории Советского района г.Улан-Удэ. Указанное обстоятельство по существу нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя ответчика о том, что в силу закона на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность (по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок), не предусмотренная действующим законодательством, поскольку принятие мер по ликвидации несанкционированной свалки подразумевает осуществление непосредственно хозяйственной деятельности, под которым предполагается осуществление производственных работ в определенной сфере деятельности, а Администрация г.Улан-Удэ, являясь исполнительно-распорядительным органом, не вправе осуществлять хозяйственную деятельность самостоятельно, суд находит не основанными на законе. Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.

Судом принимается во внимание ссылка представителя ответчика о том, что в силу требований Жилищного кодекса РФ на собственников и нанимателей жилых помещений возлагается обязанность по надлежащему содержанию придомовой территорию. Однако указанное не снимает ответственности ответчика по применению мер по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В связи с чем, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить в полном объеме.

Обязать органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов расположенной на открытой местности на равном удалении - <данные изъяты> метров от дома № <данные изъяты>, <данные изъяты>, квартала №<данные изъяты> и дома № <данные изъяты>, ул. <адрес>, квартала на площади около <данные изъяты> кв. м.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи кассационной жалобы в течение десяти дней в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

Судья п\п Т.В.Цыбикдоржиева

1