Решение по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ Доржиева А.А. в интересах сироты Ануфриевой А.А. об обязании Администрации Советского района г. Улан-Удэ поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении



Гр.дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июля 2011 года гор. Улан-Удэ

Советский районный суд гор. Улан-Удэ в составе судьи Ненкиной Р.А., при секретаре Ростовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ к Администрации Советского района г. Улан-Удэ о возложении обязанности поставить Ануфриеву А.А. на учет в качестве нуждающейся по категории сирота, как не имеющую закрепленного помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с иском к Администрации Советского района г. Улан-Удэ в интересах сироты Ануфриевой А.А., указывая, что Ануфриева в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Постановлением Администрации Советского района г. Улан-Удэ № 186 от 14 мая 2001 года помещена в государственное учреждение. Постановлением Администрации Советского района г. Улан-Удэ № 178 от 30.05.2002 года за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, которое является комнатой в общежитии площадью 18,6 кв. метров. Ануфриева не может воспользоваться правом проживания в указанным жилом помещении, поскольку там проживает ее лишенная родительских прав мать с двумя детьми. Норма площади, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью в целях принятия на учет в качестве нуждающихся установлена в 11 квадратных метров. Следовательно, жилой площади за Ануфриевой носило формальный характер, ущемляет право сироты на получение жилья от государства во внеочередном порядке. Просит обязать Администрацию Советского района г. Улан-Удэ поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории сирота, как не имеющую закрепленного помещения.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Пилипенко О.В. исковые требования поддержала и суду дополнительно пояснила, что Ануфриева подала заявление на постановку на учет в качестве нуждающейся по категории сирота, но ответ еще не получен. Однако, утверждает, что прокурор устно обращался к ответчику с просьбой о постановке Ануфриевой на учет по категории сирота, но был получен устный отказ. Кроме того, просит учесть, что в период рассмотрения дела в суде Ануфриева обратилась в Администрацию с заявление о постановке на учет, но еще не получила ответ.

Истец Ануфриева А.А. суду пояснила, что не может проживать в комнате с матерью, лишенной родительских прав. Кроме того, там живут ее двое детей. Она в настоящее время также имеет ребенка. Площадь комнаты не позволяет ей проживать в комнате, закрепленной за ней. Просит удовлетворить иск, так как ей негде жить.

Представитель ответчика по доверенности Аюшеева Д.Н. иск не признала и суду пояснила, что, поскольку за Ануфриевой было закреплено жилое помещение, она не может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся по категории сирота. Обязанность по постановке на учет на Администрацию не возложена.

Представитель 3-го лица Республиканского агентства по делам семьи и детей Дырхеев Д.Д.-Н. с исковыми требованиями не согласен. Считает, что отсутствует предмет спора, так как Ануфриева подала заявление о постановке на учет, то есть признала, что она сама должна была обратиться с таким заявлением. Правовое решение по заявлению Ануфриевой не принято, отсутствует нарушенное право и основания считать, что существует угроза нарушения права. Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих закреплять за сиротой жилого помещения ниже ученой нормы. Принимая во внимание, что у Ануфриевой было закрепленное за ней жилое помещение, у органов исполнительной власти отсутствуют основания для обеспечения ее жильем в рамках ст. 8 ФЗ № 159. Кроме того, обращает внимание, что отсутствует предмет иска, так как Ануфриева или другие лица в ее интересах не обращались за постановкой на учет в надлежащем прядке и не получали отказа в этом.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно п. 2 Положения о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 31.03.2005 г. № 102 в редакции от 28.11.2008 г. № 514 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлено, что дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, обращаются с заявлением о предоставлении жилой площади в орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

Вышеизложенное также находит свое отражение в ст. 4 Закона Республики Бурятия от 07.07.2006 г. № 1732-III «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» устанавливающей, что принятие граждан, в том числе детей-сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства на основании заявлений граждан либо законных представителей недееспособных граждан.

Обязанность направления органами опеки и попечительства в органы местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях документов, представленных государственными органами, органами местного самоуправления, законными представителями детей-сирот законодательно закреплена после внесения 12.11.2010 г. в постановление Правительства РБ №102 соответствующих изменений.

Доводы представителя прокурора Советского района г. Улан-Удэ в части закрепления указанной обязанности за органами опеки и попечительства в Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» не состоятельны, поскольку подобного пункта указанный закон не содержит.

Пунктом 3 части 1 статьи 14, частью 3 статьи 52 ЖК РФ определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является исключительным полномочием органа местного самоуправления.

Основанием при этом согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ служит заявления граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Учитывая, что заявлений от кого-либо в интересах Ануфриевой А.А. не подавалось, истцом не представлено доказательств обращения в интересах Ануфриевой с официальным обращением, Ануфриева лично не обращалась в Администрацию, суду считает необоснованным требование истца о возложении обязанности на ответчика.

Закон Республики Бурятия от 04.03.2008 г. № 137-IV «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями» в статье 4, регламентирующей государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления муниципальных образований, также не содержит указанного полномочия.

Абзацем 2 части 1 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Между тем, постановлением администрации Советского района г. Улан-Удэ №178 от 30.05.2002 г. за Ануфриевой было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Указанное постановление на настоящее время не отменено и не признанно незаконным.

Ссылка прокурора, что закрепление носит формальный характер, не состоятелен, так как на момент закрепления жилья оснований для отказа в закреплении не было. Действующее законодательство не содержит норм запрещающих закрепление жилого помещения ниже учетной нормы.

Уменьшение площади, приходящейся на 1 члена семьи Ануфриевой А.А., произошло в 2007 и 2008 г.г., когда увеличился состав семьи, данный факт не ограничивает право Ануфриевой обратиться в орган местного самоуправления для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, чтобы дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей были обеспечены органами исполнительной власти жилой площадью необходимо: 1) статус 2) отсутствие закрепленного жилого помещения 3) наличие факта окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончание службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Принимая, во внимание, что у Ануфриевой А.А. имеется закрепленное жилое помещение, у органов исполнительной власти РБ отсутствуют основания для обеспечения ее жилым помещением в рамках ст. 8 № 159-ФЗ.

Таким образом, отсутствуют правовые основания для предоставления органами исполнительной власти вне очереди жилой площади Ануфриевой А.А. по категории «сирота, дети, оставшиеся без попечения родителей».

Заявление Ануфриевой А.А. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в орган местного самоуправления подано ею 14 июля 2011 года только после обращения прокурора с иском.

Учитывая, что Ануфриевой А.А. 14.07.2011 г. подано в администрацию Советского района г. Улан-Удэ заявление о постановке на учет нуждающихся, отсутствует предмет спорных отношений, поскольку своими действиями Ануфриева А.А. признала, что у органов опеки и попечительства отсутствовала обязанность направления документов в органы местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Доводы прокурора Пилипенко о том, что ответчик откажет в постановке на учет, ничем не обоснованны.

Учитывая, что решение по заявлению Ануфриевой А.А. Администрацией не принято, отсутствует нарушенное право и оснований для утверждения об угрозе нарушения права также необоснованно.

Таким образом, в случае отказа администрации Советского района г. Улан-Удэ в удовлетворении поданного заявления Ануфриевой, возникают правоотношения, которые могут быть предметом другого судебного разбирательства.

На основании изложенного, руководствуясь, ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Улан-Удэ возложении обязанности поставить Ануфриеву А.А. на учет в качестве нуждающейся по категории сирота, как не имеющую закрепленного помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Р.А. Ненкина