Решение по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок



Гр.дело № 2-1968/11

З А О Ч Н О Е РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2011 года гор. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Ненкиной Р.А., при секретаре Аштуевой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ, ООО «Управляющая компания ЖЭУ №2» о возложении обязанности принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Улан-Удэ с указанным исками о возложении обязанности принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных по ул. Линховоина, д. 12, во дворах жилых домов 13, 14, 16, 18 по ул. Линховоина г. Улан-Удэ, напротив жилых домов 12, 13, 14 по ул. Линховоина г. Улан-Удэ..

В судебном заседании помощник прокурора Пилипенко О.В. действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала частично, заявив об отказе от иска в части принятия мер по ликвидации свалок напротив домов 12, 13, 14 в связи с их ликвидацией, просит возложить обязанность на ответчика по ликвидации свалок, расположенных во дворах домов 12, 13, 14, 16, 18 по ул. Линховоина.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ по доверенности Амагыров П.В. поддержал исковые требования и пояснил, что требование прокурора законно и обоснованно, поскольку имеет место нарушения действующего законодательства об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах, в связи с чем образовались несанкционированные свалки, захламление территории.

Представитель ответчика в суд не явился, суд, с согласия сторон, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.

Прокуратурой района в рамках осуществления надзора за соблюдением природоохранного законодательства проведена совместная выездная проверка со специалистом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ по Республике Бурятия (Управление Роспотребнадзора РФ по РБ) и инспектора Республиканской службы по охране, контролю и регулированию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзор) территории Советского района г.Улан-Удэ.

Проверкой установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» не приняты меры, направленные на очистку территорий и ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на вышеуказанной территории улицы Линховоина Советского района г.Улан-Удэ. Так, установлено, что на территории Советского района г.Улан-Удэ расположены следующие несанкционированные свалки:

Во дворе дома 12 на ул. Линховоина, на земельном участке площадью 0,1 га размещена свалка бытовых отходов, объемом 25 кубометров, во дворе дома № 13 на той же улице – на площади 0.1 га свалка объемом 8 кубометров и 20 кубометров, во дворе дома № 14 – на площади 0,1 га - объем свалки составляет 20 кубометров, во дворе домов 16, 18 0 свалка объемом 15 кубометров на площади 0,1 га.

Результаты проведенных проверок участниками процесса не оспариваются.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и его требования направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав населения города Улан-Удэ, в частности, на благоприятную окружающую среду. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом первым ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.21 вышеназванного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В силу ст.22 этого же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.13 вышеназванного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 14 июня 2007г. № 642-65 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ (далее - Правила).

В соответствии с п.1.3 Правил объектами санитарной очистки и уборки являются территории индивидуального жилого сектора, уличные и микрорайонные проезды, улицы, парки, скверы, площади, газоны, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций, места уличной торговли и гаражных кооперативов. Указанные Правила устанавливают, что координация работ по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ", контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Администрация города Улан-Удэ, структурные подразделения Администрации города Улан-Удэ (п.п.1.7, 24.1 Правил).

Согласно требованиям санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988г. N4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не приняты достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, что привело к образованию несанкционированных свалок бытовых отходов на территории Советского района г.Улан-Удэ. Указанное обстоятельство по существу нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.

. Отсутствие у физических лиц договоров с организациями, осуществляющими сбор и вывозов отходов, также не освобождает ответчика от соблюдения требований законодательства, возложенных на него. Требование прокурора основано на нормах действующего законодательства, предусматривающего обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а не как вследствие допущения органом местного самоуправления захламления в виде образования несанкционированной свалки бытовыми отходами территории в ходе его хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ»» принять исчерпывающие меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных во дворах жилых домов 12, 13, 14, 16, 18 по ул. Линховоина г. Улан-Удэ.

Ответчик в случае несогласия с принятым решением вправе в течение семи дней со дня получения решения обратиться с заявлением в Советский районный суд гор. Улан-Удэ об отмене заочного решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене заочного решения суда.

Судья: Р.А. Ненкина