Решение по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ Доржиева А.А. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности принять исчерпывающие меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов , распо



гр. дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2011 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ненкиной Р.А., при секретаре Ростовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района гор. Улан-Удэ к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на пересечении улиц Республиканская и улицы Дружбы, д. 25 пос. Заречный, во дворе жилого дома № 16 по ул. Смолина, во дворе домов № 22, 23-2 по ул. Кирова и ателье «Мода плюс»,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Улан-Удэ о принятии мер по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на пересечении улиц Республиканская и улицы Дружбы, д. 25 пос. Заречный, во дворе жилого дома № 16 по ул. Смолина, во дворе домов № 22, 23-2 по ул. Кирова и ателье «Мода плюс».

Из существа иска следует, что прокуратурой района в ходе проведения проверки выявлены со стороны ответчика нарушения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенные ответчиком в непринятии мер на по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на пересечении улиц Республиканская и улицы Дружбы, д. 25 пос. Заречный, во дворе жилого дома № 16 по ул. Смолина, во дворе домов № 22, 23-2 по ул. Кирова и ателье «Мода плюс». Данные нарушения нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В связи с чем в интересах неопределенного круга лиц просил суд обязать ответчика принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных по вышеуказанным адресам.

В судебном заседании представитель прокурора Советского района по доверенности Пилипенко О.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Цыренов Е.А. иск не признал, пояснив суду, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится обязанность организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов. При этом под «организацией» как полномочие органов местного самоуправления понимается исполнительно-распорядительную деятельность, нормативно-правовое регулирование данного вида деятельности, создание соответствующих предприятий, строительство полигонов и мусороперерабатывающих заводов. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010г. № 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территории, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ. В соответствии с указанными Правилами организация сбора и вывоза ТБО и КГМ, содержание в исправном состоянии контейнеров, контроль за выполнением графика вывоза ТБО и КГМ, обеспечение свободного подъезда и освещение территории у контейнерных площадок по жилищному фонду возлагается на домовладельцев. Таким образом, обязанность по регулярному сбору и вывозу отходов от населения, обслуживаемых домов, а также обязанность по размещение контейнерных площадок и содержанию в исправном состоянии контейнеров возложена на обслуживающую организацию и домовладельцев. Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08-2006 г. N 491 определено, что в состав общего имущества включаются санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Пунктом 12 Правил установлено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. При этом пунктом 30 Правил предусмотрено, что содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств. Согласно статье 67 Жилищного кодекса обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возлагается на нанимателей. Выявленные несанкционированные свалки возле жилых домов являются результатом жизнедеятельности жильцов данных домов. Обеспечение надлежащего состояния придомовой территории. Ссылка прокурора на статью 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» не состоятельна. Истцом не представлены доказательства того, что Администрация г. Улан-Удэ осуществляет указанные виды деятельности. Администрация г. Улан-Удэ не осуществляет хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает воздействие на окружающую среду в районе жилых домов, указанных в иске. Выявленные несанкционированные свалки не являются результатом хозяйственной и иной деятельности Администрации г. Улан-Удэ. Доказательств о несоблюдении требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения истцом не представлен. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных истцом требований.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия по доверенности Левин А.А. суду пояснил, что иск прокурора Советского района г. Улан-Удэ считает обоснованным. Управлением Роспотребнадзора по РБ совместно с прокуратурой Советского района была проведена проверка по заявлениям, в ходе которой были выявлены нарушения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.

Прокуратурой района по коллективной жалобе граждан, со специалистом Республиканской службы по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды, животного мира животного мира и леса проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Советского района г.Улан-Удэ, а именно, на пересечении улиц Республиканская и улицы Дружбы, д. 25 пос. Заречный, во дворе жилого дома № 16 по ул. Смолина, во дворе домов № 22, 23-2 по ул. Кирова и ателье «Мода плюс» расположены несанкционированные свалки бытовых отходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и его требования направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав населения города Улан-Удэ, в частности, на благоприятную окружающую среду. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. Пунктом первым ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.21 вышеназванного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В силу ст.22 этого же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст.13 вышеназванного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21 апреля 2010 года № 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территории, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, в соответствии с которым объектами санитарной очистки и уборки являются территория индивидуального жилого сектора, дворовые территории., уличные и микрорайонные проезды, улицы, парки, скверы, площади, газоны, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций, места уличной торговли и гаражных кооперативов (п.1.3). Указанные Правила устанавливают, что общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г. Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов (п. 1.5). Согласно требованиям санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988г. N4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не приняты достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, что привело к образованию указанных несанкционированных свалок бытовых отходов на территории Советского района г.Улан-Удэ. Указанное обстоятельство по существу нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Как установлено в судебном заседании к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Доводы представителя ответчика о том, что в силу закона на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, не предусмотрена действующим законодательством, суд находит не основанными на законе. Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.

Требование прокурора основано на нормах действующего законодательства, предусматривающего обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию гор. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных в г. Улан-Удэ на пересечении улиц Республиканская и улицы Дружбы, д. 25 пос. Заречный, во дворе жилого дома № 16 по ул. Смолина, во дворе домов № 22, 23-2 по ул. Кирова и ателье «Мода плюс».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.

Судья: Р.А. Ненкина