дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 июля 2011 года г. Улан-Удэ Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ненкиной Р.А., при секретаре Аштуевой М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Улан-Удэ» о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и захламления земель территории в конце улицы Багряная,п. Зверосовхоз ( в лесном массиве) на площади около 1500 квадратных метров, У С Т А Н О В И Л: Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования гор. Улан-Удэ в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «город Улан-Удэ» о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и захламления земель территории в конце улицы Багряная,п. Зверосовхоз ( в лесном массиве) на площади около 1500 квадратных метров. Требование мотивировано тем, что в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования. Проведенной проверкой выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов в указанном месте и захламление земель, в то время, как Федеральным законом «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В нарушение ФЗ «Об общих принципах организации местно самоуправления в РФ» ответчиков не ликвидируется несанкционированные свалки на территории Советского района, что установлено по результатам проведенной проверки Предъявление данного иска, как считает прокурор, направлено на защиту конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, во избежание загрязнения окружающей природной среды, распространения инфекционных заболеваний и наступления иных тяжких последствий. Просил суд удовлетворить заявленные требования. В судебном заседании представитель истца Будаев З.Б. по доверенности заявленные требования поддержал в полном объеме. В судебном заседании представитель Администрации гор. Улан-Удэ Цыренов Е.А. по доверенности требования не признал, суду пояснил, что Администрация является исполнительным органом, к полномочиям которого относится обязанность обеспечить организацию сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов. На ответчика нельзя возлагать обязанность по принятию мер, поскольку это подразумевает осуществление непосредственно хозяйственной деятельности. Администрация не вправе осуществлять хозяйственную деятельность самостоятельно. « Правила по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в г. Улан-Удэ» предусматривают, что обязанность по организации сбора и вывоза ТБО и КГМ возложена на собственников домовладений, организации по обслуживанию жилищного фонда или соответствующие хозяйствующие субъекты. Бытовые отходы являются следствием жизнедеятельности населения, а не осуществления хозяйственной деятельности органов местного самоуправления. Свалка в указанном месте явилось результатом неисполнения обязанности собственников частных домовладений по организации сбора мусора, заключения договора со специализированными организациями на вывоз и утилизацию. Истцом не представлены доказательства, что ответчик осуществляет воздействие на окружающую среду, не представлены доказательства эксплуатации свалки ответчиком. Отсутствует прямая причинно-следственная связь между деятельностью Администрации и указанной свалкой. Представители третьих лиц Очиров А.Н., и Левин А.А., действующие по доверенностям, полагали, что иск предъявлен обоснованно. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранный прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. Проведенной проверкой на территории гор. Улан-Удэ выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов бытовых отходов и захламления земель территории в конце улицы Багряная,п. Зверосовхоз ( в лесном массиве) на площади около 1500 квадратных метров, Результаты проведенных проверок администрацией гор. Улан-Удэ не оспаривались. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и его требования направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав населения города Улан-Удэ, в частности, на благоприятную окружающую среду. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. Пунктом первым ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.21 вышеназванного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В силу ст.22 этого же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст.13 вышеназванного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21 апреля 2010 года № 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территории, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ. Указанные Правила устанавливают, что общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г. Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов (п. 1.5). Следовательно, доводы представителя ответчика о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком не состоятельны. Также суд не принимает доводы ответчика о том, что Администрация не занимается непосредственно хозяйственной деятельностью, поскольку предметом иска является обязанность принять меры по обеспечению организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов. При вынесении решения суд исходит из того, что ответчик обязан принять меры по обеспечению организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, которые относятся к собственности муниципального органа, а не созданы непосредственно самим ответчиком. . Согласно требованиям санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988г. N4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не приняты достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, что привело к образованию несанкционированных свалок бытовых отходов на территории г.Улан-Удэ. Указанное обстоятельство по существу нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Доводы представителя ответчика о том, что в силу закона на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, т.к. не предусмотрена действующим законодательством, суд находит не основанными на законе. Кроме того, наличие правовых актов органов местного о правилах и порядке организации уборки, сбору и вывозу мусора суд принимает во внимание. Однако учитывая наличие свалки, это не является достаточным для поддержания чистоты и ликвидации несанкционированных свалок. Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования. В соответствии с вышеуказанными нормами, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования. Ссылка ответчика на то, что бытовые отходы относятся к отходам потребления, являющимся следствием жизнедеятельности населения, а не осуществления хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, не свидетельствует об отсутствии обязанности Администрации города принимать меры к организации очистки территорий. Таким образом, суд приходит к выводу, что из-за бездействия ответчика на указанной выше территории образовались несанкционированные свалки, что по существу нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Требование прокурора основано на нормах действующего законодательства, предусматривающего обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В связи с установленными выше обстоятельствами, суд удовлетворяет требования прокурора. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Обязать Администрацию г. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки несанкционированной свалки бытовых отходов и захламления земель территории в конце улицы Багряная,п. Зверосовхоз ( в лесном массиве) на площади около 1500 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ. Судья: Р.А. Ненкина