Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 сентября 2011 г. г.Улан-Удэ Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе: судьи Цыденжапова З.А., при секретаре Ильюновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Махмудова К.А. о признании незаконным бездействия органов УФМС по РБ, обязании УФМС России по РБ выдать вид на жительство Махмудову К.А., УСТАНОВИЛ: Махмудов К.А. обратился в суд с вышеуказанной жалобой. В судебном заседании Махмудов К.А., его адвокат Ильюнов Б.Н. суду пояснили, что Махмудов К.А. в 2006 году прибыл из Азербайджанской Республики на территорию Российской Федерации по национальному паспорту гражданина Азербайджанской Республики. В том же году, в установленном порядке, УФМС России по Республике Бурятия ему было оформлено разрешение на временное проживание в Российской Федерации, сроком на три года. 13 августа 2007 года Махмудов К.А. решением УФМС России по Республике Бурятия был принят в гражданство Российской Федерации на основании части 4 статьи 14 ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве РФ», данная норма закона действовала с декабря 2003 года до 1 июля 2009 года, когда иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие на территорию РФ из государств, ранее входивших в состав ССР, независимо от срока проживания на территории РФ приобретали российское гражданство в упрощенном порядке, без предоставления видов на жительство, в том числе проживая по разрешению на временное проживание в РФ. В начале 2010 года при оформлении миграционной карты своему малолетнему сыну, УФМС России по Республике Бурятия было установлено, что Махмудов К.А. ранее был выдворен с территории Российской Федерации, однако, в заявлении о приеме в российское гражданство данные сведения не указал. В связи с чем, по инициативе УФМС России по Республике Бурятия, Верховным судом Республики Бурятия было вынесено решение об установлении юридического факта дачи заведомо ложных сведений Махмудовым при приеме в российское гражданство (ст. 22 ФЗ № 62 «О гражданстве Российской Федерации»: «заявление о приобретении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке»). В соответствии со ст.ст. 22, 23 ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве РФ», решение о приеме в российское гражданство Махмудова К.А. решением УФМС России по Республике Бурятия от 13 сентября 2010 года было отменено. Согласно ст. 55 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325: «в случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина». В конце сентября 2010 года, Махмудов К.А. обратился к начальнику ООВРПиРИГ УФМС России по Республике Бурятия майору внутренней службы Мишину Д.В. за оформлением вида на жительство. Тогда же Мишиным у Махмудова К.А. был изъят паспорт гражданина Российской Федерации. Однако, в нарушение п. 80 приказа ФМС России от 7 декабря 2009 года № 399 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» (гражданину выдается акт об изъятии паспорта) акт изъятия паспорта гражданина Российской Федерации Махмудову К.А. выдан не был. Далее, в нарушение п. 3 ч.2 ст. 8 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», « основанием для постановки на миграционный учет является факт утраты гражданства Российской Федерации лицом, находящимся на территории Российской Федерации», Махмудов К.А. не был поставлен на миграционный учет, что входит в полномочия начальника ООВРПиРИГ Мишина Д.В. На сегодняшний день, (уже более года) Махмудов К.А. зарегистрирован по месту жительства как гражданин Российской Федерации и УФМС России по Республике Бурятия данный факт так и не был урегулирован (снятие с регистрационного учета по месту жительства гражданина РФ осуществляется по его личному заявлению, либо по решению суда. Махмудов К.А. с заявлением о снятии с регистрации по месту жительства не обращался, о состоявшемся судебном заседании не уведомлялся). Кроме того, тогда же, в конце сентябре 2010 года, начальником ООВРПиРИГ Мишиным Д.В. Махмудову К.А. для оформления вида на жительство было предложено обратиться в полномочные органы Азербайджанской Республики за получением национального паспорта, т.к. срок действия его национального паспорта уже истек. Считали эти действия неправомерными по следующим основаниям: Согласно ст. 2 ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства (отсутствие действительного документа, подтверждающего наличие гражданства Азербайджанской Республики, либо сведений из полномочного органа Азербайджанской Республики о наличии у Махмудова К.А. гражданства Азербайджанской Республики), признается лицом без гражданства. Утверждение Мишина Д.В. о том, что Махмудов К.А. является гражданином Азербайджанской Республики и для получения вида на жительство должен иметь национальный паспорт гражданина Азербайджанской Республики, несостоятелен. Во-первых, в УФМС России по Республике Бурятия находятся материалы по оформлению Махмудову К.А. разрешения на временное проживание и по приему в российское гражданство, в которых имеется нотариально заверенная копия и нотариально заверенный перевод национального паспорта Махмудова К.А., где и можно было удостовериться, что срок действия национального паспорта уже истек); во-вторых, согласно ст. 30 ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», федеральная миграционная служба наделена только полномочиями : «определяет наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации», и не наделена полномочиями по определению наличия гражданства иностранного государства. Таким образом, Мишиным Д.В. были нарушены и вышеуказанные нормы: т.е. требование получения национального паспорта гражданина Азербайджанской Республики от лица, не имеющего подтверждения, что он является гражданином Азербайджанской Республики. 25 августа 2011 года Махмудов К.А. вновь обратился к начальнику ООВРПиРИГ Мишину Д.В. с заявлением, составленным в произвольной форме о выдаче ему в ада на жительство в соответствии со ст. 55 Положения и п.п. 74-77 Административного регламента по предоставлению ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации. А именно: в соответствии со ст. 8 ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, порядок выдачи вида на жительство, перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, а именно: ФМС России. Приказом ФМС России от 29 февраля 2008 года № 41 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации» определен порядок выдачи вида на жительство отдельным категориям иностранных граждан (в понятие иностранный гражданин входит и понятие лицо без гражданства). А именно: п. 74 Регламента № 41: «Вид на жительство выдается лицу, проживающему на территории Российской Федерации, у которого прекращено гражданство Российской Федерации (в соответствии со ст. 18 ФЗ «О гражданстве РФ» № 62 гражданство прекращается: вследствие выхода из гражданства Российской Федерации (по заявлениям и предоставлению необходимых документов), по иным основаниям, предусмотренным ФЗ о гражданстве РФ, в том числе отмена решения о приеме в российское гражданство (не путать, когда сотрудниками УФМС ранее были незаконно выданы российские паспорта, а затем эти паспорта изъяты, т.к. факт приобретения российского гражданства вытекает не из наличия российского паспорта, а из наличия российского гражданства в соответствии с законодательством: и ранее незаконно документированные российскими паспортами лицами следовательно, российского гражданства просто не имели, а российское гражданство может быть прекращено только у того, кто его имел. П. 75 Регламента № 41: «Основанием для начала административной процедуры является подача лицом, у которого прекращено гражданство РФ, заявления, составленного в произвольной форме, о выдачи ему вида на жительство (что и было сделано Махмудовым К.А. 25 августа 2011 года)»; П. 76 Регламента № 41: «Заявление подается в территориальный орган ФМС России по месту его жительства ( УФМС РФ по РБ является территориальным органом ФМС; П.77 Регламента № 41: « Иностранный гражданин одновременно с заявлением, к которому прилагаются 2 фотографии, представляет сотруднику, уполномоченному принимать заявление, следующие документы:»; П. 77.1 Регламента № 41: «Справку о прекращении гражданства Российской Федерации», она находится в УФМС России по Республики Бурятия»; П. 77.2 Регламента № 41 «документы, удостоверяющие личность и гражданство (если такие имеются)» (дело в том, что ст.ст. 22 и 23 ФЗ «О гражданстве РФ» № 62 не ограничивает сроком отмену решений о приеме в российское гражданство (по ранее действовавшему законодательству этот срок составлял пять лет), ввиду чего, лицо, приобретшее российское гражданство много лет назад, естественно уже не может предоставить какой-либо национальный документ, который у него когда-то был, до получения российского гражданства); П.78 Регламента № 41: «Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявления, формирует учетное дело и регистрирует его по журналу учета дел постоянно прожинающих иностранных граждан. К учетному делу приобщаются копии всех вышеперечисленных документов и квитанция об уплате государственной пошлины» (заявление произвольной формы, 2 фото и квитанция об уплате государственной пошлины были предоставлены Мишину Д.В. тогда же, 25 августа 2011 года); П. 79 Регламента № 41: «в течение трех рабочих дней со дня приема заявления к рассмотрению (заявление было принято через секретариат УФМС России по Республике Бурятия 25 августа 2011 года), уполномоченный сотрудник проверяет заявителя по учетам отделов адресно-справочной работы и базе данных «Гражданство» территориального органа ФМС России и оформляет иностранному гражданину вид на жительство в соответствии с пунктами 63-66 регламента». П. 63 Регламента N3 41: «вид на жительство выдается иностранному гражданину независимо от возраста. Иностранный гражданин, не достигший 14-ти лет, вписывается в виды на жительство своих родителей (законных представителей) на основании их заявления, оформленного в произвольной форме. При внесении сведений о ребенке в виды на жительство родителей (законных представителей), в вид на жительство каждого из родителей (законных представителей) вклеивается фотография ребенка независимо от его возраста»; П. 64 Вид на жительство иностранному гражданину выдается на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на пять лет. Вид на жительство лицу без гражданства выдается на пять лет. (ест УФМС России по Республике Бурятия в судебном заседании предоставит информацию официального полномочного органа Азербайджанской Республики, что Махмудов К.А. признается гражданином Азербайджана, то по аналогии права, при получении вида на жительство иностранного гражданина в соответствии с п.п. 74-79 регламента № 41, без документа, удостоверяющего личность ему должны выдать вид на жительство иностранного гражданина сроком на пять лет; как следует из п.п. 74-79 регламента № 41 для оформления вида на жительство либо иностранному гражданину либо лицу без гражданства ему не нужен никакой документ, удостоверяющей его личность и гражданство, т.е. национальный паспорт гражданина Азербайджанской Республики, в случае признания его гражданином Азербайджана, здесь не потребуется. Для чего иностранцу нужен национальный паспорт на территории России: для въезда на территорию России. В 2006-м году Махмудов К.А. въехал в РФ по своему национальному паспорту, для постановки на миграционный учет его должны были поставить на миграционный учет при утрате гражданства т. 8 ФЗ № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», для получения разрешения на временное проживание, либо для выдачи вида на жительство, но ст. 55 Положения и Административный регламент № 41, освобождают Махмудова К.А. от предъявления национального паспорта, равно как и от разрешения на временное проживание, годичное проживание по которому в установленном порядке предшествует получению вида на жительство, это для всех, к Махмудову не относится, для постановки на регистрационный учет по месту жительства, лицу, получившему вид на жительство. Однако, здесь хоть и не оговорено нормативно-правовыми документами, но Махмудов К.А., как получивший вид на жительство без национального паспорта, должен и на регистрационный учет по месту жительства, впоследствии, быть поставлен без национального паспорта, а также при выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию (ФЗ от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»: «иностранные граждане, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд в РФ и выезд из РФ на основании национального паспорта и вида на жительство. Лица без гражданства, получившие вид на жительство лица без гражданства в РФ, осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ на основании вида на жительство». П.п. 65,66 регламента № 41- технический порядок оформления бланка вида на жительство. Статья 3 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ раскрывает понятие вида на жительство: документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации. Именно такое право имеет Махмудов К.А., постоянно проживающий на территории России уже на протяжении более пяти лет. Однако, на заявление Махмудова К.А. от 25 августа 2011 года Мишиным Д.В. 29 августа 2011 года, в помещении своего служебного кабинета, опять прозвучал отказ. Мишин Д.В. 29 августа 2011 года стал требовать от Махмудова К.А. предоставление следующих документов: заявления установленного образца; документ, подтверждающий наличие средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в России прожиточного минимума; документ, подтверждающий наличие жилого помещения (квартиру Махмудову пришлось оформить на своего брата, т.к. на момент ее приобретения у него не было никаких документов, удостоверяющих личность- в октябре 2010 года); сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. Эти документы Махмудов К.А. не может получить без документов, удостоверяющих личность! Таким образом, УФМС Росси по Республике Бурятия были допущены вышеуказанные нарушения законности, повлекшие грубое нарушение прав и свобод Махмудова Кахова Абдурауф оглы. Просили обязать УФМС России по Республике Бурятия выдать Махмудову К.А. вид на жительство для лица без гражданства в трехдневный срок на основании ранее поданного заявления от 25 августа 2011 года и приложенных к нему фото и квитанции об уплате государственной пошлины, по выдаче вида на жительство; в семидневный срок, зарегистрировать по месту жительства. Представитель УФМС России по РБ Базаров Е.В. доводы заявителя не признал, суду пояснил, что заявление Махмудова К.А. было принято в УФМС и рассмотрено в порядке ФЗ №59 от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Таким образом, заявление было рассмотрено вовремя. Из содержания заявления было видно, что Махмудов К.А. обжалует действия Мишина Д.В. Ответ на заявление был подготовлен и направлен Махмудову К.А. 06.09.2011 года. В ответе указано, что руководствуясь положениями Указа Президента РФ от 14.11.2002 года №1325 УФМС России по РБ готово рассмотреть вопрос о выдаче Вам вида на жительство в РФ лица без гражданства, применяя при этом требования приказа ФМС России от 29.02.2008 года №41 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ. Но заявление о выдаче вида на жительство Махмудов К.А. в УФМС не подавал. К заявлению не была приложена справка о прекращении гражданства РФ. Махмудов К.А. должен был ознакомиться с заключением об отмене решения о приеме в гражданство РФ и обратиться в УФМС за справкой о прекращении гражданства РФ. Уведомление о заключении Махмудову направлялось. Суд, выслушав Махмудова К.А., адвоката Ильюнова Б.Н., представителя УФМС России по РБ, исследовав материалы гражданского дела, не находит оснований для удовлетворения заявления. Приказом от 29 февраля 2008 г. N 41 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ определен порядок выдачи вида на жительство. Согласно п.74 Регламента, вид на жительство выдается лицу, проживающему на территории Российской Федерации, у которого прекращено гражданство Российской Федерации. Основанием для начала административной процедуры является подача лицом, у которого прекращено гражданство Российской Федерации, заявления, составленного в произвольной форме, о выдаче ему вида на жительство (п.75). Заявление подается иностранным гражданином в территориальный орган ФМС России по месту его жительства (п.76). Иностранный гражданин одновременно с заявлением, к которому прилагаются 2 фотографии, соответствующие требованиям, указанным в пункте 38 Административного регламента, представляет сотруднику, уполномоченному принимать заявление, следующие документы: 1. Справку о прекращении гражданства Российской Федерации, выданную в соответствии с пунктом 41 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации"(п.77.1). 2. Паспорт гражданина Российской Федерации, заграничный паспорт и вкладыш в свидетельство о рождении (при их наличии) лица, которому разрешен выход из гражданства Российской Федерации, подлежат изъятию (п.77.1). Документы, удостоверяющие личность и гражданство (если такие имеются) (п.77.2). В соответствии с п. 41 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", лицу, которому разрешен выход из гражданства Российской Федерации, в том числе ребенку, выдается справка о прекращении гражданства Российской Федерации. Справка оформляется на бланке полномочного органа, исполняющего решение по заявлению о выходе из гражданства Российской Федерации, и подписывается руководителем или иным должностным лицом этого полномочного органа (с указанием своей должности). На справке проставляется гербовая печать полномочного органа. В течение трех рабочих дней со дня приема заявления к рассмотрению уполномоченный сотрудник проверяет заявителя по учетам отделов (отделений, групп) адресно-справочной работы и базе данных "Гражданство" территориального органа ФМС России и оформляет иностранному гражданину вид на жительство в соответствии с пунктами 63 - 66 Административного регламента. Как следует из заявления и не отрицается заявителем, справка о прекращении гражданства Российской Федерации в УФМС России по РБ Махмудовым К.А. не предоставлялась. При указанных обстоятельствах вид на жительство Махмудову, при отсутствии документов, предусмотренных Административным регламентом выдан быть не может и у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении жалобы Махмудова К.А. отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней через Советский районный суд г. Улан-Удэ. Судья: Цыденжапов З.А. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>