решение по иску Прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ, в интересах Юрьевой Н. В. к Администрации г. Улан-Удэ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма в г. Улан-Удэ площадью не ниже социальной нормы



Гр.дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 сентября 2011 года гор.Улан-Удэ

Советский районный суд гор.Улан-Удэ в составе судьи Богдановой И.Ю.

при секретаре Бардунаевой А.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ, в интересах Юрьевой Н.В. к Администрации города Улан-Удэ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма в г.Улан-Удэ,

у с т а н о в и л:

обращаясь в суд с названным иском в интересах Юрьевой Н.В., прокурор Железнодорожного района г.Улан-Удэ указал, что Юрьева проживает в однокомнатной квартире по <адрес> общей площадью 27,7 кв.м., в том числе жилой 12,5 кв.м. Кроме неё в указанной квартире проживает еще семь членов ее семьи. Поскольку Юрьева является сиротой, нуждается в улучшении жилищных условий и состоит на учете нуждающихся в жилье в Администрации Железнодорожного района гор.Улан-Удэ, просит суд обязать Администрацию Железнодорожного района гор.Улан-Удэ и Администрацию гор.Улан-Удэ предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма в соответствии со ст.57 ч.2 Жилищного кодекса РФ.

Определением суда Железнодорожного района гор.Улан-Удэ принят отказ истца от исковых требований к ответчику – Администрация Железнодорожного района гор.Улан-Удэ.

Определением суда Советского района гор.Улан-Удэ к участию в деле качестве соответчика привлечено Республиканское агентство по делам семьи и детей и в качестве третьего лица привлечено Правительство Республики Бурятия

Определением суда принят отказ представителя истца от исковых требований в части требований к ответчику Республиканское агентство по делам семьи и детей, указанное агентство привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

В судебном заседании представитель прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ по доверенности Раднаева И.Ц. на требованиях об обеспечении истца жильем по договору социального найма настаивала, поясняя, что истец Юрьева, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и в связи с этим поставлена на учет по категории «сирота» в 2003 году. Поскольку она не имеет жилья, необходимого ей для проживания, самостоятельно его приобрести не в состоянии, не обеспечивалась жильем за счет средств республиканского бюджета, просит суд обязать ответчика обеспечить истца жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления вне очереди.

Истец Насырова (до заключения ДД.ММ.ГГГГ брака - Юрьева) Н.В. в судебном заседании поясняла, что после смерти родителей за ней, ее сестрами и братом было закреплено жилье по <адрес> – однокомнатная благоустроенная квартира в 27 кв.м.. Квартира была приватизирована на всех членов семьи и затем она свою 1/7 долю в квартире подарила старшей сестре, т.к. принадлежащих ей 4 кв.м. было явно недостаточно для проживания. В настоящее время она проживает в семье супруга – в двухкомнатной квартире, где кроме них проживают две бабушки, сестра супруга, их шестимесячный ребенок. Жилищные условия у нее неудовлетворительные, другого места жительства она не имеет, супруг не является собственником жилья, ему не предоставлялось жилье, транспортных средств в собственности у них не имеется. Она нуждается в жилье и просит суд удовлетворить требования об обеспечении ее жильем, т.к. она является малоимущей и приобрести жилье или получить его иным способом не в состоянии.

Представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ Анучина А.А., действующая на основании доверенности, с требованиями истца не соглашалась, поясняя, что ст. 57 ЖК РФ установлен порядок обеспечения жильем отдельных категорий граждан, в том числе и детей-сирот, к каковой относится и истец. Она состоит на учете в администрации района и это является основанием для обеспечения ее жильем за счет средств республиканского бюджета, т.к. социальная поддержка детей-сирот относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Обязанности по обеспечению такой категории граждан социальным жильем не имеется, т.к. органы местного самоуправления не наделены такими полномочиями и не имеют финансового обеспечения по таким обязательствам. Полагала, что предоставление жилья истцу должно быть произведено из государственного жилищного фонда Республики Бурятия.

Представитель третьего лица Правительства РБ по доверенности Бурюхаев Э.П. полагал, что поскольку жилищное законодательство содержит указание на возможность обеспечения детей-сирот в том числе и за счет жилья муниципального образования по договорам социального найма, истец вправе по своему выбору определять способ защиты своего права на жилье.

Представитель третьего лица Республиканского агентства по делам семьи и детей Дырхеев Д..Д.-Н., действующий по доверенности, пояснял, что поскольку истец была обеспечена жильем, имела закрепленное в том числе и за ней жилое помещение, которое впоследствии приватизировала с остальными членами семьи и произвела отчуждение своей доли, она не может быть обеспечена жильем за счет средств республиканского бюджета. Обязанности по обеспечению жильем истца у агентства не имеется, т.к. социального жилья оно не имеет. Полагал, что доводы представителя ответчика об обеспечении жильем истца из жилищного фонда республики не состоятельны, поскольку такого фонда не имеется. Просил учесть, что дети-сироты обеспечиваются денежными средствами для приобретения жилья в собственность по законодательству о дополнительных гарантиях такой категории граждан, при этом по решениям судов до настоящего времени имеется не полная обеспеченность сирот за 2010 и 2011 год.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Насырова (Юрьева) Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сиротой – ее родители умерли: отец умер в 1992 году, мать умерла в 2003 году. В период с 14 июля 2003 года Насырова (ранее Юрьева) Н.В. находилась под опекой ее старшей сестры – Р.. В 2005 году за Юрьевой было закреплено жилое помещение, расположенное в <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела – свидетельствами о рождении истца, о смерти ее родителей, постановлением об установлении опеки от 14 июля 2003 года.

Решением жилищной комиссии Администрации Железнодорожного района гор.Улан-Удэ от 31 июля 2003 года Насырова (Юрьева) поставлена на учет в качестве нуждающейся по улучшению жилищных условий по списку первоочередных с составом семьи семь человек, что следует из справки Администрации Железнодорожного района гор.Улан-Удэ от 10 марта 2010 года и извещения о постановке на учет, представленных в дело.

Также судом установлено, что Насырова участвовала в приватизации квартиры по <адрес> и являлась собственником 1/7 доли квартиры общей площадью в 27,7 кв.м. и 6 марта 2010 года подарила принадлежащую ей долю Р. До настоящего времени Насырова зарегистрирована и проживает в названной квартире, где наряду с ней зарегистрированы и проживают еще шесть её родственников. Какого-либо иного жилья в собственности или в пользовании истец не имеет, что также подтверждено материалами дела – сведениями Управления Росреестра по РБ, ФГУП «Федеральное БТИ-Ростехинвентаризация» и пояснениями участников судебного разбирательства.

Далее судом установлено, что Насырова (Юрьева) Н.В. в 2009 году окончила <данные изъяты> что подтверждено представленным суду дипломом названного учебного заведения.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40).

Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Одновременно, частью 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе и детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Следовательно, у Насыровой, как нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоящей на таком учете, после прекращения над ней попечительства и окончания учебного учреждения, т.е. в 2009 году, возникло в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако, до настоящего времени, полагающееся Насыровой жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.

Таким образом, установив значимые по делу обстоятельства, как то, что истец относится к категории «сирота», состоит на учете в качестве нуждающейся в жилье, фактически нуждается в жилье, ее нуждаемость ответчиком не оспаривается, учитывая приведенные нормы права, принимая во внимание, что право выбирать способ защиты нарушенных прав принадлежит гражданину, который полагает, что его права нарушены указываемым им ответчиком, суд полагает что требования истца подлежат удовлетворению, вследствии чего ответчик обязан предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма в городе Улан-Удэ вне очереди.

Довод представителя ответчика о том, что ответчик в силу ст. 49 ЖК РФ обязан предоставлять жилье только малоимущим гражданам, каковой истец не признана, следовательно ей не может быть предоставлено муниципальное жилье, не принимается судом во внимание, поскольку как видно из материалов дела истец в силу ст. 51 ЖК РФ признана нуждающейся в жилье по категории «сирота», не имеет возможности приобрести жилье самостоятельно, за ней не сохранено право на какое-либо жилье, она имеет на иждивении малолетнего ребенка, следовательно она является малоимущей.

Также судом обсужден довод о том, что истец должна быть обеспечена жильем за счет средств республиканского бюджета или жильем из жилого фонда республики, т.к. существует специальная норма права, указывающая на то. Действительно, в силу абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Также в силу ст.32 Закона РБ от 7 декабря 2004 года № 899-III указанная категория детей обеспечивается органами исполнительной власти Республики Бурятия, вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм, при этом расходы на обеспечение жилой площадью финансируются за счет средств республиканского бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Бурятия.

Однако, как сказано в определении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2011 года № 746-О-О - положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поэтому в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса РФ суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее. Что касается законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере, то, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Что касается доводов представителя соответчика о том, что за ответчиком было закреплено жилье, которое она на правах собственника подарила третьему лицу, тем самым ухудшила свое положение, суд также не принимает их во внимание, поскольку истцу принадлежала 1/7 доля в квартире общей площадью 27,7 кв.м., т.е. ей принадлежало 4 кв.м., что не соответствует и менее учетной нормы, установленной по гор.Улан-Удэ (11 кв.м.), при этом суд принимает во внимание, что представителем ответчика нуждаемость истца в жилье не оспаривается.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для отказа истцу в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ, в интересах Насыровой Н.В. удовлетворить, обязать Администрацию гор.Улан-Удэ предоставить Насыровой Н.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в городе Улан-Удэ, площадью не ниже установленной социальной нормы, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течении десяти дней с момента получения мотивированного текста решения путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

<данные изъяты>

Судья: И.Ю.Богданова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>1