Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 сентября 2011 г. г.Улан-Удэ Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе: судьи Цыденжапова З.А., при секретаре Ильюновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Красинской М.П. о признании незаконным действия Управления федеральной службы государственной регистрации и картографии по РБ, УСТАНОВИЛ: Красинская М.П. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением. В судебном заседании Красинская М.П., ее представитель по доверенности Красноусова Г.П. требования поддержали, суду пояснили, что Красинская М.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи и свидетельством о государственной регистрации права от 13.05.2011г. (взамен свидетельства от 07.03,2008г.). Земельный участок относится к категории земель промышленности и иного специального назначения с разрешенным использованием - для размещения торгово-закусочного комплекса. Из полученных 10 июня 2011г. сведений государственного кадастра недвижимости ей стало известна кадастровая стоимость ее земельного участка площадью 5000 кв. м. с кадастровым номером № в сумме 7919285,40 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости- 1584,54 руб. за 1кв.метр. Согласно выписки из кадастра от 15 января 2010г. кадастровая стоимость земельного участка составляла 245049,00 руб., а удельный показатель - 49 руб. ФИО1 стала разбираться о причинах повышения и выяснила, что ее участок отнесен к 3 группе земель промышленности и земель иного специального назначения. Повышение кадастровой стоимости земельного участка произошло более чем в 39 раз. Действия Росреестра считали незаконными, так как Росреестром необоснованно земельный участок, для определения кадастровой стоимости, отнесен к 3 группе земель промышленности и земель иного специального назначения, тогда как земельный участок относится к 5 группе земель промышленности и земель иного специального назначения. Действиями Росреестра нарушены права заявителя: необоснованное отнесение земельного участка к 3 группе автоматически увеличило кадастровую стоимость земельного участка в 39 раз и на нее незаконно возложена обязанность уплачивать налог в повышенном размере за земельный участок, относящийся к 5 группе по кадастровой стоимости земельного участка 3 группы. Это отрицательно сказалось на работе ее предприятия, которое относится к категории малого предпринимательства, чтобы уплатить налог, Красинская М.П. вынуждена сокращать численность работников. Действия Росреестра считали незаконными, так как Росреестр необоснованно применил удельный показатель земель, установленный для III группы земель промышленности и земель иного специального назначения : земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отводе автомобильных дорог (п. 1.3.3.2 Методики гос. кадастровой оценки земель промышленности и земель иного специального назначения). Участок с кадастровым номером № в п. Ильинка, 392км. автомобильной дороги ., не находится на полосах отвода, а расположен за ее пределами. В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 14 апреля 2007г. № 233 «( порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог установлено, что земельные участки, образующие полосу отвода федеральной автомобильной дороги, подлежат постановке на кадастровый учет. Согласно сведений земельной кадастровой палаты от 07.07.2011г., по состоянию на 07.07.2011г. полосы отвода автомобильных дорог в ГКН кадастрового округа «Бурятия» не вносились. Таким образом, земельный участок ошибочно отнесен к III группе земельных участков земель промышленности и земель иного специального назначения. Разрешенное использование земельного участка - для размещения торгово-закусочного комплекса. Кроме того, государственная кадастровая оценка должна проводиться в соответствии с методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель и нормативно- техническими документами, утвержденными в установленном порядке для целей указанной оценки. Следовательно, вид функционального использования земельного участка является показателем, учитываемым при проведении кадастровой оценки земельных участков. Постановлением Правительства РБ от 08 сентября 2010г. № 393 утверждены результаты кадастровой стоимости одной единицы площади по Прибайкальскому району. Однако постановление не содержит сведений об отнесении ее земельного участка к III группе земель промышленности и земель иного специального назначения. Росреестр ошибочно посчитал, что земельный участок находится на полосе отвода автомобильной дороги, что не соответствует действительности. Участок располагается на придорожной полосе. Кроме того, ошибочно применен удельный показатель для Кабанского района. В соответствии с Правилами установления и использования придорожных полос (утв. Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 1998г. № 1420) и приказа Минтранс РФ от 13.01.2010г. № 4 придорожные полосы федеральных автомобильных дорог общей пользования являются зонами с особым режимом использования земель. Придорожные полосы - прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги участки земли шириной не менее 50 метров каждая, считая от границы полосы отвода. Таким образом, ее участок, в соответствии с методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и земель иного специального назначения, относится к V группе: земельные участки охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями земель промышленности и иного специального назначения. Постановлением Правительства РБ от 08 сентября 2010г. № 393 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и земель иного специального назначения в Республике Бурятия. Средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель V группы Прибайкальского района составляет 37,83 руб. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка составляет 189187,83 рубля и удельный показатель кадастровой стоимости- 37руб.83 коп. Просили признать действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия по отнесению к III группе земель промышленности и земель иного специального назначения, для определения кадастровой стоимости земельного участка, незаконными. Признать недействительными экономические данные, внесенные в государственный кадастр недвижимости: земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, 362км. автомобильной дороги .: - удельный показатель кадастровой стоимости 1583,54 руб. и - кадастровую стоимость 7919285,40 (третья группа разрешенного использования. Обязать ответчика внести в государственный кадастр недвижимости данные: - удельный показатель кадастровой стоимости (руб./м2) 37,83; - кадастровую стоимость 189187,83 руб., в соответствии с утвержденным Правительством РБ среднего уровня кадастровой стоимости 1м земель промышленности и земель иного специального назначения V группы разрешенного использования. Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации и картографии по РБ по доверенности Хандархаева Т.Н. с доводами, изложенными в заявлении не согласилась, суду пояснила, что порядок проведения государственной оценки земель установлен Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 г. №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель». Проведение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в РБ в 2007 году было организовано Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РБ. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель возложена на Управление, в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 года №215 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель». В соответствии с п.4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает ряд административных процедур, осуществляемых Управлением, в том числе формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте РФ; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение. Работы по государственной кадастровой оценке земель были выполнены ФГУП «ФКЦ «Земля». Порядок проведения кадастровой оценке земель промышленности установлен Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 №П49 «Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного социального назначения. В зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения, указанные в п. 1.3 Методики, объединяются в группы. В третью группу включаются земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог. Земельный участок с кадастровым номером 03:16:120137:28 на момент проведения кадастровой оценки имел вид разрешенного использования - для размещения торгово-закусочного комплекса», и был отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения и т.д. По сведениям Государственного кадастра недвижимости, местоположение земельного участка - установлено относительно ориентира в районе <адрес>, 392 км. Автомобильной дороги ., расположенного в границах участка. Согласно п. 9.1 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков исполнителем работ составляется отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ. Отчет, составленный по результатам проведения работ по оценке земель промышленности и иного специального назначения, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к нему, в том числе методике. Сведения об отнесении спорного земельного участка к третьей группе содержатся в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, подготовленном ФГУП «ФКЦ «Земля». Соответственно, Управлением непосредственно действия по отнесению спорного земельного участка к 3 группе земельных участков не производились. Согласно п. 10 Правил проведения кадастровой оценки органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждает результаты государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с п. 11.1 Административного регламента, утвержденные сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в государственный земельный кадастра Управлением Роснедвижимости по субъекту РФ. Результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности утверждены Постановлением Правительства РБ от 08.09.2010 №393 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики и т.д. Согласно указанному Постановлению, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 03:16:120137:28 составила 7919 285. 40 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости составил 1584,54 руб/кв.м. Согласно п. 4 указанного Постановления, оно вступает в силу с 1 января 2011 года. Правовые последствия, с которыми заявитель связывает нарушение своих прав и обязанностей, в том числе расчет и начисление земельного налога, возникают только после утверждения результатов кадастровой оценке уполномоченным органом. Кроме того, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ №92 от 30.05.2005 г., самостоятельное оспаривание заявителем результатов оценки до оспаривания нормативного правового акта, которым такая оценка утверждена, является недопустимым. На основании изложенного полагала, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку результаты кадастровой оценки земель утверждены Правительством РБ. Кроме того, заявитель просит обязать Управление внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 189 187, 83 рубля, исходя из удельного показателя в размере 37,83 руб/кв.м. Согласно Постановлению Правительства РБ от 08.09.2010 г. №393, указанный удельный показатель кадастровой стоимости является средним для Прибайкальского района РБ. При этом заявитель не обосновывает основания отнесения принадлежащего ему земельного участка именно к 5 группе. На основании изложенного просила суд в удовлетворении заявления отказать в полном объеме. Представитель третьего лица ГУ «Управление федеральных автомобильных дорог на территории РБ Федерального дорожного агентства» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, считает доводы жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено, что Красинская М.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером 03:16:120137:28 расположенного по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от 13.05.2011г.). Земельный участок относится к категории земель промышленности и иного специального назначения с разрешенным использованием - для размещения торгово-закусочного комплекса. Участок Красинской отнесен к 3 группе земель промышленности и земель иного специального назначения. С учетом отнесения земельного участка к данной группе определяется кадастровая стоимость данного земельного участка. Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49 утверждена МЕТОДИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЕЛЬ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЕЛЬ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. Данная методика применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального (далее промышленности и иного специального назначения). В зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения, указанные в п. 1.3 Методики, объединяются в группы. Третья группа включает в себя земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог. В соответствии со ст. 25. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. В установленном законом порядке границы полосы отвода автомобильных дорог на данном участке дороги не устанавливались и при указанных обстоятельствах отнесение данного земельного участка именно к третьей группе невозможно. На основании Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" в границах придорожной полосы в пределах 50,0 метров по обе стороны автодороги от полосы отвода устанавливается особый режим использования земель. Учитывая местоположение участка и его характеристики, данный участок должен быть отнесен к пятой группе - земельные участки охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями земель промышленности и иного специального назначения. Доводы представителя Управления федеральной службы государственной регистрации и картографии по РБ о том, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права суд не принимает во внимание по следующим основаниям. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель возложена на Управление федеральной службы государственной регистрации и картографии, в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 года №215 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель». В соответствии с п.4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает ряд административных процедур, осуществляемых Управлением, в том числе формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте РФ; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение. Управление должно было проверить правильность заключения об отнесении земель к определенным группам ФГУП «ФКЦ «Земля». При указанных обстоятельствах действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия по отнесению к III группе земель промышленности и земель иного специального назначения, для определения кадастровой стоимости земельного участка, суд считает незаконными. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Жалобу Красинской М.П. удовлетворить. Признать действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия по отнесению к III группе земель промышленности и земель иного специального назначения, для определения кадастровой стоимости земельного участка, незаконными. Признать недействительными экономические данные, внесенные в государственный кадастр недвижимости: земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, 362км. автомобильной дороги - удельный показатель кадастровой стоимости 1583,54 руб. и - кадастровую стоимость 7919285,40 (третья группа разрешенного использования. Обязать ответчика внести в государственный кадастр недвижимости данные: - удельный показатель кадастровой стоимости (руб./м2) 37,83; - кадастровую стоимость 189187,83 руб., в соответствии с утвержденным Правительством РБ среднего уровня кадастровой стоимости 1м земель промышленности и земель иного специального назначения V группы разрешенного использования. Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Советский районный суд г.Улан-Удэ. Судья З.А. Цыденжапов Копия верна <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>1