Именем Российской Федерации 18 октября 2011 года гор.Улан-Удэ Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Попова А.О. при секретаре Герасимовой Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Немочина А.В. к Администрации г.Улан-Удэ о восстановлении права на получение жилья, установил: Немочин А.В. обратился в Советский районный суд г.Улан-Удэ с указанным иском, из искового заявления следует, что приказом командующего ВВС Тихоокеанского флота № от ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен с военной службы в отставку по ст.49 ч.2 п.«а» с правом ношения военной формы в должности начальника группы обслуживания авиадвигателей самолетов. После ухода в отставку Немочин выбрал местом жительства г.Улан-Удэ Республики Бурятия, где был поставлен в очередь на получение жилья на основании справки о выслуге лет в ВС РФ. Далее, в августе 1994 года истец встал в очередь на получение жилья в г.Улан-Удэ, ежегодно проходил перерегистрацию и состоял в очереди до 17.06.2011г. Однако распоряжением Администрации г.Улан-Удэ №824-р Немочин А.В. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях с вязи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Считает указанное распоряжение незаконным, нарушающим его право на жилье, гарантированное Конституцией РФ. В связи с чем, просит восстановить его право на получение жилья по выбранному месту жительства путем восстановлении в очереди на получение жилья. Определением суда от 03.08.2011 года в качестве третьего лица был привлечен Военный комиссариат Партизанского района Приморского края. Истец Немочин А.В. в судебное заседание не явился, обратился заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании представитель истца Антонова Е.В.. действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме и суду пояснила, что распоряжением Администрации г.Улан-Удэ №824-р нарушено право Немочина А.В., на жилье, просит иск удовлетворить, поскольку жилья Немочин не имеет, на учете в иных органах на получение жилья не состоял и не состоит. После окончания службы он выбрал в качестве своего места жительства г. Улан-Удэ, а в <адрес> в закрытом военном городке проживает временно, до получения жилья в Улан-Удэ. Встал на очередь на получение жилья в августе 1994 года. Указывает, что в г. Улан-Удэ Немочин был призван на военную службу, после увольнения решил переехать в Улан-Удэ, однако жилья здесь не имеет, временно зарегистрирован в <адрес> края, желает переехать в Бурятию. Кроме того, проживая в закрытом военном городке, жилье не может приватизировать. Просит требования удовлетворить, восстановить истца в очереди как нуждающегося в жилом помещении. В судебном заседании представитель ответчика Тулохонов О.А., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что оснований для восстановлении истца в очереди для получения жилья в г.Улан-Удэ не имеется, поскольку военный комиссариат не предоставил сведений о том, что военнослужащий в отставке Немочин нуждается в жилом помещении, кроме того в связи с новыми изменениями в закон, Немочин проживая в другом регионе и не состоя на учете в Военном комиссариате Бурятии не может быть признан нуждающимся в жилом помещении. Представитель третьего лица Военного комиссариата Партизанского района Приморского края в судебное заседание не явился по неизвестным причинам, о дне слушания были уведомлены надлежащим образом. Судом было направлено судебное поручение Партизанскому городскому суду Приморского края о допросе представителя военного комиссариата, судебное поручение было исполнено, в судебном заседании от 16.09.2011 года представитель третьего лица Горбатенко С.В. действующий на основании доверенности суду пояснил, что Немочин состоит на учете в Военном комиссариате Партизанского района Приморского края с 23.06.1994 года, в деле имеются сведения об уволенных в запас военнослужащих и членов их семей о включении Немочина список на получение государственного жилищного сертификата. Личное дело в военный комиссариат республики Бурятия не направлялось. Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Федеральным законом "О статусе военнослужащих" государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 указанного Закона). В силу п. 2.1. ст. 15, Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 21.04.2011, с изм. от 17.05.2011) "О статусе военнослужащих" Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона. При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта РФ. Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в соответствующих «Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ №1054 от 06.09.1998г. Согласно этим Правилам п.7, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. Из материалов дела видно, что Немочин А.В. проходил военную службу, начиная с 31.07.1970 года по 26.02.1994 года, выслуга лет составила: в календарном исчислении 22 года 05 месяцев 04 дня, в льготном исчислении - 32 года 05 месяцев. Согласно выписке из приказа Главнокомандующего сухопутными войсками (по личному составу) №096 от 10 декабря 1993г., капитан Немочин А.В. начальник группы обслуживания ( самолетов и авиадвигателей) зачислен в запас по статье 49 пункту 2 «а» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), с правом ношения военной формы одежды. На основании вышеназванного приказа, командиром войсковой части № № от января 1994 года №1 Немочин А.В. был исключен из списков личного состава части с 26 февраля 1994г. Суду представлена копия заявления Немочина от 17.07.1994 года в жилищную комиссию г. Улан-Удэ, заверенная Администрацией г. Улан-Удэ, заявление содержит просьбу о постановке на учет для получения жилья как уволенного в запас военнослужащего. Из материалов дела следует, что 25.08.1994 года на имя Немочина А.Ф. направлено сообщение Администрации г. Улан-Удэ за подписью первого зам. главы Администрации города Презнер А.Г., что истец принят на очередь по списку офицеров запаса очередь 297. Суду представлена справка Администрации г. Улан-Удэ № 48 от 15.03.2005 года, согласно которой Немочин извещен, что он состоит на очереди для получения жилья в администрации г. Улан-Удэ по списку военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы с 25.08.1994 года, по состоянию на 15.03.2005 года очередь № 50. Также суду представлена справка Администрации г. Улан-Удэ № 48 от 28.12.2005 года, согласно которой Немочин извещен, что он состоит на очереди для получения жилья в администрации г. Улан-Удэ по списку военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы с 25.08.1994 года, по состоянию на 20.12.2005 года очередь № 40. Указанное свидетельствует, что Немочин в период с 1994 года был признан нуждающимся и состоял на учете в качестве нуждающегося с 1994 года и после своего увольнения истец, избрав местом своего жительства г.Улан-Удэ, прибыл в 1994 году в г.Улан-Удэ, и, в связи с отсутствием жилой площади в г. Улан-Удэ был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - по списку офицеров запаса с составом семьи 4 человека. Суду представлен протокол № 3 заседания комиссии по жилищным вопросам администрации г. Улан-Удэ от 08.06.2011 года, согласно которого комиссией принято решение о снятии Немочина А.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку … нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном мест жительства, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054, в соответствии с ч.2 ст. 6 ФЗ « о введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года № 189-ФЗ в связи с утратой оснований дающих право на получение жилых помещений по договорам социального найма, поскольку не состоит на воинском учете в РБ и постоянно проживает в ином субъекте. Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (ред. от 14.11.2007, с изм. от 14.04.2009) "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае: а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры); б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам); в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.); г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета; д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья. Согласно п. 12 указанного Постановления, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете. Суду представлен договор социального найма жилого помещения № 32 п от 27.08.2008 года, согласно которому, № отделение морской инженерной службы ТОФ, действующего от имени собственника МО РФ, предоставило в пользование специализированное жилое помещение 58,9 кв. м. по <адрес>. Согласно справки командира в.ч. №, от 18.07.1994 года, Немочин А.В. проходил военную службу в местности приравненной к районам крайнего Севера, в обособленном военном городке, расположенном вне крупного населенного пункта и Соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.81 г. имеет право на получение жилплощади в избранном им городе Улан-Удэ. Суду представлено обязательство от 26.07.2010 года о сдаче ( передачи) жилого помещения, согласно которому Немочин обязуется перед командиром в.ч. № А. Козак, при получении государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории республики Бурятия, квартиру в <адрес> освободить со всеми членами семьи в 2-х месячный срок. В период постановки на учет в качестве нуждающегося Немочина в 1994 году действовал Закон РФ « О статусе военнослужащего» № 4338-1 от 22.01.1993 года. Согласно ст. 15, указанного закона, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади. При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок. Вместе с тем судом установлено, что Администрация г. Улан-Удэ Немочину на момент его постановки, на учет жилье не предоставила. Судом установлено, что в соответствии с требованиями названного закона в 1994 году истец был признан нуждающимся в получении жилья и состоял в очереди как нуждающийся до 17.06.2011 года. Суд приходит к выводу, что вновь принятые изменения закон и установленное новых правил не предполагают возможность снимать с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по причине того, что после указанной даты в законодательстве изменились основания постановки на такой учет. Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лип новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод. Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет. Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что на момент снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении ответчика и в настоящее время истец никакого другого жилья, в том числе по избранному месту жительства –в г.Улан-Удэ, не имеет. Следовательно, право на обеспечение его жилым помещением сохраняется. Кроме того, принятие решения жилищной комиссии о снятии Немочина с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, по основанию, что он проживает на территории другого субъекта РФ и не состоит на учете в Военном комиссариате Республики Бурятия, суд считает не обоснованным, поскольку судом установлено и пояснений представителя истца, что у Немочина нет возможности проживать в Улан-Удэ, в связи с отсутствием жилья. Указанное обстоятельство, Администрацией г. Улан-Удэ не оспорено и не опровергнуто. Кроме того, судом установлено, что согласно сведений ФГУП Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ филиала по Приморскому краю отделение № 8, от 07.04.2009 года, за Немочиным А.В. и Немочиной Т.А. недвижимость не зарегистрирована, право на приватизацию не использовано. Кроме того, согласно предоставленной суду справке и.о. главы администрации Новицкого сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, от 02.08.2011 года № 786, Немочин А.В. прож. <адрес>, на очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при Администрации Новицкого сельского поселения Партизанского района Приморского края не состоит. Судом проверено то обстоятельство, что заявитель имеет иное постоянное место жительства, однако из материалов дела установлено, что истец и его супруга не имеют в собственности жилые помещения, проживают в закрытом военном городке, таким образом, принимая во внимание приведенные выше правовые нормы, оценив в совокупности пояснения участников процесса и представленные доказательства, суд считает, что заявитель не обоснованно снят с учета нуждающихся в получении жилья. Суд полагает, что заявитель должен быть восстановлен в очереди на получение жилья по выбранному месту жительства, в качестве нуждающегося в жилом помещении, вследствие чего его требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199, ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Обязать Администрацию гор.Улан-Удэ восстановить в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении Немочина А.В.. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд в течение 10 дней со дня получения мотивированного решения. Судья А.О. Попова <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>