по иску Безъязыкова Валерия Георгиевича к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании права на участие в подпрограмме `Жилище` и возложении обязанности включить его в число участников подпрограммы «Жилище» с последующей выдачей государ



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2011 года Судья Советского районного суда гор. Улан-Удэ Республики Бурятия Васильева С.Д., при секретаре Дамбаеве М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Безъязыков В.Г. к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании права на участие в подпрограмме "Жилище" и возложении обязанности включить его в число участников подпрограммы «Жилище» с последующей выдачей государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Безъязыков В.Г. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, в котором просил суд поставить его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по федеральной целевой программе «Жилище» с последующей выдачей жилищного сертификата.

В ходе судебного разбирательства стороной истца заявление оформлено в порядке искового производства, при этом просил суд признать его право на участие в подпрограмме «Жилище» и возложить обязанность на ответчика включить его в число участников подпрограммы «Жилище» с последующей выдачей государственного жилищного сертификата.

В ходе судебного разбирательства исковые требования дополнены, просил суд признать отказ о включении его в число участников программы «Жилище» от 30 июня 2010 года за подписью ВрИО министра МВЖ по РБ Муравьева А.В. незаконным.

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено МВД Российской Федерации.

В судебном заседании Безъязыков В.Г. и его представитель по доверенности Хунгуреев К.Н. заявленные требования поддержали, суду пояснили, что истец с 15 июня 1993 года до 09 сентября 2002 года проходил службу в МВД по РБ в должности оперуполномоченного уголовного розыска. Был уволен в соответствии с Законом РФ «О милиции» по п. «а» ст. 19 по собственному желанию, имея выслугу - 9 лет 2 месяца 24 дня в календарном исчислении, в льготном - 13 лет, 6 месяцев, 26 дней. Затем с 01 апреля 2004 года был вновь принят на службу в шестое УВД МВД РФ России и уволен п. «е» ст. 19 Закона РФ « О милиции» (по сокращению штатов) 22.11.2010 года, прослужив 6 лет, 07 месяцев 21 дней в подразделении МВД России в качестве оперуполномоченного группы по борьбе с экономическими преступлениями ОеВД пос. Онохой-2 Шестого Управления МВД России (ДРО МВД России). В общей сложности, имеет выслугу в календарном исчислении 20 лет, 01 месяц 06 дней. Должности, на которых он проходил службу, содержались за счет средств федерального бюджета. Будучи уволенным по сокращению штатов и имея стаж службы в органах внутренних дел свыше 10 лет, имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы». При этом, в соответствии с п. 3 « Положения о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади» (Приказ МВД РФ от 24.05.2003 N 345, учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения. Поскольку он перед увольнением проходил службу в подразделении МВД РФ, он имеет право получить жилищный сертификат в МВД Республики Бурятия по месту расположения подразделения - ОеВД пос. Онохой – 2. В сентябре 2009 года он от руководства шестого УВД МВД России получил уведомление о предстоящем сокращении и 22 ноября 2010 года был уволен по п. «е» ст. 19 закона РФ «О милиции» по сокращению штатов. Полагая, что он имеет право участвовать в подпрограмме и получить жилищный сертификат, он 16 июня и 24 июня 2010 года обратился в МВД ПО Республике Бурятия с просьбой признать его и членов его семьи, нуждающимися в улучшении жилищных условий и включить его и членов его семьи в состав участников вышеуказанной подпрограммы. 30.06.2010 года он от руководства МВД по РБ получил отказ в поставке на учет со ссылкой, что он до принятия Жилищного кодекса РФ не состоял в МВД по РБ на учете в улучшении жилищных условий и что должен состоять на учете органов местного самоуправления. По месту жительства в закрытом военном городке – в п. Онохой-2 в войсковой части 32778 он встал на учет, заседанием жилищной комиссии № 21 войсковой части 32778 от 22 октября 2010 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в закрытом военном городке. После постановки на учет в войсковой части в улучшении жилищных условий он 10 ноября 2010 года вновь обратился в руководство МВД по РБ с просьбой включить в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы», и получил 10.12.2010 года отказ по тем же основаниям, что и 30.06.2010 года.. Однако, он не согласен с данными отказами по следующим основаниям. П./п «а» п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации государственных подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» предусматривает, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают заявление (рапорт) об участии в подпрограмме и предоставляет следующие документы, в том числе выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка). По смыслу вышеуказанной нормы он, проживая на территории закрытого военного городка, не должен был состоять на учете в улучшении жилищных условий ни МВД по РБ, ни в органах местного самоуправления. В настоящем он не обеспечен жильем. В собственности жилье ни он, ни члены его семьи не имеют. Ранее, он в собственности имел жилое помещение по адресу: Заиграевский район п. <адрес>, которое он продал 01.04.2003 года. На момент купли продажи вышеуказанного жилья, никакого отношения к министерству внутренних дел не имел ( с 10.09.2002 года по 31.03.2004 года он не являлся его сотрудником). Продал квартиру в связи с переездом в пос. Онохой Заиграевского района. Никаких намерений ухудшить свои жилищные условия не имел. В период службы в Шестом УВД МВД России по месту службы он 06.02.2006 года на период службы он получил служебное жилье по адресу: Онохой-2, дом <адрес>, расположенное на территории закрытого военного городка. П. 3 Положения о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного приказом МВД России от 24 мая 2003 г. N 345 предписывает, что учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения. Поскольку он являлся сотрудником подразделения МВД России он и члены его семьи имеют право быть включенным в состав участников вышеуказанной подпрограммы от МВД по РБ. Просили суд учесть, что в соответствии с нормами ЖК РФ, на учет в органах местного самоуправления в получении жилья становятся лица, с которыми должны заключаться договора социального найма в домах государственных или муниципальных жилищных фондов. Истец же не намеревался получать жилье по договору социального найма, а принял решение, имея на то право, участвовать в подпрограмме «Жилище» для получения государственного жилищного сертификата. В связи с чем доводы представителей ответчика и третьего лица о необходимости в поставке на учет в органах местного самоуправления являются не состоятельными. Также, ранее истец обращался с заявлением о несогласии с отказом в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья от 30 июня 2010 года за подписью ВрИО министра МВД по РБ Муравьева, но данное заявление было оставлено без рассмотрения. По мере получения повторного отказа за подписью министра МВД по РБ Зайченко от 10.12.2010 года на его заявление о включении его в число участников подпрограммы «Жилище» от 10.11.2010 года он предъявил настоящий иск, являющийся предметом судебного разбирательства. Действительно, по месту службы он на учете в улучшении жилищных условий до своего увольнения не состоял. Ранее обращался с таким заявлением к руководству Шестого отдела МВД России, но получил отказ. Просили суд удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представители МВД по Республике Бурятия, представляющие одновременно по доверенности интересы МВД РФ Харитонова Н.Ю., Балхасаева С.Г. иск не признали, пояснив суду, что истец никакого отношения к МВД Республики Бурятия на момент увольнения с МВД России не имел, на учете в МВД по РБ в улучшении жилищных условий не состоял и соответственно у МВД по РБ нет обязанности включать его в число участников для получения государственного жилищного сертификата. Кроме того, в связи с принятием ЖК РФ Безъязыков до увольнения с шестого УВД МВД России должен был состоять на учете в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления по месту жительства. Однако, на учете в органах местного самоуправления не состоял. С доводами стороны истца об отсутствии обязанности состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилья в органах местного самоуправления имеется определение Конституционного суда № 822-О-О от 17 июня 2010 года по аналогичному случаю. В соответствии с Положением о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного приказом МВД России от 24 мая 2003 г. N 345 МВД по РБ должен был вести учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, вставших на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилья до введения ЖК РФ, а не постановку на учет. Просили суд учесть, что в связи с передачей объектов от ОеВД пос. Онохой – 2 в МВД по РБ какие-либо личные дела, свидетельствующие о постановке сотрудников данного подразделения, в том числе истца, на учет в улучшении жилищных условий, не передавались, что свидетельствует о том, что истец по месту службы на учете в улучшении жилья не состоял. Просили суд отказать в удовлетворении иска по данным основаниям.

В судебное заседание представитель войсковой части 32778 Министерства Обороны РФ не явился по неизвестной суду причине, о дне слушания надлежащим образом уведомлен.

Суд с согласия сторон считает возможным рассмотреть спор в отсутствие представителя вышеуказанной войсковой части, Ранее, в судебном заседании, по доверенности Васев Д.Ф. суду пояснял, что Безъязыков был поставлен на учет в войсковой части для получения жилищного сертификата в связи с переселением из закрытого военного города.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, сотрудники органов внутренних дел, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10лет и более.

В соответствии с пунктом 19 указанных Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее -подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, к которому прилагают документы, указанные в подпунктах"а-е" пункта19 Правил.

В судебном заседании усыновлено, что Безъязыков В.Г. с 15 июня 1993 года до 09 сентября 2002 года проходил службу в МВД по РБ в должности оперуполномоченного уголовного розыска.

Был уволен в соответствии с Законом РФ «О милиции» по п. «а» ст. 19 по собственному желанию, имея выслугу - 9 лет 2 месяца 24 дня в календарном исчислении, в льготном - 13 лет, 6 месяцев, 26 дней.

С 01 апреля 2004 года восстановился на службу в шестое УВД МВД РФ России и был уволен п. «е» ст. 19 Закона РФ « О милиции» (по сокращению штатов) 22.11.2010 года, прослужив 6 лет, 07 месяцев 21 дней в подразделении МВД России в качестве оперуполномоченного группы по борьбе с экономическими преступлениями ОеВД пос. Онохой-2 Шестого Управления МВД России (ДРО МВД России).

В общей сложности, имеет выслугу в календарном исчислении 20 лет, 01 месяц 06 дней.

Должности, на которых он проходил службу, содержались за счет средств федерального бюджета.

Имеет жену и двоих несовершеннолетних детей.

С 06.02.2006 года проживает в служебном жилом помещении по адресу: Онохой-2, <адрес>, расположенном на территории закрытого военного городка.

16 июня 2010 года обратился с рапортом к ВрИО министра МВД по РБ Муравьеву А.В. о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в получении жилья и постановке на учет для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".

24 июня 2010 года обратился с заявлением к ВрИо министра МВД по РБ с заявлением о включении его в состав участников вышеуказанной программы.

30 июня 2011 года ВрИО министра МВД по РБ Муравьевым дан ответ об отказе в постановке на учет для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" по мотивам отсутствия документов в МВД по РБ, свидетельствующих о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье. В части просьбы заявителя о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий дан ответ, что с 01 марта 2005 года такой учет в МВД по РБ не осуществляется, что такая функция возложена на органы местного самоуправления.

29.09.2010 года Безъязыков В.Г. обратился в Советский районный суд г. Улан-Удэ с иском к МВД по РБ, МВД России о признании незаконным отказа о включении в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.

22.11.2010 года данный иск оставлен без рассмотрения ввиду неявки истца на судебное заседание.

По настоящему же делу предметом рассмотрения, согласно текста искового заявления являются отказы ВрИО министра МВД Муравьева А.В., министра МВД по РБ Зайченко А.В. во включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" от 30.06.2010 года (л.д.69),от 10.12.2010 года (л.д.109) на заявление истца от 16.06.2010 года, от 24.06.2010 года, от 10.11.2011 года (л.д.107), по которым истец просил признать за ним на его участие и обязать его включить на участие в подпрограмме.

Порядок формирования списков граждан – участников подпрограммы и подготовка выпуска сертификатов предусмотрен в главе II Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

В соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане (в редакции на момент обращения истца), указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы:

справку об общей продолжительности военной службы (службы);

выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;

выписку из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);

справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);

копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Как установлено в суде и не оспаривается истцом истец на учете в качестве нуждающегося в МВД по РБ до подачи заявлений о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" не состоял.

Между тем заявление (рапорт) об участии в подпрограмме подают граждане (в редакции на момент обращения истца) в учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.19 Правил).

Аналогичные требования предъявляется и в Положении о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределению жилой площади», утвержденного приказом МВД РФ 24 мая 2003 года № 345, регламентирующего, что учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.

У МВД по РБ в отсутствие сведений о постановке Безъязыкова и членов его семьи на учет в улучшении жилищных условий не было каких-либо оснований принимать у истца заявление о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".

Соответственно, отказы о включении истца в число участников программы «Жилище» от 30 июня 2010 года за подписью ВрИО министра МВД по РБ Муравьева А.В. от 30.06.2010 года (л.д.69), министра МВД по РБ Зайченко А.В. от 10.12.2010 года (л.д.109) являются законными.

Данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении иска по требованиям о признании за ним такого права.

Таким образом, законных оснований для удовлетворения иска не имеется.

Доводы стороны истца о том, что он при обращении в МВД по РБ от 10.11.2010 года встал на учет в улучшении жилищных условий по месту жительства в войсковой части 32778 Министерства Обороны РФ, дислоцирующейся в пос. Онохой, суд не принимает во внимание, поскольку для участия в подпрограмме по месту службы в МВД РФ необходимо была постановка на учет по месту службы.

Иск рассмотрен в пределах заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.

Судья: Васильева С.Д.