ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 ноября 2011 Судья Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия Васильева С.Д., при секретаре Дамбаеве О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Заиграевского района Республики Бурятия к ОАО «Бурятгаз» об устранении нарушений требований действующего законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, У с т а н о в и л: Прокурор Заиграевского района Республики Бурятия в интересах неопределенного крагу лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что прокуратурой района с привлечением специалистов Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Хоринском районе, ОНД Заиграевского района ГУ МЧС РФ по РБ, Бурприроднадзора проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в ОАО «Бурятгаз», занимающегося приемом, размещением хранением) и розничной торговлей газообразным автомобильным топливом на автозаправочной станции, расположенной по адресу: 62 км. трассы Улан-Удэ-Кижинга-Хоринск, в ходе которой были выявлены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источника - сервисной площадки на I газозаправочную колонку, в виде образования и размещения вышеуказанных отходов. Установлено: 1. В нарушении ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" паспорта опасных отходов автозаправочной станции не ведется; 2. В нарушение ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не осуществляется; 3. В нарушение ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за 1 и 2 квартала 2011 года за негативное воздействие на окружающую среду не вносится; 4. В нарушении ст. 20 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", п. 2.1, п. 3.2.4, п. 4.2.1 Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 17 мая 2001 года, проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, а также санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух на АГЗС, принадлежащей ОАО «Бурятгаз» отсутствуют; 5. В нарушение ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на автозаправочной станции; 6. В нарушение ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления") у работника, допущенного к работе с отходами I –IV класса опасности отсутствует свидетельство (сертификат) на право работы с отходами I -IV класса опасности; 7. В нарушение ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 2.1., 2.2., 2.3. СП 1.1.1058-01" (вместе с "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (ред. от 27.03.2007) "О введении в действие Санитарных правил) производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий не осуществляется; 8. В нарушение ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", 3.3. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 (ред. от 16.05.2005) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)" не созданы условия для прохождения работниками АГЗС медицинского периодического осмотра; 9. В нарушение ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" производственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами не осуществляется, порядок осуществления производственного контроля не определен. Прокурор полагает, что выявленные нарушения нарушает конституционное право граждан - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем иск предъявляет в их интересах в порядке ст. 45 ГПК РФ и просит обязать в срок до 01 апреля 2012 года устранить нарушения требований действующего законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на автозаправочной станции, расположенной по адресу: 62 км. трассы Улан-Удэ-Кижинга-Хоринск, а именно: определить порядок осуществления производственного контроля за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами; составить паспорт опасных отходов автогазозаправочной станции; принять меры к осуществлению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 квартала 2011 года; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух на АГЗС; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; принять меры к прохождению работником, допущенным к обращению с отходами 1-4 класса опасности на АГЗС, соответствующей профессиональной подготовки; принять меры к осуществлению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; организовать прохождение работниками АГЗС периодического медицинского осмотра. В судебном заседании представитель истца по доверенности Базарова Э.С. исковые требования прокурора Заиграевского района поддержала в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Щукина М.А. исковые требования признала, поясняя суду, что ответчик не оспаривает выявленные нарушения. В целом, согласны с заявленными требованиями. В настоящем, ряд требований, заявленных истцом, находятся на стадии исполнения. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Прокуратурой Заиграевского района с привлечением специалистов Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Хоринском районе, ОНД Заиграевского района ГУ МЧС РФ по РБ, Бурприроднадзора, проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в ОАО «Бурятгаз», занимающегося приемом, размещением хранением) и розничной торговлей газообразным автомобильным топливом на автозаправочной станции, расположенной по адресу: 62 км. трассы Улан-Удэ-Кижинга-Хоринск, в ходе которой были выявлены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источника - сервисной площадки на I газозаправочную колонку, в виде образования и размещения вышеуказанных отходов. Установлено: 1. Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности, должны составляться паспорта. В нарушении данных требований ответчиком паспорта опасных отходов автозаправочной станции не ведется; 2. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. В нарушение данных требований учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не осуществляется. 3.Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в результате выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, является платным. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления определяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления". Сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Приказом ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08.06.2006г. - срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. В нарушении требований, указанных выше, ответчиком в 2011 году (1 квартал, 2 квартал) плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносилась; 4. Согласно ст. 20 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлены нормативы таких выбросов - предельно допустимые выбросы, которые устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. На основании п. 2.1. Санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 17 мая 2001 года основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. Согласно п. 3.2.4 вышеназванных Правил по представленным материалам органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы выдают санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии принятых решений по обеспечению качества атмосферного воздуха санитарным правилам и гигиеническим нормативам. В соответствии с п. 4.2.1 Правил предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению. В нарушение вышеуказанных требований законодательства проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, а также санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух на АГЗС, принадлежащей ОАО «Бурятгаз» отсутствуют. 5. Согласно ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые - обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В нарушение указанных требований, у ответчика отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на автозаправочной станции; 6. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I -IV класса опасности. В нарушение указанных требований законодательства, у работника, допущенного к обращению с отходами 1-4 класса опасности на АГЗС, свидетельство (сертификат) на право работы с отходами I -IV класса опасности, отсутствует; 7. В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг осуществляют производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. При этом, производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Согласно п.п. 2.1., 2.2., 2.3. СП 1.1.1058-01" (вместе с "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001 года, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (ред. от 27.03.2007) "О введении в действие Санитарных правил) в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления. В нарушение вышеуказанных требований законодательства производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ответчиком не осуществляется. 8.. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее -медицинские осмотры). Юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В нарушение ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", 3.3. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 (ред. от 16.05.2005) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)" не созданы условия для прохождения работниками АГЗС медицинского периодического осмотра; 9. Согласно ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. В нарушение вышеуказанных требований законодательства производственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами не осуществляется, порядок осуществления производственного контроля не определен. Обстоятельства, установленные выше, представителем ответчика, не оспаривалось. Таким образом, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения в области законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нашли своего подтверждения в суде. Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде являются основными принципами охраны окружающей среды. Те нарушения, которые имело место в ходе прокурорской проверки, безусловно нарушают конституционное право граждан, в данном случае неопределенного круга лиц - на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников. Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В связи с тем, что выявленные нарушения требований действующего законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нашло своего подтверждения, то иск подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Обязать ОАО «Бурятгаз» в срок до 01 апреля 2012 года устранить нарушения требований действующего законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на автозаправочной станции, расположенной по адресу: 62 км. трассы Улан-Удэ-Кижинга-Хоринск, а именно: - определить порядок осуществления производственного контроля за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами; - составить паспорт опасных отходов автогазозаправочной станции; - принять меры к осуществлению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; - внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 квартала 2011 года; - разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух; - получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух на АГЗС; - получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; - принять меры к прохождению работником, допущенным к обращению с отходами 1-4 класса опасности на АГЗС, соответствующей профессиональной подготовки; - принять меры к осуществлению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; - организовать прохождение работниками АГЗС периодического медицинского осмотра. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ. Судья: Васильева С.Д.