гр. дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 октября 2011 г Судья Советского районного суда гор. Улан-Удэ Цыденжапов З.А., при секретаре Ильюновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Степанова А.В. к ГУ - региональное учреждение Фонда социального страхования РФ по РБ, ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы в РБ о взыскании стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации, У С Т А Н О В И Л: Степанов А.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В судебном заседании представитель истца по доверенности Степанова А.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что 14 июля 2010 года в результате дорожно-транспортного происшествия Степанов А.В. получил значительные повреждения здоровья: Сочетанная травма. Закрытая позвоночно-спинальная травма. Оскольчатый nepeломо-вывих тела XII позвонка с ушибом сдавлением и разможением спинного мозга костными отломками. Травматическая грыжа диска Th XI - Th XII. Нижняя параплегия. Тазовые расстройства. ЗЧМТ. Сотрясение головного мозга. Сразу после поступления в отделение Республиканской клинической больницы им.Н.А. Семашко, 14.07.2010 года истцу проведена операция. Ламинэктомия Th XI, Th XII, Резекция клина Урбана Th XII позвонка. Декопрессия спинного мозга. 17 июля проведена вторая операция с участием нейрохирурга из г. Иркутска. Во время второй операции проведено резекция остатка дужки Th XII позвонка, резекция костных отломков, грыжи дисков; ревизия спичного мозга, корешков. Пластика ТМО фасцией. Кроме того, проведена установка 6-ти винтовой транспедикулярной системы «Медтроник» Th X - Th XI - L. Указанная система «Медтроник» относится к эндопротезам. Установка данной системы была жизненно необходимой. На момент проведения операции была куплена 8-ми винтовая транспедикулярная система «Meдтроник» - стоимостью 122280,00 рублей. Фактически установили 6-ти винтовую транспедикулярная систему «Медтропик» стоимостью - 98760 рублей. 03.08.2010 года Степанов А.В. был переведен в НХО № 2 п.Ильинка, Прибайкальского района для дальнейшего прохождения реабилитационного лечения по 27.08.2410 года. В сентябре 2010 года прошел освидетельствование в учреждении медико-социальной экспертизы на установление инвалидности. 24.09.2010 года установили 1 группу инвалидности и разработали индивидуальную программу реабилитации инвалида в которой указали перечень технических средств реабилитации, кроме эндопротеза, т.к. указанное средство реабилитации приобретено и установлено до разработки программы. За обеспечением техническими средствами реабилитации Степанов обратился в региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Бурятия. Его заявление приняли и Фонд производит обеспечение памперсами, пеленками, истец получил коляску, противопролежневый матрас. При обращении за обеспечением устно со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 08.04.2008 года № 240 отказали, что приобретенный за счет собственных денежных средств эндопротез возмещению не подлежит, т.к. он приобретен до программы реабилитации. С эти не согласны, т.к. установка эндопротеза была проведена по жизненным показаниям и на это имелись медицинские показания. Нормы Федерального закона от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также указанного Постановления не содержит положений, запрещающих производить компенсацию затрат инвалидам в подобных случаях, кроме случаев отказа инвалида и приобретения им технического средства не рекомендованных программой реабилитации. В силу объективных причин, а именно проведения срочной операции по эндопротезированию по медицинским показаниям истец не смог в установленном законом порядке пройти освидетельствование не нуждаемость в эндопротезе. Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В настоящее время Степанов А.В. не ходит, не может самостоятельно поворачиваться, его носят на руках. У истца своя семья, жена 21 год и ребенок 4 года, они остались без средств к существованию. Просила суд обязать ФГУ «Главное бюро МСЭ в Республике Бурятия» установить нуждаемость в эндопротезе, система «Медтроник», на момент разработки программы реабилитации инвалида от 01.10.2010 года №, обязать ГУ - РО ФСС РФ по РБ выплатить компенсацию за самостоятельно приобретенный эндопротез - система « Медтроник» в сумме: 98760,00 руб. В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Маринов Б.И. исковые требования не признал, суду пояснил, что 01.10.2010 г. Степанов А.В. был освидетельствован в бюро МСЭ №8 и признан инвалидом 1 группы с причиной инвалидности «общее заболевание» сроком на 2 года. Степанову А.В. была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида. Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия. Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном законом. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. При разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида Степанову А.В. специалистами бюро МСЭ нуждаемость в эндопротезе системы «Медтроник» не была определена, так как на момент освидетельствования указанная система Степанову А.В. была установлена, тогда как действующим законодательством предусмотрено, что в индивидуальную программу реабилитации инвалида включаются те реабилитационные мероприятия, которые необходимы гражданину для его восстановления и реабилитации, таким образом, оценить нуждаемость в указанном эндопротезе Степанову А.В. на момент освидетельствования специалистами бюро МСЭ №8 не представлялось возможным. В судебном заседании представитель ответчика Сотникова Д.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что действующим законодательством предусмотрено, что в индивидуальную программу реабилитации инвалида включаются те реабилитационные мероприятия, которые необходимы гражданину для его восстановления и реабилитации, ответчик не может задним числом вписать туда нуждаемость в эндопротезе системы «Медтроник». Представитель ответчика ГУ - региональное учреждение Фонда социального страхования РФ по РБ в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Выслушав стороны, исследовав представленные в дело материалы суд, находит возможным удовлетворить исковые требования истца. В судебном заседании установлено, что 14 июля 2010 года в результате дорожно-транспортного происшествия Степанов А.В. получил значительные повреждения здоровья: Сочетанная травма. Закрытая позвоночно-спинальная травма. Оскольчатый nepeломо-вывих тела XII позвонка с ушибом сдавлением и разможением спинного мозга костными отломками. Травматическая грыжа диска Th XI - Th XII. Нижняя параплегия. Тазовые расстройства. ЗЧМТ. Сотрясение головного мозга. Сразу после поступления в отделение Республиканской клинической больницы им.Н.А. Семашко, 14.07.2010 года истцу проведена операция. Ламинэктомия Th XI, Th XII, Резекция клина Урбана Th XII позвонка. Декопрессия спинного мозга. 17 июля проведена вторая операция с участием нейрохирурга из г. Иркутска. Во время второй операции проведено резекция остатка дужки Th XII позвонка, резекция костных отломков, грыжи дисков; ревизия спичного мозга, корешков. Пластика ТМО фасцией. Кроме того, проведена установка 6-ти винтовой транспедикулярной системы «Медтроник» Th X - Th XI - L. Указанная система «Медтроник» относится к эндопротезам. Установка данной системы была жизненно необходимой. На момент проведения операции была куплена 8-ми винтовая транспедикулярная система «Meдтроник» - стоимостью 122280,00 рублей. Фактически установили 6-ти винтовую транспедикулярная систему «Медтропик» стоимостью - 98760 рублей. В сентябре 2010 года прошел освидетельствование в учреждении медико-социальной экспертизы на установление инвалидности. 24.09.2010 года установили 1 группу инвалидности и разработали индивидуальную программу реабилитации инвалида в которой указали перечень технических средств реабилитации, кроме эндопротеза. В соответствии со ст. 11. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. Инвалидам, которые в соответствии с данным Федеральным законом приобрели за собственный счет техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу до 1 февраля 2011 года, выплачивается компенсация в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) независимо от даты обращения за этой компенсацией (Федеральный закон от 09.12.2010 N 351-ФЗ). Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. Исходя из содержания статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995. № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. В соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008. № 240, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением). Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы. Учитывая, что истцу был имплантирован эндопротез, оплата за эндопротез была осуществлена за счет личных средств истца, инвалидом представлены все необходимые документы для производства выплаты осуществленных им расходов на приобретение технического средства реабилитации, требования истца следует признать обоснованными и удовлетворить. Довод ответчика о том, что эндопротез был приобретен истцом до освидетельствования и разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида, не может являться основанием для отказа в иске, поскольку в период острой нуждаемости в указанном техническом средстве инвалид не мог быть освидетельствован и программа реабилитации отсутствовала, обеспеченные государством социальные гарантии не были предоставлены истцу при отсутствии каких-либо его виновных действий, а нуждаемость в обеспечении техническим средством реабилитации в силу особенностей его состояния здоровья не отпала на момент составления индивидуальной программы и существует по настоящее время. Согласно пояснениям представителя ответчика Маринова М.И. указанное техническое средство безусловно должно было быть включено в индивидуальную программу реабилитации, при его отсутствии. На основании изложенного, руководствуясь ст. 197, 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Степанова А.В. удовлетворить. Взыскать с ГУ РО ФСС РФ по РБ в пользу Степанова А.В. стоимость самостоятельно приобретенного эндопротеза (система Медтроник) в размере 98760 (девяноста восемь тысяч семьсот шестьдесят) рублей. Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ в течение 10 дней. Судья: Цыденжапов З.А. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>1