Исковое заявление Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Осташевского А.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ, МУ `Управление культуры Администрации г. Улан-Удэ` к третьим лицам МУ `Централизованная библиотечная система



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 ноября 2011г. Дело

Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Бадмаева Д.Н.

при секретаре Шоноевой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ Осташевского А.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ, МУ "Управление культуры Администрации г.Улан-Удэ" к третьим лицам МУ "Централизованная библиотечная система г. Улан-удэ", РОФ инвалидов -колясочников "Общество без барьеров" об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, устранении нарушений федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации г.Улан-Удэ, МУ "Управление культуры Администрации г.Улан-Удэ", третьим лицам МУ "Централизованная библиотечная система г. Улан-Удэ", РОФ инвалидов -колясочников "Общество без барьеров", в котором просил обязать ответчиков, установив разумные сроки, совершить следующие действия:

-оборудовать в детской библиотеке - филиале №17 МУ "Централизованная библиотечная система" по адресу: <адрес> универсальную кабину уборной общего пользования, доступную для всех категорий граждан, с шириной дверного проема не менее 0,9м., без порогов и перепадов высот пола (внутри установить опорные устройства согласно ГОСТ Р 51261 «Устройства опорные стационарные реабилитационные», двери туалетной кабины должны открываться наружу); в помещении библиотеки разместить указатели о местонахождении универсальной кабины уборной; переместить книжный стеллаж, препятствующий свободному проходу к универсальной кабине уборной.

Решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 14 февраля 2011г. исковые требования Прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ были удовлетворены в полном объеме.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 06 апреля 2011г. вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.

При новом рассмотрении дела представитель процессуального истца по доверенности Дмитриева Ю.А. заявила об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просит обязать ответчиков совершить следующие действия - оборудовать в детской библиотеке - филиале №17 МУ «Централизованная библиотечная система» по адресу <адрес> универсальную кабину уборной общего пользования, доступную для всех категорий граждан, размерами не менее 1,65м шириной и 1,8м глубиной с шириной дверного проема не менее 0,9м, без порогов и перепадов высот пола (внутри установить опорные устройства согласно ГОСТ Р 51261 «Устройства опорные стационарные реабилитационные», двери туалетной кабины должны открываться наружу); в помещении библиотеки разместить указатели о местонахождении туалетной кабины уборной; переместить книжный стеллаж, препятствующий свободному проходу к универсальной кабине уборной. Для достоверного определения технической возможности совершения вышеуказанных действий представитель Дмитриева ходатайствовала о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы в ГУ «ЗЛСЭ». Ходатайство представителя истца Дмитриевой Ю.А. было удовлетворено, по делу проведена судебная строительно-техническая экспертиза. Из заключения эксперта ГУ «ЗЛСЭ» следует, что расширение дверных проемов в туалете и помещении библиотеки до 0,9м. технически возможно, с обязательным условием разработки проекта (усиление проема жесткой, рамной конструкцией), оборудовать туалетную кабину размерами 1,65м. на 1,8м. за счет свободного пространства в коридоре и тамбуре технически невозможно, по причине недостаточного размера коридора, оборудование универсальной кабины –уборной общего пользования, доступной для всех категорий граждан, размерами 1,65м. шириной и 1,8м. глубиной с шириной дверного проема не менее 0,9м. без порогов и перепадов высот пола, с открывающимися наружу дверями туалетной кабины, с установкой внутри такой кабины опорных устройств, технически невозможно, после проведенных работ размеры туалетной кабины будут составлять ориентировочно: глубина 0,96м. и ширина 1,8м.

С учетом проведенной судебной строительно-технической экспертизы истцом вновь были предъявлены уточнения иска, согласно которым истец просит обязать ответчиков оборудовать в библиотеке - филиале №17 МУ «Централизованная библиотечная система» по адресу <адрес> туалетную кабину размерами: глубиной 0,96м., шириной -1,8м., с шириной дверного проема не менее 0,9м., на основании ст.15 ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель процессуального истца Прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ Антипина И.В., действующая на основании выданной доверенности, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Просила иск удовлетворить.

Представитель МУ «Управление культуры Администрации г.Улан-Удэ» Нефедьева Е.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях. Также суду пояснила, что прокурорская проверка была проведена без участия как представителей Управления культуры, так и представителей МУ "Централизованная библиотечная система г.Улан-Удэ". До ее проведения со стороны РОФ инвалидов -колясочников "Общество без барьеров" предложений относительно удовлетворения минимальных потребностей инвалидов, которые могли бы быть между ними согласованы, не поступало. В целом, они не отказываются создавать условия для инвалидов в зданиях их библиотек по мере возможностей. Просила в иске отказать.

Представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Хамеруев Д.Ю. исковые требования прокурора полагал необоснованными, пояснив, что требования прокурора со ссылкой на нормы ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» основаны на обязании соблюдения с их стороны требований СНиП 35-01-2001, которые применяются лишь при проектировке, строительстве, т.е. строительстве нового здания, либо при реконструкции, начиная с 2001 года. Здание данной библиотеки построено в прошлом веке, реконструкция здания не производилась. В связи с чем, они не согласны с утверждением прокурора о том, что ответчиками своевременно не были приняты необходимые меры для создания маломобильным группам населения доступной среды обитания и беспрепятственного доступа к информации.

Представитель третьего лица МУ "Централизованная библиотечная система г. Улан-Удэ" Будаева Д.В. поддержала возражения представителей ответчиков, пояснив, что права МГН на информационно-библиографическое обслуживание ими не нарушаются, имеется соответствующий договор, в рамках которого организовывается выездное обслуживание инвалидов.

Представитель третьего лица РОФ инвалидов -колясочников "Общество без барьеров" по доверенности Красиков Н.М. в судебном заседании полностью поддержал исковые требования прокурора.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Проведенной Прокуратурой Октябрьского района г.Улан-Удэ проверкой по соблюдению прав маломобильных групп населения на доступную среду обитания и беспрепятственный доступ к информации при пользовании услугами муниципальных библиотек установлено, что имеющаяся в библиотеке – филиале МУ «Централизованная библиотечная система» туалетная кабина не доступна для инвалидов-колясочников, так как имеет узкий дверной проем – около 60 см., кроме того, подход к туалету ограничен книжным стеллажом, в результате чего ширина прохода к туалету составляет 45 см. Указанными нарушениями значительно ограничены права инвалидов-колясочников на пользование услугами библиотеки, отсутствие доступной туалетной кабины значительно затрудняет длительное нахождение в данном учреждении инвалида, противоречит принципу равных возможностей и дают основания для обращения в суд с исковыми требованиями о понуждении, поскольку ответчиками своевременно меры не приняты.

По мнению прокурора, обязанность у ответчиков по обеспечению доступности для инвалидов данного объекта социальной инфраструктуры уже давно наступила и необходимые работы не были выполнены при проведении капитального ремонта и переоборудования помещения.

Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ предусмотрена обязанность Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Этой же нормой установлено, что планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Из смысла второго абзаца указанной статьи следует, что данные требования применяются только в двух случаях: при новом строительстве и реконструкции зданий и сооружений.

Статьей 35 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Статьи 14, 15, 16 настоящего Федерального закона вступают в силу в течение 1995 - 1999 годов. Конкретные сроки вступления в силу указанных статей определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996г. №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» постановлено о введении в действие статьи 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 1 января 1998 г., статей 15 и 16 - с 1 января 1999 г.

Принятые и введенные в действие с 1 сентября 2001г. Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73 Строительные нормы и правила Российской Федерации 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001) также содержат обязанность предусматривать условия жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, равные с остальными категориями граждан, лишь при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий (пункт 1.1 раздела 1 СНиП 35-01-2001). Как указано в преамбуле данного нормативного документа, он выполнен в соответствии с положениями ст.15 (п.1) и ст.17 Градостроительного кодекса РФ, ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ и ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.92г. № 2300-1.

Также принят после введения в действие ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Государственный стандарт РФ «Устройства опорные стационарные реабилитационные» (ГОСТ Р 51261-99), введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 13 апреля 1999г. №123, на нормы которого ссылается истец.

В соответствии со ст.4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, поскольку действие статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» введено с 1 января 1999г., и в ней не оговорено иное, касаемое распространения требований статьи на отношения, возникшие до введения ее в действие, то суд считает, что обязанность ответчиков по соблюдению требований данной нормы может возникнуть только в вышеназванных конкретных случаях.

Между тем, в судебном разбирательстве установлено, что здание библиотеки –филиала №17, согласно технической документации, построено в 1971 году, т.е. не является новым строительством. Реконструкция здания библиотеки не производилась.

Как следует из информации Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» по Республике Бурятия, ранее в помещении библиотеки – филиала №17 МУ "Централизованная библиотечная система" по адресу: <адрес>, ранее располагался магазин (1971г.), затем фотосалон (1977г.), с 1994г. в нем располагается библиотека, по данным инвентаризации с 1994г. по 2009г. изменялась площадь в связи с перепланировкой (л.л.д.111-112).

Согласно сведениям МУ «Комитет по финансам Администрации г.Улан-Удэ», в библиотеке-филиале №17 МУ «ЦБС г.Улан-Удэ» по адресу: <адрес>, были произведены работы по замене и монтажу пластиковых оконных блоков, согласно договору с ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.л.д.122, 139-149). В данном случае работы по замене и монтажу пластиковых оконных блоков, конечно же, нельзя признать реконструкцией. Истец в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих проведение реконструкции здания, в ходе которой ответчики своевременно не исполнили свою обязанность по обеспечению доступности для инвалидов данного объекта социальной инфраструктуры, не предоставил.

Доводы представителя истца о том, что произведенные на данном объекте изменения в ходе перепланировок можно расценить как частичную реконструкцию, так как произошло изменение площади объекта, суд не принимает во внимание, поскольку сама по себе перепланировка помещений по смыслу п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ не является реконструкцией.

Частью 3 статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Предъявляя настоящие исковые требования о понуждении ответчиков к принятию мер по оборудованию в библиотеке - филиале №17 туалетной кабины с определенными параметрами, доступной для всех категорий граждан, истец не доказал обстоятельства того, что согласованные с общественным объединением инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, ответчиками злостно не исполняются и требуют в этом случае обязательного понуждения в судебном порядке.

При вышеизложенных обстоятельствах, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Октябрьского г.Улан-Удэ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Бурятия через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья Д.Н. Бадмаева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>1