Исковое заявление Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Осташевского А.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ, МУ `Управление культуры Администрации г. Улан-Удэ` к третьим лицам МУ `Централизованная библиотечная система



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 ноября 2011г. Дело

Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Бадмаева Д.Н.

при секретаре Линейцевой Ю.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ Осташевского А.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ, МУ "Управление культуры Администрации г.Улан-Удэ" к третьим лицам МУ "Централизованная библиотечная система г. Улан-удэ", РОФ инвалидов -колясочников "Общество без барьеров" об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, устранении нарушений федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации г.Улан-Удэ, МУ "Управление культуры Администрации г.Улан-Удэ", третьим лицам МУ "Централизованная библиотечная система г. Улан-Удэ", РОФ инвалидов -колясочников "Общество без барьеров", в котором просил обязать ответчиков, установив разумные сроки, совершить следующие действия:

-оборудовать в библиотеке - филиале №24 МУ "Централизованная библиотечная система" по адресу: <адрес> универсальную кабину уборной общего пользования, доступную для всех категорий граждан, с шириной дверного проема не менее 0,9м., без порогов и перепадов высот пола (внутри установить опорные устройства согласно ГОСТ Р 51261 «Устройства опорные стационарные реабилитационные», двери туалетной кабины должны открываться наружу); ликвидировать перегородку, ограничивающую проход, в помещении библиотеки разместить указатели о местонахождении универсальной кабины уборной;

-при входе в здание оборудовать пандус согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для МГН», ликвидировать порог в дверном проеме;

-установить поручни на лестничном марше при входе в библиотеку и поручни вдоль пандуса согласно СНиП 35-01-2001 и с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р51261 «Устройства опорные стационарные реабилитационные».

Решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 14 февраля 2011г. исковые требования Прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ были удовлетворены в полном объеме.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 04 апреля 2011г. вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено в части понуждения Администрации г.Улан-Удэ оборудовать в библиотеке - филиале №24 МУ "Централизованная библиотечная система" по адресу: <адрес> универсальную кабину уборной общего пользования, доступную для всех категорий граждан и ликвидировать имеющуюся в ней перегородку, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

При новом рассмотрении дела представитель процессуального истца по доверенности Дмитриева Ю.А. заявила об уточнении исковых требований, пояснив, что с учетом определения суда кассационной инстанции они просят оборудовать в библиотеке - филиале №24 МУ «Централизованная библиотечная система» по адресу <адрес> туалетную кабину (комнату), доступную для всех категорий граждан, с шириной дверного проема не менее 0,9м, без порогов и перепадов высот пола (внутри установить опорные устройства согласно ГОСТ Р 51261 «Устройства опорные стационарные реабилитационные», двери туалетной кабины должны открываться наружу); двери туалетной кабины должны открываться наружу); ликвидировать перегородку, ограничивающую проход; в помещении библиотеки разместить указатели о местонахождении туалетной кабины (комнаты). Для достоверного определения технической возможности совершения вышеуказанных действий представитель Дмитриева ходатайствовала о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы в ГУ «ЗЛСЭ». Ходатайство представителя истца Дмитриевой Ю.А. было удовлетворено, по делу проведена судебная строительно-техническая экспертиза. Из заключения эксперта ГУ «ЗЛСЭ» следует, что расширение дверных проемов до 0,9м., согласно СНиП 35-01-2001г. в туалете на первом этаже библиотеки –филиала №24 технически возможно, также, как и оборудование в библиотеке туалетной кабины (комнаты), доступной для всех категорий граждан, с шириной дверного проема не менее 0,9м. без порогов и перепадов высот пола, с открывающимися наружу дверями туалетной кабины, с установкой внутри такой кабины опорных устройств, для чего необходимо разработать проект на перепланировку и переоборудование, с учетом всех нормативных требований и положений.

В настоящем судебном заседании представитель процессуального истца Прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ Антипина И.В., действующая на основании выданной доверенности, исковые требования, уточненные ранее представителем Дмитриевой Ю.А., поддержала в полном объеме. Просила иск удовлетворить.

Представитель МУ «Управление культуры Администрации г.Улан-Удэ» Нефедьева Е.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях. Также суду пояснила, что прокурорская проверка была проведена без участия как представителей Управления культуры, так и представителей МУ "Централизованная библиотечная система г.Улан-Удэ". До ее проведения со стороны РОФ инвалидов -колясочников "Общество без барьеров" предложений относительно удовлетворения минимальных потребностей инвалидов, которые могли бы быть между ними согласованы, не поступало. В целом, они не отказываются создавать условия для инвалидов в зданиях их библиотек по мере возможностей. Просила в иске отказать.

Представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Хамеруев Д.Ю. исковые требования прокурора полагал необоснованными, пояснив, что требования прокурора со ссылкой на нормы ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» основаны на обязании соблюдения с их стороны требований СНиП 35-01-2001, которые применяются лишь при проектировке, строительстве, т.е. строительстве нового здания, либо при реконструкции, начиная с 2001 года. Здание данной библиотеки построено в прошлом веке, реконструкция здания не производилась. В связи с чем, они не согласны с утверждением прокурора о том, что ответчиками своевременно не были приняты необходимые меры для создания маломобильным группам населения доступной среды обитания и беспрепятственного доступа к информации.

Представитель третьего лица МУ "Централизованная библиотечная система г. Улан-Удэ" Будаева Д.В. поддержала возражения представителей ответчиков, пояснив, что права МГН на информационно-библиографическое обслуживание ими не нарушаются, имеется соответствующий договор, в рамках которого организовывается выездное обслуживание инвалидов.

Представитель третьего лица РОФ инвалидов -колясочников "Общество без барьеров" по доверенности Красиков Н.М. в судебном заседании полностью поддержал исковые требования прокурора.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Проведенной Прокуратурой Октябрьского района г.Улан-Удэ проверкой по соблюдению прав маломобильных групп населения на доступную среду обитания и беспрепятственный доступ к информации при пользовании услугами муниципальных библиотек установлено, что имеющаяся в библиотеке – филиале №24 МУ «Централизованная библиотечная система» туалетная кабина не доступна для инвалидов-колясочников, так как имеет узкий дверной проем – около 80 см., кроме того, внутри имеется перегородка, ограничивающая проход. Указанными нарушениями значительно ограничены права инвалидов-колясочников на пользование услугами библиотеки, отсутствие доступной туалетной кабины значительно затрудняет длительное нахождение в данном учреждении инвалида, противоречит принципу равных возможностей и дают основания для обращения в суд с исковыми требованиями о понуждении, поскольку ответчиками своевременно меры не приняты.

По мнению прокурора, обязанность у ответчиков по обеспечению доступности для инвалидов данного объекта социальной инфраструктуры уже давно наступила и необходимые работы не были выполнены при проведении капитального ремонта и переоборудования помещения.

Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ предусмотрена обязанность Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Этой же нормой установлено, что планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Из смысла второго абзаца указанной статьи следует, что данные требования применяются только в двух случаях: при новом строительстве и реконструкции зданий и сооружений.

Статьей 35 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Статьи 14, 15, 16 настоящего Федерального закона вступают в силу в течение 1995 - 1999 годов. Конкретные сроки вступления в силу указанных статей определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996г. №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» постановлено о введении в действие статьи 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 1 января 1998 г., статей 15 и 16 - с 1 января 1999 г.

Принятые и введенные в действие с 1 сентября 2001г. Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73 Строительные нормы и правила Российской Федерации 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001) также содержат обязанность предусматривать условия жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, равные с остальными категориями граждан, лишь при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий (пункт 1.1 раздела 1 СНиП 35-01-2001). Как указано в преамбуле данного нормативного документа, он выполнен в соответствии с положениями ст.15 (п.1) и ст.17 Градостроительного кодекса РФ, ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ и ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.92г. № 2300-1.

Также принят после введения в действие ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Государственный стандарт РФ «Устройства опорные стационарные реабилитационные» (ГОСТ Р 51261-99), введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 13 апреля 1999г. №123, на нормы которого ссылается истец.

В соответствии со ст.4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, поскольку действие статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» введено с 1 января 1999г., и в ней не оговорено иное, касаемое распространения требований статьи на отношения, возникшие до введения ее в действие, то суд считает, что обязанность ответчиков по соблюдению требований данной нормы может возникнуть только в вышеназванных конкретных случаях.

Между тем, в судебном разбирательстве установлено, что здание библиотеки –филиала №24, согласно технической документации, построено в 1982 году, т.е. не является новым строительством. Реконструкция здания библиотеки не производилась.

Как следует из информации Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» по Республике Бурятия, ранее в помещении библиотеки – филиала №24 МУ "Централизованная библиотечная система" по адресу: <адрес>, располагался магазин (1982г.), затем кафе (2003г.), а по данным инвентаризации 2009г. –библиотека, причем в обоих последних случаях изменилась площадь в связи с перепланировкой (л.л.д.126-127).

Согласно сведениям МУ «Комитет по финансам Администрации г.Улан-Удэ», в библиотеке-филиале №24 МУ «ЦБС г.Улан-Удэ» по адресу: <адрес> были произведены работы по изготовлению и установке металлических решеток, замене светильников, а также проводился капитальный ремонт, согласно муниципальному контракту б/н от 22.12.2008г., заключенному с ООО «<данные изъяты>» (л.л.д.133, 134-138).

Из представленной документации по проведенному капитальному ремонту не следует, что в здании библиотеки – филиала №24 фактически имела место быть реконструкция. Истец в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих проведение реконструкции здания, в ходе которой ответчики своевременно не исполнили свою обязанность по обеспечению доступности для инвалидов данного объекта социальной инфраструктуры, не предоставил.

Доводы представителя истца о том, что произведенные на данном объекте изменения в ходе перепланировок можно расценить как частичную реконструкцию, так как произошло изменение площади объекта, суд не принимает во внимание, поскольку капитальный ремонт и перепланировка помещений по смыслу п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ не являются реконструкцией.

Частью 3 статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Предъявляя настоящие исковые требования о понуждении ответчиков к принятию мер по оборудованию в библиотеке - филиале №24 туалетной кабины (комнаты) с определенными параметрами, доступной для всех категорий граждан, истец не доказал обстоятельства того, что согласованные с общественным объединением инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, ответчиками злостно не исполняются и требуют в этом случае обязательного понуждения в судебном порядке.

При вышеизложенных обстоятельствах, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Бурятия через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья Д.Н. Бадмаева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>1