решение Советского районного суда гор. Улан-Удэ по иску Маншеевой Е.А. к Администрации Советского района гор. Улан-Удэ о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье



Гр.дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 марта 2012 года гор.Улан-Удэ

Советский районный суд города Улан-Удэ в составе судьи Богдановой И.Ю.

при секретаре Далбановой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маншеевой Е.А. к Администрации Советского района гор.Улан-Удэ о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье

у с т а н о в и л:

В суд обратилась истец с названным иском, указав, что в 2008 году её родители были лишены родительских прав. В 2010 года она была прописана в квартире её будущей свекрови – Бальжуровой Н.Б. по <адрес> в <адрес> и включена в договор социального страхования. В сентябре 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о постановке её на учет, однако ей было отказано в том. В ноябре 2011 года Бальжурова приватизировала квартиру и в договоре указано, что она (истец) приобрела право пользования квартирой. Поскольку она не претендует на квартиру Бальжуровой, а только зарегистрирована в ней, просит суд восстановить её право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилье.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Республиканское агентство по делам семьи и детей.

В судебном заседании истец Маншеева Е.А. на требованиях настаивала, просила обязать ответчика поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «сирота», указывая, что она с раннего детства являлась сиротой, поскольку родители не занимались их с сестрой воспитанием, их воспитывала сначала бабушка, затем тётя. Они с сестрой проживали в жилье, предоставленном родственниками и там же были зарегистрированы, затем тетя выписала её и поскольку у неё была необходимость поменять паспорт, она попросила разрешения зарегистрироваться по месту жительства её тогда еще жениха – Маншеева. Мать Маншеева – Бальжурова согласилась прописать её у себя и с того времени она зарегистрирована в квартире по <адрес>. В марте 2011 года она вступила в брак с Маншеевым и стала постоянно проживать с ним в указанной квартире. Другого жилья она не имеет. В квартире никто не зарегистрирован, однако право на проживание в ней имеют еще брат её супруга с семьей (его супруга и новорожденный ребенок). На момент оформления договора социального найма на квартиру свекрови им пояснили, что её (истца) нужно включить в договор. Поскольку она не осознавала последствий включения её в договор, она согласилась с этим и при приватизации квартиры свекровью, за ней закрепили право пользования квартирой, хотя она морального права на эту квартиру не имеет. В связи с указанным, просит суд удовлетворить её требования и учесть, что она является малообеспеченной – не имеет какого-либо дохода, т.к. является студенткой, её супруг находится на срочной службе в армии, она не имеет другого жилья и вообще какого-либо имущества, квартира в которой она проживает в настоящее время вместе со свекровью, 60-х годов прошлого века постройки, бывшее общежитие, квартира не благоустроенная, дом «врос в землю» по самые окна. В связи с указанным, учитывая, что за ней не закреплено какое-либо жилье, просит суд обязать ответчика поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановка на учет необходима для дальнейшего обеспечения её жильем.

Представитель ответчика Администрации Советского района гор.Улан-Удэ Аюшеева Д.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования истца не признала и суду пояснила, что фактически, по документам, истец не приобрела статус сироты, т.к. решение суда о лишении родительских прав её родителей вступило в законную силу по достижении ей 18 лет. Кроме того, истец имеет право на пользование квартирой, предоставленной ей для проживания её свекровью по адресу: <адрес> в которой, даже если учесть всех членов семьи нанимателя Бальжуровой, достаточно площади для проживания сверх учетной нормы для проживания, установленной в гор.Улан-Удэ в размере 11 кв.м. на человека.

Представитель третьего лица - Республиканского агентства по делам семьи и детей в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Маншеева (П.) Е.А., родилась <данные изъяты> года.

Постановлением Администрации Советского района гор.Улан-Удэ от 15 апреля 2008 года установлено попечительство Степановой С.П. над несовершеннолетней Панасюк Е., <данные изъяты> года рождения.

Решением суда Советского района города Улан-Удэ от 23 апреля 2008 года Панасюк С.П. и Панасюк А.В. лишены родительских прав в отношении дочери Панасюк Е., <данные изъяты> года рождения. Решение вступило в законную силу 05 мая 2008 года.

Оценивая в совокупности установленные судом обстоятельства, суд полагает, что истицу возможно отнести к категории детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяются положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку согласно ст. 1 названного закона – детьми оставшимся без попечения родителей признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

При этом доводы представителя ответчика о том, что истца нельзя отнести к такой категории детей, поскольку решение суда о лишении родительских прав её родителей вступило в законную силу по достижению истцом 18 лет, не принимаются судом во внимание, поскольку как следует из решения суда от 15 апреля 2008 года совместное проживание детей – в том числе Панасюк Е. с родителями, прекращено около 15 лет назад. Вследствии установленного факта суд полагает, что фактически с малолетнего возраста истец была лишена родительской опеки и находилась на воспитании третьих лиц.

Также судом установлено, что с момента оставления ребенка родителями, органами опеки названный ребенок не был принят на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей. За все время нахождения истца у третьих лиц, истец на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поставлена не была, что не оспаривалось представителем ответчика. Самостоятельно с таким заявлением истец не обращалась. В настоящее время Маншеева Е.А. не является собственником жилого помещения, не состоит на учете в качестве нуждающейся в социальном жилье, в подтверждение чему суду представлены доказательства.

Согласно распоряжения Администрации Советского района гор.Улан-Удэ от 20 октября 2011 года ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку она включена в договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>.

В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.3).

Согласно ст.8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом РБ «О республиканском бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» и постановлением Правительства Республики Бурятия от 01.11.2007 года № 343, Республиканское агентство по делам семьи и детей является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики в области социальной защиты семьи, женщин и детей. Агентство в соответствии с бюджетным законодательством осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него полномочий.

Согласно ст.32 Закона РБ от 07.12.2007 года № 899-III дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти Республики Бурятия, вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Расходы на обеспечение жилой площадью финансируются за счет средств республиканского бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Бурятия.

Правительством Республики Бурятия принято постановление от 31 марта 2005 года № 102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым утверждено Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно данному постановлению, дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обращаются с заявлением о предоставлении жилой площади в орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в следующем порядке:

- после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения - в орган опеки и попечительства по месту их выявления либо нахождения указанных учреждений;

- после окончания учреждений всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - в орган опеки и попечительства по месту выявления.

Согласно п.11 Положения Республиканское агентство по делам семьи и детей на основании ходатайства органов опеки и попечительства и представленных документов перечисляет денежные средства из республиканского бюджета для обеспечения жилой площадью детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, на их блокированные целевые счета в пределах целевых средств, предусмотренных законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Таким образом, оценив в совокупности приведенные правовые нормы, учитывая, что ни органами опеки и попечительства, обязанными в силу закона выявлять детей, оставшихся без попечения родителей и принимать меры по постановке таких детей на учет как нуждающихся в жилье для дальнейшего их обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни третьими лицами мер к постановке на учет Маншеевой как нуждающейся в жилье не было принято, принимая во внимание, что в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» - задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются в том числе обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства, а также защита прав и законных интересов подопечных, суд считает, что ненадлежащее исполнение обязанностей органами опеки и попечительства Администрации района и третьих лиц в отношении истца, не должно повлечь нарушение её прав, вследствии чего Маншеева должна быть постановлена на учет в качестве нуждающейся в жилье Администрацией Советского района гор.Улан-Удэ, т.к. именно на территории Советского района гор.Улан-Удэ проживала Маншеева и была выявлена как ребенок оставшийся без попечения родителей.

Судом обсуждены доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время истец обеспечена жильем, за ней закреплено право пользования квартирой по <адрес>. Суд не считает, что указанные доводы могут являться основанием для лишения Маншеевой гарантированного государством права на предоставление жилья детям, оставшимся без попечения родителей, каковым она является. При этом суд принимает во внимание, что квартира предоставлялась её нынешнему собственнику Бальжуровой Н.Б. без учета потребности Маншеевой в жилье. Также суд учитывает техническое состояние жилья в котором в настоящее время проживает истец – неблагоустроенная квартира постройки 1965 года.

Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства и перечисленные выше правовые нормы, суд считает, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Маншеевой Е.А. удовлетворить.

Обязать Администрацию Советского района гор.Улан-Удэ поставить Маншееву Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «сирота».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.

<данные изъяты>

Судья: И.Ю.Богданова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>2