РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 26 марта 2012г. Дело № Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Цыденжапов З.А. при секретаре Ильюновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ об обязании обеспечения условий доступности для маломобильных групп населения на тротуары, УСТАНОВИЛ: Прокурор Железнодорожного района г.Улан-Удэ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. Определением суда к участию по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ООО «Три восьмерки плюс». Определением суда к участию по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Российский общественный фонд инвалидов-колясочников "Общество без барьеров". В судебном заседании представитель истца Осипова А.М., действующая на основании доверенности требования иска, а также доводы, содержащиеся в нем, поддержала в полном объеме, просила обязать Администрацию г. Улан-Удэ обеспечить условия доступности для маломобильных групп населения на тротуары, расположенные по ул. Лимонова, г. Улан-Удэ: устроить нормативный заезд с 5 % - ым продольным уклоном на тротуар, расположенный напротив <адрес> от перекрестка до пересечения с автодорогой рядом с проходной ЛВРЗ; устроить переход-заезд с 5 % - ым продольным уклоном через проезжую часть улицы Лимонова, г. Улан-Удэ к парку Орешкова, расположенной напротив входа в парк; устроить заезды с тротуара на автостоянку с 5 % - ым продольным уклоном, расположенную рядом с парком Орешкова со стороны проходной ЛВРЗ; возложить на ответчиков судебные расходы. Кроме того просила установить ответчику срок исполнения требований до 01.07.2012 года. Представитель ответчика по доверенности Хамеруев Д.Ю. исковые требования не признал, суду пояснил, что предметом исковых требований Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ является обязание Администрации г.Улан-Удэ обеспечить условия доступности для маломобильных групп населения на тротуары по ул.Лимонова, г.Улан-Удэ. Другими словами на Администрацию г.Улан-Удэ в принудительном порядке должна быть возложена обязанность по обеспечению условий для инвалидов. Каким именно образом следует обеспечить такие условия истец не уточняет. Следовательно, ответчик вправе самостоятельно выбирать способ исполнения. Между тем, Администрация г.Улан-Удэ в лице своего структурного подразделения МУ «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» добровольно взяла на себя обязательства по обеспечению таких условий путем заключения трехстороннего Соглашения от 23.03.2012 Б/Н. Согласно условиям данного соглашения Администрация г.Улан-Удэ в лице Комитета поручает, а ООО «Три восьмерки плюс» обязуется выполнить работы по обеспечению условий доступности для маломобильных групп населения на тротуары по ул.Лимонова, г.Улан-Удэ. Таким образом, Администрация г.Улан-Удэ обеспечила создание соответствующих условий добровольно. Считал, что если ответчик в добровольном порядке уже возложил на себя такую обязанность, то суд принудительно повторно данные обязанности возлагать не должен. На основании изложенного, считал, что предмет спора в настоящее время отсутствует, в связи с чем, просил суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. В судебном заседании специалист Ж. пояснил, суду что в п. 14.1 главы 1 Градостроительного Кодекса РФ дается понятие реконструкции линейных объектов, как изменения параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. Считал, что в данном случае была произведена реконструкция, были изменены размеры тротуара, появилась авто стоянка, сделали новое покрытие тротуара, было асфальтовое, теперь плиточное. В судебное заседание представители третьих лиц не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, настоящий Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как следует из п.п. 1, 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Тротуары и другие сооружения, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог. В Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" под тротуаром понимается элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Учитывая вышеизложенные требования законодательства, органы местного самоуправления обязаны обеспечить и создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры - тротуарам, расположенным по ул. Лимонова, г. Улан-Удэ. В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не отрицается стороной ответчика, что в нарушение положений п.п. 3.3, 3.4 части 3 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 года № 73, на перекрестке <адрес> напротив <адрес> проезда к проходной ЛВРЗ высота бортового бордюрного камня в месте пересечения тротуара с проезжей частью превышает 0,04м, отсутствует 5 %-ый продольных уклон путей движения для съезда с пешеходной дорожки. На пешеходном переходе (с двух сторон) через автодорогу, расположенном напротив входа в парк им. Орешкова отсутствует 5 %-ый продольный уклон путей движения для съезда с пешеходной дорожки через пешеходную часть дороги, что является нарушением п. 3.3 части 3 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». На автостоянке возле парка им. Орешкова в нарушение п.п. 3.3, 3.4 ч. 3 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» отсутствует понижение бортового камня до 0,04 м для выезда со стоянки, отсутствуют также пологие 5 %-ые продольные уклоны путей движения для выезда на пешеходную дорожку. Имеющийся разрыв бордюрного камня для выезда маломобильных групп населения с автомобильной стоянки выходит непосредственно на проезжую часть дороги и сторону здания ЛВРЗ, а не на тротуар или пешеходный переход. Указанные нарушения создают препятствия для передвижения пешеходов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, передвигающихся на креслах-колясках. Ответчиком не исполняются требования вышеуказанных норм права, чем нарушаются права маломобильных групп населения. При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Доводы представителя ответчика о том, что ответчик в добровольном порядке уже возложил на себя такую обязанность и суд принудительно повторно данные обязанности возлагать не должен суд не принимает во внимание по следующим основаниям. В подтверждение своих доводов суду представлен договор от 23.03.2012 года, согласно условиям которого Администрация г.Улан-Удэ в лице Комитета поручает, а ООО «Три восьмерки плюс» обязуется выполнить работы по обеспечению условий доступности для маломобильных групп населения на тротуары по ул.Лимонова, г.Улан-Удэ. Указанное соглашение заключено после предъявления иска прокурором в суд и на момент рассмотрения дела нарушение, заключающееся в отсутствии доступа к объектам социальной инфраструктуры для инвалидов, не устранено. Наличие договора от 23.02.2012 года не препятствует решению указанного вопроса в судебном порядке и не свидетельствует об отсутствии предмета иска. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Администрацию г. Улан-Удэ обеспечить условия доступности для маломобильных групп населения на тротуары, расположенные по ул. Лимонова, г. Улан-Удэ в срок до 01 июля 2011 года: -устроить нормативный заезд с 5 % - ым продольным уклоном на тротуар, расположенный напротив <адрес> от перекрестка до пересечения с автодорогой рядом с проходной ЛВРЗ; -устроить переход-заезд с 5 % - ым продольным уклоном через проезжую часть улицы Лимонова, г. Улан-Удэ к парку Орешкова, расположенной напротив входа в парк; -устроить заезды с тротуара на автостоянку с 5 % - ым продольным уклоном, расположенную рядом с парком Орешкова со стороны проходной ЛВРЗ. Решение может быть обжаловано в течение 30 дней в Верховный суд Республики Бурятия через Советский районный суд г.Улан-Удэ. Судья З.А. Цыденжапов 2