Гр.дело ... Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 03 мая 2012 года гор.Улан-Удэ Советский районный суд гор.Улан-Удэ в составе судьи Богдановой И.Ю. при секретаре Шатаевой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баргуевой М.Р. к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ о восстановлении нарушенного права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета у с т а н о в и л: истец обратилась в суд с названным иском, указав, что с 10 ноября 1997 года она состоит на учете в Администрации Баунтовского района РБ на получение жилищной субсидии в связи с переселением из района Крайнего Севера. Её очередь была под № 11. На пенсию по старости она вышла в июне 2001 года. До настоящего времени она не обеспечена субсидией, тогда как граждане, вставшие в очередь позже неё (79 человек) такую субсидию уже получили. В связи с указанным просит суд признать незаконными действия ответчика по выдаче жилищных субсидий из средств бюджета без учета даты постановки на учет граждан, относящихся к другим категориям лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, восстановить её нарушенное право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, обязав ответчика выделить жилищный сертификат в 2012 году за счет средств федерального бюджета Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Баунтовского района РБ и Министерство экономики РБ. Истец Баргуева М.Р. в судебное заседание не явилась, направив суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Её представитель по доверенности Бланк В.А. в судебном заседании на требованиях истца настаивал, поясняя, что поскольку истец была поставлена на учет в 1997 году, жилищную субсидию она должна была получить до 2002 года, т.к. за период с 1998 по 2002 год субсидии были получены 79 гражданами Баунтовского района, а истец будучи в очереди под № 11 субсидией обеспечена не была. Полагал, что указанное обстоятельство является основанием для обеспечения истца субсидией ответчиком. Также полагал, что она незаконно до настоящего времени не обеспечена субсидией и в связи с тем, что ответчиком неправомерно создана практика обеспечения жилищными субсидиями в первую очередь граждан из категории «инвалиды». Несмотря на то, что такая категория граждан действительно имеет право на внеочередное предоставление субсидии, однако указанные граждане должны обеспечиваться субсидиями в зависимости от времени постановки их на учет. Поскольку истец была постановлена на учет в 1997 году, а граждане-инвалиды за указанный год уже все обеспечены жильем и выдаются субсидии такой категории граждан вставшим на учет после нее, считает, что указанным нарушаются права истца. Просил учесть, что в настоящее время очередь истца 554 и с каждым годом она отодвигается дальше. Указанное обстоятельство само по себе является нарушением прав истца. Просил требования истца удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика по доверенности Меркушева Н.Ю., возражала против удовлетворения требований истца, поясняя, что в настоящее время истец состоит в общем списке нуждающихся в жилищной субсидии граждан по Республике Бурятия под № 554 по категории «пенсионеры». Увеличение её номера очереди объясняется тем, что список граждан является сводным по республике, а кроме того в очередь по категории «Пенсионер» истец была переведена лишь по достижении ею пенсионного возраста в 2001 году. До 2012 года законом была установлена очередность, предусматривающая погашение каждой последующей очереди только после погашения предыдущей, т.е. в первую очередь обеспечивались жилищными субсидиями граждане выезжающие и закрывающихся поселков (пос.Тонельный) и граждане, состоящие в очереди по категории «инвалиды». При этом иные очереди не обеспечивались субсидиями до тех пор, пока имеются лица, состоящие в очередях первых категорий. С 2012 года такой порядок изменен и дано право субъектам федерации 30% сумм от предоставляемых субсидий распределять по другим очередям граждан (помимо «инвалидов»). В настоящее время Народным Хуралом принят Закон согласно которого 20% от суммы субсидий выделяемых на Республику Бурятия будет распределяться на граждан по категории «пенсионеры», 5% - на безработных граждан и 5% на работающих граждан. Право истца на получение социальной выплаты на улучшении жилищных условий не оспаривается, истец будет обеспечена такой выплатой в порядке очереди, оснований для обеспечения истца субсидией вне очереди, не имеется. Также поясняла, что ответчиком выдавались сертификаты только гражданам – инвалидам, иным категориям граждан сертификаты не выдавались, если они и получали субсидии, то только по другим программам за счет других средств. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Судом установлено, что Баргуева М.Р. проживает в с. Багдарин Баунтовского района Республики Бурятия - в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на основании Указа Президента РФ № 295 от 25 марта 1992 года. Имея необходимый стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 10.11.1997 года была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье по месту своего проживания в администрации Баунтовского района Республики Бурятия. Право Баргуевой на получение жилищной субсидии ответчиком не оспаривается. В соответствии со ст.2 названного Федерального закона установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации; во вторую очередь - инвалидам I и II групп, а также инвалидам с детства; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и далее. В связи с внесенными в названный Федеральный закон изменениям (на основании Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ) с 1 января 2012 года в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам и далее. Исходя из буквального толкования приведенной нормы права (в редакции закона, действовавшей до 1 января 2012 года), следует, что очередность получения жилищной субсидий определяется социальным положением граждан и преимущественное право на субсидию имеют наиболее социально незащищенные граждане перед иными категориями граждан, имеющими право на обеспечение их жильем посредством выдачи субсидии на его приобретение. При этом выделение средств для каждой последующей категории очередников производилось после предоставления субсидий всем очередникам предыдущей категории. При таких обстоятельствах, суд полагает, что нарушений прав истца действиями ответчика не имеется, поскольку предоставление субсидии истцу как участнику федеральной программы «Жилище» в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возможно лишь после обеспечения такими средствами граждан, состоящих в предыдущей очереди (до 1 января 2012 года очередей первой и второй категории – выезжающих из закрывающихся населенных пунктов (по Республике Бурятия к данной категории относились жители пос. Тоннельный, в настоящем, все они обеспечены жилищными субсидиями) и инвалидов). Таким образом, требования истца в связи с тем, что она постановлена в очередь ранее граждан признанных инвалидами и получающими ранее неё субсидии потому должна быть обеспечена субсидией в порядке очередности по времени постановки на учет, удовлетворению не подлежат. Доводы представителя истца о том, что поскольку Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 предусмотрено, что списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году должны формироваться в том числе и в зависимости от даты постановки их на учет, что свидетельствует о правомерности требований истца, судом обсуждены. Суд не считает возможным согласиться с данным доводом представителя истца, поскольку именно Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей» установлены условия и порядок предоставления гражданам жилищной субсидии, в том числе и очередность обеспечения определенных категорий граждан жильем. Главенствующим источником права в этом случае является Федеральный закон, вследствии чего признать основанием для удовлетворения требований истца только правила, установленные Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года, нельзя. Доводы истца о том, что 79 граждан получили жилищные сертификаты, а она будучи в очереди под № 11 такого сертификата не получила, что является нарушением её права судом также обсуждены. Указывая на то, что 79 граждан получили жилищные субсидии, истец представляет суду в качестве доказательства письмо МО «Баунтовский эвенкийский район» (л.д.8) согласно которого за период с 1998 года по 2002 год 79 граждан района получили жилищные субсидии в соответствии с ФЗ-131 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 июля 1998 года. Указанный Федеральный закон действовал в период с 31 июля 1998 года по 1 января 2003 года. В связи с указанным, учитывая, что истец, обращаясь в суд с иском мотивирует свои требования положениями Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года и требует удовлетворения её требований за счет Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, суд не находит указанный довод истца состоятельным, поскольку выделение сертификатов указанному количеству граждан имело место быть до принятия ФЗ № 125-ФЗ, при этом обязанность ответчика по составлению списков граждан на получение ГЖС (и соответственно включение в такой список истца) возникла с 2006 года. Доказательств тому, что ответчиком в нарушение закона выдавались жилищные субсидии из средств федерального бюджета без учета даты постановки на учет граждан по определенной категории или иным категориям граждан кроме инвалидов, суду не представлено, потому указанный довод стороны истца является бездоказательным. Требования истца о том, что она имеет право на получение сертификата в 2012 году ничем не мотивирован, не основан на нормах права, потому удовлетворению также не подлежат. Учитывая, что в соответствии со ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, принимая во внимание установленные судом обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца, потому в иске должно быть отказано. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Баргуевой М.Р. к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ о восстановлении нарушенного права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ. Судья: И.Ю.Богданова 2