Исковое заявление Прокурора Советского района гор. Улан-Удэ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации гор. Улан-Удэ о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, очистке дворовой



гр. дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 мая 2012 года судья Советского районного суда гор. Улан-Удэ Республики Бурятия Цыденжапов З.А., при секретаре Ильюновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района гор. Улан-Удэ к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности по принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, очистке дворовой уборной, дворовых помойниц на территории жилых домов по ...,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Улан-Удэ с вышеуказанным исковым заявлением.

Определениями суда для участия в деле в качестве третьих лиц привлечены МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ», медицинский центр ООО «Нефрон», Матханова Д.Г.

В судебном заседании представитель истца на основании доверенности Дамбаева О.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что прокуратурой района проведена проверка по заявлению жителей ..., в ходе которой выявлены нарушения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления. К проверке привлечен госинспектор Бурприроднадзора, вместе с которым обследована территория возле жилых домов по ..., в результате чего обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов: на расстоянии 7 метров от жилого ...; на расстоянии 10 метров от жилого ...; на расстоянии 20 метров от жилого .... Кроме того, дворовая уборная, дворовые помойницы напротив жилого ... переполнены нечистотами, отходами. Согласно сведениям Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ территория находится в муниципальной собственности г. Улан-Удэ. При этом жилые ... ... по ... на обслуживании управляющих организаций, ТСЖ не состоят, что подтверждается информацией Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, а также Администрации Советского района г. Улан-Удэ. При таких обстоятельствах, также учитывая, что законодательством организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, Администрация г. Улан-Удэ обязана принять меры по очистке от отходов территории и дворовой уборной домов ... и ... по ..., устройству дворовой помойницы. Данная обязанность вытекает из положений ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 25 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ». Согласно приведенным нормам к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Содержание в чистоте дворовых уборных, дворовых помойниц также предусмотрено санитарными требованиями, а именно п. 2.3.1., 2.3.3.- 2.3.5. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территории населенных мест». До предъявления иска в суд, прокуратурой был сделан запрос в КУИиЗ г. Улан-Удэ о том, кому принадлежит территория, на которой находится свалка. Был получен ответ, о том, что это земельный участок принадлежащий муниципалитету. Так же был сделан запрос о том, находится ли территория под управлением каких - либо ТСЖ, управляющих компаний. Ответ был получен о том, что нет. Ответчик выдвинул довод о том, что указанная территория прилегает к территории иных собственников. Однако документально это не подтверждено. Не понятно, какой нормой закона регламентируется то, что юридические лица, территории которых прилегают к муниципальным территориям должны убирать свалки. Просила возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, очистке дворовой уборной, дворовых помойниц на территории жилых домов по ....

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Цыдыпова Д.С. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что администрация организовывает уборку, производит выбор управляющей организации, организует конкурсы, но никто не является. Жильцы многоквартирных домов могут самостоятельно заключать договора с Комбинатом на уборку мусора, но они этого не делают. 11.03.2011 г., совместно с представителем прокуратуры, представителем Бурприроднадзора Левиным А.А., осуществили выезд на место свалки, указанной в п. 3 искового заявления на расстоянии 20 метров от жилого .... На месте было установлено, что территория огорожена забором, где производятся строительные работы. Один земельный участок около ..., с кадастровым номером: 03:24:01/206:12:308, принадлежит медицинскому центру ООО «Нефрон», второй, около д. №29, принадлежит Матхановой Д.Г., однако указанное обстоятельство документально подтвердить не могут. По визуальному осмотру было установлено, что свалки прилегают к территориям юридических лиц. Норма права о том, что юридические лица обязаны убирать прилегающую территорию указана в Правилах по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе, принятых Городским Советом депутатов №280-21 от 21.04.2010 года. В п. 4.2 правил указано, что граница ответственности хозяйствующих субъектов устанавливается по бордюрному камню. В п. 4.4.14 правил указано, что за уборку и содержание территории хозяйствующих субъектов, прилегающих на территорию общего пользования, на хозяйствующих субъектов возлагается ответственность по уборке данных прилегающих территорий. Границы ответственности устанавливаются по бордюрному камню или путем деления расстояния между границами соседних земельных участков пополам, но не более 50 метров. Наличие свалок не отрицала.

Представитель третьего лица МБУ "Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ" в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель третьего лица МБУ "Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ" Чепелева Н.М. суду пояснила, что не согласна с исковыми требованиями, считала их не обоснованными. МБУ "Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ" осуществляет свою деятельность только в рамках муниципального задания. Уборка придомовых территорий не входит в обязанности МБУ. Свалки по ул. Шмидта убрали, имеется акт выполненных работ №14 от 31.01.2012 года на исполнение муниципального заказа по уборке несанкционированных свалок. О том, что имеется исковое заявление, узнали только 15 февраля 2012 года, поэтому не знали, что при ликвидации указанных несанкционированных свалок нужно приглашать кого-либо.

В судебном заседании специалист Бурприроднадзора Левин А.А. пояснил, что работает государственным инспектором Бурприроднадзора 4 года. В данной системе работает с 1989 года. Выезжал 07.12.2011 года и 21.12.2011 года на проверку проведенную прокуратурой района по заявлению жителей ..., в ходе которой были выявлены нарушения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления. Была обследована территория возле жилых домов по ..., в результате чего обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов: на расстоянии 7 метров от жилого ...; на расстоянии 10 метров от жилого ...; на расстоянии 20 метров от жилого .... Кроме того, дворовая уборная, дворовые помойницы напротив жилого ... переполнены нечистотами, отходами. Дворовая уборная и дворовая помойница общие на два дома. Указанные свалки образовались по вине Администрации города. Обязанности по сбору и утилизации лежат на органах местного самоуправления, что четко прописано в законе «Об охране окружающей среды», в ФЗ «Об отходах производства и потребления», законе «О местном самоуправлении». Если у жильцов ... нет управляющей компании, то это вина Администрации города, они обязаны этим делом заниматься. В п. 1 ст. 13 Требований к обращению с отходами на территории муниципальных образований указано, что учитывая, что жильцы не являются участниками правоотношений по обращению с отходами, функции по обращению с отходами при размещении отходов населения, выполняя муниципальный заказ, осуществляют муниципальные унитарные предприятия, юридические лица других организационно-правовых форм в рамках осуществления своей основной деятельности. Таким образом, отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования как юридического лица, что создает последующую обязанность по их сбору, вывозу, утилизации и переработке. Есть также положение о Комитете городского хозяйства, в котором все расписано, кто и что должен убирать.

В судебное заседание представитель третьего лица медицинского центра ООО «Нефрон», Матханова Д.Г.. не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещены.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.

Прокуратурой района по заявлению жителей ..., со специалистом Бурприроднадзора проведена проверка, в ходе которой обследована территория возле жилых домов по ..., в результате чего обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов: на расстоянии 7 метров от жилого ...; на расстоянии 10 метров от жилого ...; на расстоянии 20 метров от жилого .... Кроме того, дворовая уборная, дворовые помойницы напротив жилого ... переполнены нечистотами, отходами. Результаты проведенных проверок администрацией гор. Улан-Удэ не оспаривались. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и его требования направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав населения города Улан-Удэ, в частности, на благоприятную окружающую среду. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. Пунктом первым ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.21 вышеназванного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В силу ст.22 этого же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст.13 вышеназванного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21 апреля 2010 года № 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территории, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, в соответствии с которым объектами санитарной очистки и уборки являются территория индивидуального жилого сектора, дворовые территории., уличные и микрорайонные проезды, улицы, парки, скверы, площади, газоны, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций, места уличной торговли и гаражных кооперативов (п.1.3). Указанные Правила устанавливают, что общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г. Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов (п. 1.5). Согласно требованиям санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988г. N4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не приняты достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, что привело к образованию несанкционированных свалок бытовых отходов на территории Советского района г.Улан-Удэ возле жилых домов ... обстоятельство по существу нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Как установлено в судебном заседании к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п. 2.3.1 СанПин42-128-4690-88, для сбора жидких отходов в неканализированных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Помещения дворовых уборных должны содержаться в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода. Указаным санпином определяется порядок организации системы сбора, временного хранения, вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий.

Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.

Требование прокурора основано на нормах действующего законодательства, предусматривающего обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Доводы представителя ответчика о том, что обязанность по соблюдению чистоты лежит на ООО «Нефрон» и Матхановой Д.Г. суд не принимает во внимание, поскольку ответчиком не представлено никаких доказательств, безусловно и бесспорно свидетельствующих о наличии указанной обязанности у данных лиц. Обязанность по принятию мер к организации очистки территорий муниципального образования лежит на ответчике.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию гор. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, очистке дворовой уборной, дворовых помойниц на территории жилых домов по ... в срок до 01 августа 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 30 дней путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

Судья: Цыденжапов З.А.

Копия верна

Судья: Цыденжапов З.А.

Секретарь с/з: Ильюнова Л.А.

Подлинник решения находится в Советском районном суде ..., в гражданском деле ...