РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 09 июня 2012г. Дело ... Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Бадмаевой Д.Н. при секретаре Шоноевой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Т.Н. к ГУ Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ по РБ о включении периода работы в специальный стаж, УСТАНОВИЛ: Васильева Т.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ по РБ, в котором просила признать за ней право на льготную трудовую пенсию, включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период работы с 15 июля 1999г. по 07.01.2002г. (всего 2 года 5 мес. 22 дня) в Удинской средней общеобразовательной школе – ВУЗ в должности учителя начальных классов, признать незаконным решение ГУ Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ по РБ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии; назначить выплату пенсии с момента обращения в ГУ УПФР в Хоринском районе филиале ОПФР по РБ, т.е. с 09 апреля 2012г. Определением суда от 05.05.2012г. по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Удинская средняя общеобразовательная школа». В судебном заседании истец Васильева Т.Н. заявила о частичном отказе от заявленных требований – в части признания незаконным решения ГУ Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ по РБ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии. Заявление истца судом удовлетворено, производство по делу в указанной части прекращено, о чем вынесено определение суда от 09.06.2012г. Оставшиеся исковые требования истец Васильева Т.Н. поддержала, настаивала на полном их удовлетворении. Суду пояснила, что 09 апреля 2012г. она обратилась в ГУ УПФР в Хоринском районе о назначении ей досрочной трудовой пенсии, как работнику имеющей 25-летний стаж трудовой педагогической деятельности. Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) по РБ отказал ей в назначении пенсии, исключив из льготного стажа период с 15 июля 1999г. по 07 января 2002г. в должности – учителя начальных классов Удинской средней общеобразовательной школе – ВУЗ. Свой отказ ответчик мотивировал тем, что на дату обращения период ее работы в должности учителя начальных классов составляет 23 года 04 месяца 2 дня, при требуемой продолжительности 25 лет и вышеуказанный период с 15 июля 1999г. по 07 января 2002г. исключен из льготного стажа, т.к. сдвоенное название «школа-ВУЗ» не предусмотрено действующим законодательством. По мнению истца, из-за переименования школы на «школа-ВУЗ» она потеряла право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. В данный период она работала учителем начальных классов и выполняла свои прежние функции, переименование школы ее не коснулось, иные обязанности ей не вменялись, она продолжала выполнять свои функциональные обязанности в прежнем объеме. Просила иск удовлетворить Представители ответчика ГУ Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ по РБ Трунева О.Б. и Кукшинов С.Ю., действующие на основании доверенностей, исковые требования Васильевой Т.Н. не признали, подтвердив доводы, изложенные в представленных суду письменных возражениях. В удовлетворении исковых требовний просили отказать. Представитель третьего лица МБОУ «Удинская средняя общеобразовательная школа» в суд не явился, хотя о дате, времени и месте проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом, в адрес суда направил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Выслушав участников процесса, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее –Закон о трудовых пенсиях) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В указанном Списке, а также в ранее действовавших Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью предоставлено учителям школ всех наименований - Список № 781, начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов - Список N 1067, Школы и школы - интернаты всех типов и наименований, школы - детские сады - Список № 463. Ссылаясь на то, что сдвоенное наименование учреждения Школа-ВУЗ не предусмотрено вышеуказанными Списками, ответчик пришел к выводу о том, что период работы истца с 15.07.1999г. по 07.01.2002г. не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно требованиям п.п.19 п.1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях. Как следует из материалов дела, в спорный период истец работала в должности учителя начальных классов в Удинской средней общеобразовательной школе – ВУЗ. Из трудовой книжки истца следует, что приказом №32 от 01.10.1992г. Васильева Т.Н. была принята переводом на работу в Удинскую среднюю школу на должность учителя начальных классов, где работает по настоящее время. Согласно архивной справке Администрации МО «Хоринский район» от 07.11.2011г. №С-583, на основании постановления главы администрации Хоринского района «О регистрации Удинского образовательного комплекса «Школа-ВУЗ»»от 03 марта 1995 года №37 произведена государственная регистрация Удинского общеобразовательного комплекса «Школа-ВУЗ» (без образования юридического лица); на основании постановления администрации Хоринского района «О государственной перерегистрации Уставов учреждений образования района в новой редакции с правом юридического лица с основным видом деятельности: образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ» от 15июля 1999 года №96 произведена государственная регистрация Удинской средней общеобразовательной школы-ВУЗ, регистрационный №291; на основании постановления администрации муниципального образования «Хоринский район» «Об утверждении уставов муниципальных образовательных учреждений района в новой редакции» от 20 марта 2006 года №44 утвержден Устав Муниципальной средней общеобразовательной школы «Удинская средняя общеобразовательная школа». Из представленного в материалы дела копии Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Удинская средняя общеобразовательная школа-ВУЗ» (зарегистрирован 15.07.1999г.№96, регистрационный №291) следует, что к числу основных задач Учреждения относится освоение его учащимися основного общего и среднего общего образования. Для реализации основных задач предусмотрено право учреждения разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы с учетом государственных образовательных стандартов. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: 1 ступень – начальное общее образование, 2 ступень-основное общее образование, 3 ступень-среднее (полное) общее образование. Обучающиеся в учреждении имеют право на получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными стандартами. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20 декабря 2005г. №25 разъяснил судам, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). условия осуществления образовательной деятельности соответствуют требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям. Действовавшим ранее Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990г. №340-1 (на период начала трудовой педагогической деятельности истца Васильевой) также предусматривалось, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет (ст. 80 Закона РФ). В соответствии с Законом РФ "Об образовании", педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Указанные нормативные акты не связывают возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в РФ", вступившим в законную силу с 01.01.2002г., правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с такой профессиональной деятельностью, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности педагогической деятельностью в учреждениях для детей; при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования учреждения. В судебном заседании установлено, что Муниципальное общеобразовательное учреждение «Удинская средняя общеобразовательная школа-ВУЗ» с момента своей деятельности относилось к общеобразовательному учреждению и по своему статусу являлось средней общеобразовательной школой, имеющей право на выдачу выпускникам документов государственного образца об образовании. В своей деятельности школа руководствовалась Законом РФ и субъекта «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении в Российской Федерации. Основной задачей учреждения являлось освоение его учащимися основного общего и среднего общего образования. Для реализации основных задач предусматривалось право учреждения разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы с учетом государственных образовательных стандартов. Все годы школа осуществляла образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: 1 ступень – начальное общее образование, 2 ступень-основное общее образование, 3 ступень-среднее (полное) общее образование. Кроме того, само наименование Муниципальное общеобразовательное учреждение «Удинская средняя общеобразовательная школа-ВУЗ» не является нормативным. Осуществляемые истцом функциональные обязанности в должности учителя начальных классов полностью соответствовали целям и задачам общеобразовательного учреждения, ею выполнялась работа без изменения трудовой функции по федеральным стандартам, используемым во всех средних общеобразовательных школах Российской Федерации. Установленные судом обстоятельства подтвердились также показаниями свидетелей С., К., М, Д коллег истца Васильевой Т.Н., пояснявших о том, что в целях подготовки старшеклассников к дальнейшему поступлению в ВУЗы школа стала применять различные инновации, у них появились спецкурсы для учащихся 10-11 классов (3 ступень) «Бухгалтерский учет, основы фермерского хозяйства», «Тракторист-машинист 3 класса», которые велись преподавателями из БСХА и БГУ, они приезжали вести спецкурсы только по субботам и воскресеньям. По окончании спецкурсов выпускники получали соответствующие свидетельства об окончании и поступали на льготной основе в ВУЗы -БГСХА и БГУ. 1 и 2 ступени образования, т.е. начальные и средние классы не были задействованы в эти инновации, поэтому остальной общеобразовательный процесс не менялся. Васильева Т.Н., как учитель начальных классов, продолжала работать по полной ставке 20 часов, с классным руководством, и продолжала вести обычные уроки по традиционной системе, никаких доплат в связи с изменением статуса школы не получала. При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что трудовая деятельность Васильевой Т.Н. в период с 15.07.1999г. по 07.01.2002г. проходила в общеобразовательном учреждении - основной общеобразовательной школе, работа при этом ею выполнялась при нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, то есть на полную ставку, без изменения функциональных обязанностей. Данное обстоятельство позволяет суду прийти к выводу о том, что указанный период работы истца в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Удинская средняя общеобразовательная школа-ВУЗ» подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Учитывая, что с включением указанного периода у истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии возникает право на досрочную трудовую пенсию по старости, поскольку ее специальный стаж составляет более 25 лет, суд считает необходимым обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения с заявлением о назначении пенсии. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Васильевой Т.Н. удовлетворить. Обязать Центр по установлению и выплате пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Республике Бурятия включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью Васильевой Т.Н. период работы в должности учителя начальных классов в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Удинская средняя общеобразовательная школа-ВУЗ» с 15.07.1999г. по 07.01.2002г. и назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения с 09.04.2012г. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд гор. Улан-Удэ. Судья Д.Н. Бадмаева