исковое заявление прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанностей



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации №

26 апреля 2011 года Судья Советского районного суда гор. Улан-Удэ Республики Бурятия Васильева С.Д., при секретаре Гармаеве М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района гор. Улан-Удэ к администрации муниципального образования «город Улан-Удэ» об уборке территории от мусора и бытовых отходов,

У с т а н о в и л:

В суд обратился прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Улан-Удэ о принятии мер по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вблизи дома № 30/2 и дома № 30/1 по ул. Шмидта в гор. Улан-Удэ и очитке дворовой уборной.

Из существа иска следует, что прокуратурой района в ходе проведения проверки по жалобе Алсыева М.М. с участием специалиста Республиканской службы по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды, животного мира и леса выявлены со стороны ответчика нарушения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенные ответчиком в непринятии мер на очистку территории и ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вблизи жилых домов по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Шмидта, 30/1 и ул.Шмидта, 30/2 объемами 12 куб.м. и 10 куб.м., соответственно. Данные нарушения нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В связи с чем в интересах неопределенного крагу лиц просил суд обязать администрацию гор. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных по вышеуказанным адресам и очистке дворовой уборной.

Определением суда требования прокурора в части заявленных требований об очистке уборной прекращены в связи с отказом от иска.

В судебном заседании представитель прокурора Советского района по доверенности Пилипенко О.В. исковые требования в оставшейся части поддержала.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Мотоева М.К. иск не признала, пояснив суду, что в полномочия Администрации г.Улан-Удэ не входит вопрос ликвидации свалок. Администрация г. Улан-Удэ является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. В соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Администрация г. Улан-Удэ обязана обеспечить организацию сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов. Статья 5 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010г. №1254-1У «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» (далее - Закон об отходах) обязывает физических лиц заключать договоры на сбор и вывоз отходов в соответствии с федеральным законодательством. Прокурор в своем иске указал на свалки как на бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения, соответственно собственники и наниматели данных жилых домов, должны организовать вывоз бытовых отходов путем заключения договоров на их вывоз. Однако, Администрация г. Улан-Удэ не обязана осуществлять вывоз бытовых отходов, находящихся возле жилых домов по ул. Шмидта 30/1 и 30/2. В соответствии с ч.4 ст. 161 Жилищного кодекса орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Комитетом городского хозяйства был организован открытый конкурс по выбору управляющей организаций для многоквартирных домом, расположенных на территории г. Улан-Удэ. в перечне которого были включены жилые дома по ул.Шмидта 30/1 и 30/2. Однако от юридических лиц заявок для участия в конкурсе не поступило. В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ 13.08.2006г. №491, в перечень работ по содержанию общего имущества включен сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов, проведению работ по уборке придомовых территорий возложена на собственников и нанимателей жилья, поскольку земельные участки, прилегающие к жилым домам, являются их общим имуществом. Кроме того, данный земельный участок является государственной собственностью. Просила суд отказать в иске.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.

Прокуратурой района по жалобе Алсыева М.М. со специалистом Республиканской службы по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды, животного мира животного мира и леса проведена, в ходе которого установлено, что на территории Советского района г.Улан-Удэ, а именно, возле жилых домов № 30/1 и дома № 30/2 по ул. Шмидта в гор. Улан-Удэ расположены несанкционированные свалки бытовых отходов, объемами 12 м3 и 10 м3.

Результаты проведенных проверок администрацией гор. Улан-Удэ не оспаривалась.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и его требования направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав населения города Улан-Удэ, в частности, на благоприятную окружающую среду. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом первым ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.21 вышеназванного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В силу ст.22 этого же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.13 вышеназванного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21 апреля 2010 года № 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территории, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, в соответствии с которым объектами санитарной очистки и уборки являются территория индивидуального жилого сектора, дворовые территории., уличные и микрорайонные проезды, улицы, парки, скверы, площади, газоны, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций, места уличной торговли и гаражных кооперативов (п.1.3)

Указанные Правила устанавливают, что общую координацию деятельности городских служб в области санитарной очистки, содержания улиц, автодорог и тротуаров, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Улан-Удэ осуществляют заместитель мэра г. Улан-Удэ по развитию инфраструктуры, руководители администраций районов (п. 1.5).

Согласно требованиям санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988г. N4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не приняты достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, что привело к образованию несанкционированных свалок бытовых отходов на территории Советского района г.Улан-Удэ возле жилых домов № 30/1 и 30/2 по ул. Шмидта.

Указанное обстоятельство по существу нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя ответчика о том, что в силу закона на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, не предусмотрена действующим законодательством, суд находит не основанными на законе.

Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.

Судом не принимаются во внимание доводы представителя ответчика о том, что собственники и наниматели жилых домов, возле которых организованы несанкционированные свалки в виде бытовых отходов обязаны заключать договора на их вывоз с управляющими компаниями, поскольку земельный участок, прилегающий к данным жилым домам, является их общим имуществом.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

Между тем, из ответа руководителя Управления Росреестра по РБ Шаргаевой И.В. следует, что сведения о земельном участке напротив дома по ул. Шмидта 30/1 обозначенном на чертеже градостроительного плана, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Таким образом, ответчиком не представлено доказательств о принадлежности земельных участков, на которых организована несанкционированная свалка к общему имуществу собственников жилых домов № 30/1 и № 30/2 по ул. Шмидта, равно как и доказательств, что данную свалку организовали жильцы данных домов.

Кроме того, суд считает, что отсутствие у физических лиц договоров с организациями, осуществляющими сбор и вывозов отходов, не освобождает ответчика от соблюдения требований законодательства, возложенных на него.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика Адактуева в обосновании возражений на иск прокурора, ссылалась на то, что одна из территорий, на которых организована несанкционированная свалки, обслуживается ЖЭУ -2, другая территория принадлежит на праве собственности физическому лицу, который и должен организовывать мероприятия по вывозу бытовых отходов со своей территории.

Между тем, согласно показаний директора ЖЭУ-2 Бохоева В.А. следует, что они с октября 2010 года прекратили осуществлять вывоз мусора с данных домов, поскольку до настоящего времени собственниками данных жилых домов не выбран способ управления данными домами, не избрана управляющая компания, и соответственно в отсутствие договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов с собственниками домов, у ЖЭУ-2 нет какой-либо обязанности оказывать услуги по вывозу отходов с данной территорию.

У суда с учетом показаний директора ЖЭУ-2 Бохоева В.А. нет законных оснований возлагать на него уборку и вывоз бытовых отходов с указанных выше территорий.

Стороной же ответчика не представлены доказательства об обслуживании указанных выше территорий ЖЭУ-2 и другими управляющими компаниями.

Представителем истца суду представлена карта, истребованная с Управления архитектуры и градостроительства гор. Улан-Удэ, в соответствии с которой, несанкционированная свалка возле жилого дома № 30/2 по ул. Шмидта в гор. Улан-Удэ расположена вне пределов территории, собственником которой является ООО «Медицинский центр «Нефрон».

Доводы представителя ответчика о том, что территории, на которых расположены свалки, являются государственной собственностью, не основаны на законе, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования.

Ссылка ответчика на то, что бытовые отходы относятся к отходам потребления, являющимся следствием жизнедеятельности населения, а не осуществления хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, не свидетельствует об отсутствии обязанности Администрации города принимать меры к организации очистки территорий.

Доводы ответчика в письменном отзыве о том, что собственники и наниматели жилых домов в частном секторе в соответствии с Правилами по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в гор. Улан-Удэ должны заключать договора о вывозе бытовых отходов не состоятельны. Дома № 30/1 и № 30/2 по ул. Шмидта, находящиеся в центре города, являются двухэтажными, многоквартирными, и находятся они не в частном секторе.

Таким образом, с учетом результатов проведенной проверки прокурором и согласия ответчика с ее результатами, суд приходит к выводу, что из-за бездействия ответчика на указанной выше территории образовались несанкционированные свалки, что по существу нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с вышеустановленными обстоятельствами суд не может согласиться с доводами стороны ответчика, что администрацией гор. Улан-Удэ ведется работа в этом направлении. Само по себе создание учреждений, на которые возложены функции по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов от населения, в отсутствие контроля за его исполнением, не свидетельствует, что ответчик надлежащим образом при установленных выше обстоятельствах соблюдает исполнение действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, природоохранного законодательства.

Требование прокурора основано на нормах действующего законодательства, предусматривающего обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковое заявление прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию гор. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вблизи дома № 30/2 и дома № 30/1 по ул. Шмидта гор. Улан-Удэ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.

Судья: Васильева С.Д.