ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
25 января 2011г. г.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Бадмаева Д.Н. единолично,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении Индивидуального предпринимателя Будаева А.Н.
УСТАНОВИЛ:
Отделом надзорной деятельности по г.Улан-Удэ Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по РБ в Советский районный суд г.Улан-Удэ направлен протокол об административном правонарушении от 18.01.2011г. №22, составленный Главным государственным инспектором г.Улан-Удэ РБ по пожарному надзору Думновым А.Н. в отношении Индивидуального предпринимателя Будаева А.Н., по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и другие материалы дела.
В судебном заседании ИП Будаев А.Н. вину в совершенном правонарушении не признал, пояснив, что сауна ему передана ОАО «Гостинично-туристический комплекс «Бурятия» вместе с остальными помещениями по договору аренды от 04 мая 2010 года. Действительно, он не отрицает, что на сегодняшний день в самой сауне он сделал ремонт. Однако, деятельность в сауне он пока не осуществляет, поскольку разрешительные документы от соответствующих учреждений (пожнадзор, СЭС и т.п.) должна получить сама администрация гостиницы и передать ему, только после этого сауна начнет функционировать. Считает, что ответственность за размещение сауны в подвальном помещении гостиницы он не должен нести, поскольку размещением сауны изначально занималась сама гостиница. Он же по договору аренды не имеет права производить какие-либо изменения по помещениям гостиницы, в том числе, по их функциональным предназначениям, считает, что все вопросы должны задаваться к арендодателю помещения.
Представитель ИП Будаева А.Н. -адвокат Норбоев В.С. поддержав мнение своего доверителя, просил прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием в действиях Будаева состава административного правонарушения. По мнению адвоката, доказательства того, что Будаев использует сауну по ее прямому предназначению, и, соответственно, ведет предпринимательскую деятельность с ее использованием, административным органом так и не были предоставлены. Что касается непосредственного размещения сауны в подвальном помещении, то все претензии органа пожарного надзора должны предъявляться к самой гостинице, арендодателю сауны. Согласно технической документации, помещение под сауну в гостинице «Бурятия» предусмотрено с момента введения гостиницы в эксплуатацию, с 1993 года. Поэтому ИП Будаев никак не мог размещать сауну в подвальном помещении гостиницы.
В судебном заседании представитель Отдела надзорной деятельности по г.Улан-Удэ Кияткина Е.Н. дала пояснения, аналогичные изложенным в самом протоколе об административном правонарушении.
Выслушав стороны, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующее.
На основании распоряжения Главного государственного инспектора РБ по пожарному надзору от 27 декабря 2010г. №461 по поручению Прокуратуры Советского района г.Улан-Удэ от 24.12.2010г., Отделом надзорной деятельности по г.Улан-Удэ Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по РБ проведена внеплановая проверка ОАО «Гостинично-туристический комплекс «Бурятия» (ген.директор Дубанова Ф.А.) в период с 28 декабря 2010г. по 14 января 2011г., в ходе которой выявлены ряд нарушений требований пожарной безопасности, в числе которых указано нарушение – допускается размещение сауны в подвальном этаже здания гостиницы (п.8 Акта проверки от 14.01.2011г.).
По результатам проверки в отношении Индивидуального предпринимателя Будаева А.Н. возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и принято определение о проведении административного расследования, по окончании которого 18 января 2011г. составлен протокол об административном правонарушении №22. Согласно указанному протоколу, ИП Будаеву, как арендатору ОАО ГТК «Бурятия» и ответственному лицу за противопожарное состояние помещений сауны, расположенной по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Коммунистическая, 47 а (подвальное помещение), вменяется нарушение требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, а именно: «Допускается размещение сауны в подвальном помещении гостиницы, основание: СНиП 2.08.02-89 прил.4.».
Согласно ч.1 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ч.1 ст.38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из смысла вышеуказанной нормы следует, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.
В силу п.3 указанных Правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке,
Приказом Министерства регионального развития РФ от 01.09.2009г. №390 СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" утвержден в новой редакции, с изменением его названия на СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения". Этим же приказом определено, что СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" вступает в силу с 1 января 2010 года.
Согласно приложению 4 прежнего СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", на которые имеется ссылка в протоколе об административном правонарушении, бани сухого жара не содержатся в указанном перечне помещений общественных зданий, размещение которых допускается в подвальных, размещение такого вида помещения возможно в цокольных этажах. Аналогичные правила сохранились и в СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения".
Хотя ни в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, ни в самом протоколе об административном правонарушении №22, не указаны технические характеристики и параметры помещения, позволяющие однозначно определить его конкретное место размещения, – сауны, расположенной в здании подвала (площадь, литер), в судебном заседании при изучении представленной технической документации на здание, было установлено, что генподрядчиком СМУ-4 ОА «Жилгражданстрой» 03 сентября 1995 г. гостиничному комплексу «Бурятия» была сдана сауна на 6 мест, построенная в подвале жилого корпуса гостиничного комплекса. Согласно Акту о приемке в эксплуатацию сауны на 6 мест г/к «Бурятия» от 03.09.1995г. комиссией в составе, в том числе, органа государственного пожарного надзора в лице главного инспектора УГПС МВД РБ Конечных Н.А. и зам.начальника ПЧ-УГПС Приеменко В.В., вышеуказанная сауна была принята в эксплуатацию.
Таким образом, судом установлено, что сауна, расположенная по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Коммунистическая, 47 а и принадлежащая ОАО «Гостинично-туристический комплекс «Бурятия», действительно, размещена в подвальном помещении, что не допустимо, в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности.
Далее, судом установлено, что, начиная с 04 мая 2010г., вышеуказанная сауна как самостоятельное помещение, в числе других помещений гостиницы, сдается по договору аренды ИП Будаеву А.Н. Согласно п.2.3.13 договора аренды, арендатор обязуется соблюдать в арендуемом помещении требования Госпожнадзора.
С учетом установленных в судебном разбирательстве обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что противоправное, виновное действие, вменяемое административным органом ИП Будаеву А.Н., а именно, размещение сауны в подвальном помещении гостиницы, не образовывает состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку, как установлено судом, размещением сауны в подвальном помещении гостиницы Будаев не занимался, сауна сдана и принята в эксплуатацию непосредственно самим гостиничным комплексом в 1995 году. Доказательств, опровергающих данный вывод суда, административным органом не предоставлено, равно, как и доказательств использования ИП Будаевым до настоящего времени в нарушение требований пожарной безопасности помещения сауны в подвальном помещении. Право устройства перепланировки и переоборудования предоставленного в аренду помещения арендатору Будаеву договором аренды не предоставлено. Следовательно, выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору, связанных с размещением конкретной сауны в подвальном помещении гостиницы, в данном случае должны обеспечивать собственник имущества или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом на ином законном основании.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
В силу п.2 ч.1, п.1 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
На основании вышеуказанных норм закона, производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП Будаева А.Н. подлежит прекращению за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием в действиях Индивидуального предпринимателя Будаева А.Н., состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Д.Н.Бадмаева
<данные изъяты>я