Дело № 2-7212 (2011) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 ноября 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе: председательствующего судьи Сидоренковой Е.В. при секретаре Никеенко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой М.С. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Администрации Брянской области о признании права на улучшение жилищных условий и получение субсидии для приобретения жилья, УСТАНОВИЛ: Гончарова М.С. обратилась в суд с иском о признании решения Комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов администрации Брянской области от 10 августа 2011 года недействительным в части отказа ей в выдаче субсидии на приобретение жилья. В обоснование исковых требований ссылается на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Постановлением Выгоничской поселковой администрации Брянской области от "дата обезличена" №... истец принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Комиссией по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Администрации Брянской области было принято решение об отказе в выдаче субсидии на приобретение жилого помещения Гончаровой М.С. Просит признать недействительным отказ Комиссии по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Администрации Брянской области от 10 августа 2011 года в выдаче ей субсидии на приобретение жилого помещения, признать за ней право на получение субсидии на приобретение жилья в собственность, обязать администрацию Брянской области включить ее в список граждан на получение субсидии из числа ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Истец Гончарова М.С. в судебное заседание не явилась, судом надлежаще извещена о времени рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщила, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица. Представитель истца Гончаровой М.С. по доверенности - Максимова С.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить. При этом пояснила суду, что истец в настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО1 В "дата обезличена" истец продала принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, то есть до внесения соответствующих изменений в Указ Президента РФ. Собственного жилья истец не имеет. Представитель соответчика- Департамента строительства и архитектуры Брянской области по доверенности Кургузова Е.Б. возражала против исковых требований, ссылаясь на то, что комиссией по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов администрации Брянской области было правомерно отказано в выдаче субсидии, поскольку Гончарова М.С. умышленно ухудшила свои жилищные условия, продав жилое помещение, принадлежавшее ей на праве собственности в "дата обезличена". Комиссией по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов администрации Брянской области было рекомендовано администрации муниципального образования рассмотреть вопрос законности постановки истца на жилищный учет. Представитель соответчика- Администрации Брянской области по доверенности Латышева О.В. в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав позицию представителя Департамента строительства и архитектуры Брянской области по доверенности Кургузовой Е.Б. Представитель третьего лица - Выгоничской поселковой администрации Брянской области по доверенности Долгий В.М. в судебном заседании полагал возможным принять решение на усмотрение суда. Пояснил, что при постановке истца на жилищной учет жилищная комиссия не усмотрела умышленного ухудшения жилищных условий со стороны Гончаровой М.С. В настоящее время истец состоит на жилищном учете в поселковой администрации. Выслушав объяснения представителя истца, представителей соответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела Гончарова М.С., "дата обезличена" года рождения - вдова участника Великой Отечественной войны. На основании постановления Выгоничской поселковой администрации Брянской области от "дата обезличена" №... Гончарова М.С., проживающая по адресу: <адрес>, включена в списки нуждающихся в жилом помещении как вдова инвалида ВОВ. Согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры Брянской области от "дата обезличена" №..., решением комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов 10.08.2011 г. Гончаровой М.С. было отказано в выдаче субсидии на приобретение жилья в связи с тем, что Гончарова М.С. в "дата обезличена" продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес>, тем самым умышленно ухудшила собственные жилищные условия. Согласно сведениям о регистрации, содержащимся в паспорте, Гончарова М.С. зарегистрирована по адресу: <адрес> - с "дата обезличена" по настоящее время. Согласно Свидетельству о государственной регистрации права №... от "дата обезличена" собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО1 В материалах дела имеется Договор купли-продажи земельного участка и жилого дома от "дата обезличена", заключенный между Гончаровой М.С. (продавец) и ФИО2 (покупателем), согласно которому Гончарова М.С. обязалась передать в собственность покупателя жилое помещение по адресу: <адрес>, д.Упологи, <адрес>, и соответствующий земельный участок, а покупатель обязалась принять указанную недвижимость в свою собственность и оплатить ее. Имеется также передаточный акт от "дата обезличена", заключенный между Гончаровой М.С. и ФИО2 В данном случае суд учитывает, что Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 на момент отчуждения истцом жилого помещения по договору дарения действовал в редакции, предусматривающей обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семьей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», вставших на учет до 1 марта 2005 года. 09 января 2010 года в Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 были внесены изменения, исключившие слова «вставших на учет до 1 марта 2005 года». Таким образом, на момент отчуждения истцом жилого помещения по договору купли-продажи, Гончарова М.С. не имела права на улучшение жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", поскольку она не была поставлен на жилищный учет - до "дата обезличена". Истец была принята на жилищный учет в Выгоничской поселковой администрации Брянской области только лишь в "дата обезличена". Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (п.2). Ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих намеренное ухудшение своих жилищных условий со стороны истца. Также суд учитывает следующее. Основания для отказа в предоставлении субсидии предусмотрены п. 2.1.2.7. Административного регламента по исполнению государственной функции "Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", утвержденного Постановлением Администрации Брянской области от 21.03.2008 N 255 и к ним относятся: неполное представление документов; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий; отсутствие личного заявления. Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Администрации Брянской области, от "дата обезличена" Гончаровой М.С. в выдаче субсидии за счет средств федерального бюджета отказано (без указания причин отказа), администрации муниципального образования рекомендовано рассмотреть вопрос законности постановки ее на жилищный учет. Согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры Брянской области от "дата обезличена" №..., решением комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов 10.08.2011 г. Гончаровой М.С. было отказано в выдаче субсидии на приобретение жилья в связи с тем, что Гончарова М.С. в "дата обезличена" продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес>, тем самым умышленно ухудшила собственные жилищные условия. Однако, в материалах дела имеется постановление Выгоничской поселковой администрации Брянской области от "дата обезличена" №..., на основании которого Гончарова М.С., проживающая по адресу: <адрес>, включена в списки нуждающихся в жилом помещении как вдова инвалида ВОВ. Судом установлено, что в настоящее время указанное решение о признании Гончаровой М.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий никем не оспорено и не отменено. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" истец имеет право на улучшение жилищных условий. Таким образом, суд находит отказ Департамента строительства и архитектуры Брянской области в выдаче субсидии на приобретение жилья Гончаровой М.С. по причине того, что она умышленно ухудшила свои жилищные условия, продав в "дата обезличена" принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, незаконным. В судебном заседании установлено и подтверждается добытыми по делу доказательствами тот факт, что Гончарова М.С. не имеет иных жилых помещений, принадлежавших ей на праве собственности. Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Согласно п.3 Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Администрации Брянской области от 13.09.2006 года №559 меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, в форме единовременной денежной выплаты в виде субсидии (далее - субсидия) на приобретение или строительство жилых помещений. Субсидия используется гражданами по их выбору на: приобретение готового жилого помещения на вторичном рынке жилья; строительство индивидуального жилого дома; приобретение квартиры при участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома. Согласно п.4 данного Положения, главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых для финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, является департамент по строительству Брянской области. Согласно п.7 данного Положения Департамент по строительству Брянской области на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований области и согласованных с управлением социальной защиты населения Брянской области, формирует сводный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Брянской области, отдельно по категориям граждан, перечисленных в подпунктах 2.1 и 2.2 пункта 2 настоящего Положения. При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования Гончаровой М.С. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на улучшение жилищных условий получение субсидии для приобретения жилья. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Гончаровой М.С. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Администрации Брянской области о признании права на улучшение жилищных условий и получение субсидии для приобретения жилья - удовлетворить. Признать отказ Комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в выдаче субсидии на приобретение жилья от 10 августа 2011 года Гончаровой М.С. - недействующим. Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области включить Гончарову М.С. в списки граждан на получение субсидии на приобретение жилья из числа ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение 10 дней. Судья Е.В.Сидоренкова