№2-6796/11 от 21.11.2011 г. - о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-6796 (2011)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи                         Сидоренковой Е.В.

при секретаре                                                      Никеенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Клетнянского района Брянской области в защиту интересов Кортелева В.Н. к Администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Клетнянского района Брянской области обратился в суд в интересах Кортелева В.Н., ссылаясь на то, что Кортелев В.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот. Постановлением Администрации пос.Клетня Брянской области от "дата обезличена" №... Кортелев В.Н. поставлен на жилищный учет. Истец просит суд обязать Администрацию Брянской области предоставить Кортелеву В.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес>.

Определением судьи Советского районного суда г.Брянска от "дата обезличена" к участию в рассмотрении дела в качестве соистца привлечен Кортелев В.Н.

В судебном заседании представитель истца - заместитель Прокурора Клетнянского района Брянской области Середа С.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить. При этом пояснил суду, что Кортелев В.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот. Кортелев В.Н. родился в <адрес> "дата обезличена". Родители Кортелева В.Н. умерли. Кортелев В.Н. находился на полном государственном обеспечении в «<...> школе-интернате». Кортелеву В.Н. было предоставлено жилое помещение по договору социального найма, однако, площадь указанного жилого помещения менее учетной нормы общей площади, установленной на территории <адрес>. При этом в доме отсутствует водоснабжение, газоснабжение, канализация. Соистец неоднократно обращался в Клетнянскую поселковую администрацию Брянской области, однако, до настоящего времени ему жилье по договору найма не предоставлено в связи с отсутствием финансирования.

Представитель ответчика - Администрации Брянской области, представители третьих лиц - Клетнянской поселковой администрации Брянской области, Финансового управления Брянской области, Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежаще.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кортелев В.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот, на полном государственном обеспечении не находится.

Согласно постановлению администрации Брянской области от 20.11.2008г. № 1071 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Обеспечение жилым помещением детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», государственная услуга по улучшению жилищных условий детей- сирот оказывается за счет средств областного и федерального бюджета.

Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года утвержден «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения», который определяет механизм и условия приобретения и предоставления по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, за счет средств областного и федерального бюджетов.

Согласно пункта 3 Порядка, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения или ранее имевшим закрепленное жилое помещение, но утраченное или признанное в установленном порядке непригодным для проживания в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: в результате стихийного бедствия, сноса дома, разрушения (угроза разрушения, аварийное состояние) дома или его части, а также несоответствия общей площади закрепленного жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, учетной норме площади, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании.

Актом проверки Администрации пгт Клентя Брянской области закрепленного за Кортелевым В.Н. жилья от "дата обезличена" установлено, что закрепление за Кортелевым В.Н. жилого помещения является неправомочным, так как его родители не являлись владельцами закрепленного за ним жилого помещения. Комиссия администрации пгт Клетня Брянской области рекомендовала поставить Кортелева В.Н. на жилищный учет, так как он фактически не имеет закрепленного жилья.

Согласно постановлению Администрации пос.Клетня Брянской области от "дата обезличена" №... Кортелев В.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и поставлен в очередь на получение жилья.

Согласно списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, состоящих на жилищном учете в <...> районе Брянской области от "дата обезличена" №..., Кортелев В.Н. состоит в этом списке под номером №....

Согласно Распоряжению Клетянской поселковой администрации Брянской области от "дата обезличена" №... Кортелеву В.Н. временно, до получения благоустроенного жилья, на состав семьи 1 человек, выделено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м. Актом комиссии Клетнянской поселковой администрации от "дата обезличена" установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, расположено в многоквартирном малосемейном жилом доме (бывшем общежитии), является муниципальной собственностью, и состоит из одной комнаты общей площадью <...> кв.м, нет кухни и санузла. Дом неблагоустроен: отсутствует централизованное водоснабжение, канализация, газоснабжение. Кроме того, обследуемое жилое помещение имеет недостаточную площадь, которая меньше учетной нормы площади жилого помещения при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 16 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, утвержденной решением Клетнянского поселкового Совета народных депутатов от "дата обезличена" №.... Комиссия признала Кортелева В.Н. нуждающимся в жилом помещении в соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ.

В материалах гражданского дела имеется сообщение Управления Росреестра по Брянской области от "дата обезличена" №... о том, что запрашиваемая информация о наличии жилья у Кортелева В.Н. не может быть предоставлена, поскольку в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним права Кортелева В.Н. не зарегистрированы.

Согласно справке ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от "дата обезличена" №... сведений о правах Кортелева В.Н. на недвижимое имущество не имеется.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Кортелев В.Н. на полном государственном обеспечении не находится, собственного и закрепленного жилья не имеет.

Оценивая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание следующее.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.         

Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.

Согласно п.3 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утв. Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

На основании изложенного суд находит исковые требования Прокурора Клетнянского района Брянской области в защиту интересов Кортелева В.Н. к Администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма подлежащими удовлетворению, и считает необходимым обязать администрацию Брянской области предоставить Кортелеву В.Н. жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес> в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Клетнянского района Брянской области в защиту интересов Кортелева В.Н. к Администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Администрации Брянской области предоставить Кортелеву В.Н. очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес> в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд в течение десяти дней.

Судья Советского

районного суда г.Брянска                                                 

Е.В. Сидоренкова