Дело № 2-7233 (2011) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 декабря 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе: председательствующего судьи Сидоренковой Е.В. при секретаре Никеенко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Унечского района Брянской области в защиту интересов Чернозем А.В. к Администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Унечского района Брянской области обратился в суд в интересах Юрченко (ныне Чернозем) А.В., ссылаясь на то, что Юрченко (ныне Чернозем) А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма Юрченко (ныне Чернозем) А.В. не имеет. На основании решения жилищной комиссии <...> сельской администрации <...> района Брянской области от "дата обезличена" Юрченко А.В. включена в список граждан на внеочередное предоставление жилья. Истец просит суд обязать Администрацию Брянской области предоставить Чернозем А.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес>. Определением судьи Советского районного суда г.Брянска от "дата обезличена" к участию в рассмотрении дела в качестве соистца привлечена Юрченко (ныне Чернозем) А.В. В судебном заседании представитель истца Прокурора Унечского района Брянской области по доверенности Воробьева Н.В. и соистец Чернозем А.В. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд обязать Администрацию Брянской области предоставить Чернозем А.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес>. При этом пояснили суду, что соистец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением <...> районного суда Брянской области родители соистца были <...>. Распоряжением администрации Унечского района Брянской области №... от "дата обезличена" над Юрченко А.В. была установлена опека, опекуном была назначена бабушка соистца - ФИО За соистцом было также закреплено жилое помещение, однако, данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО После окончания МОУ СОШ <адрес> в "дата обезличена" Юрченко А.В. поступила на обучение в ГОУСПО «<...> медицинский колледж» в <адрес>, который окончила "дата обезличена". В настоящее время проживает в доме своей бабушки - ФИО При этом Чернозем А.В. собственного жилья не имеет, на полном государственном обеспечении не находится. Представитель ответчика - Администрации Брянской области по доверенности Черникова С.И. полагала возможным принять решение на усмотрение суда, пояснив, что обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется на основании утвержденного административного регламента. Регламентом предусмотрен срок для предоставления жилья - не более 180 дней. Просила установить судом срок для предоставления Чернозем А.В. жилья - 6 месяцев. Представитель третьего лица- Администрации Унечского района Брянской области, представители третьих лиц - Финансового управления Брянской области, Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежаще. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Юрченко (ныне Чернозем) А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно постановлению администрации Брянской области от 20.11.2008г. № 1071 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Обеспечение жилым помещением детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», государственная услуга по улучшению жилищных условий детей- сирот оказывается за счет средств областного и федерального бюджета. Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года утвержден «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения», который определяет механизм и условия приобретения и предоставления по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, за счет средств областного и федерального бюджетов. Согласно пункта 3 Порядка, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения или ранее имевшим закрепленное жилое помещение, но утраченное или признанное в установленном порядке непригодным для проживания в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: в результате стихийного бедствия, сноса дома, разрушения (угроза разрушения, аварийное состояние) дома или его части, а также несоответствия общей площади закрепленного жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, учетной норме площади, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании. На основании решения жилищной комиссии <...> сельской администрации <...> района Брянской области от "дата обезличена" Юрченко (ныне Чернозем) А.В. включена в список граждан на внеочередное предоставление жилья под №.... Распоряжением администрации Унечского района Брянской области №... от "дата обезличена" над Юрченко (ныне Чернозем) А.В. была установлена опека, опекуном была назначена бабушка соистца - ФИО, а также за Юрченко (ныне Чернозем) А.В. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Согласно сведениям ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от "дата обезличена", Управления Росреестра по Брянской области от "дата обезличена" жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО на основании справки <...> сельской администрации <...> района Брянской области №... от "дата обезличена". Сохранение за Юрченко (ныне Чернозем) А.В. права на жилую площадь в указанном жилом доме, произведенное администрацией Унечского района Брянской области, не позволяет ей пользоваться жилым помещением, принадлежащем на праве собственности иному лицу. Согласно справке ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от "дата обезличена", Управления Росреестра по Брянской области от "дата обезличена" сведений о правах Юрченко А.В. на недвижимое имущество не имеется. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Чернозем А.В. на полном государственном обеспечении не находится, собственного жилья не имеет, до настоящего времени Чернозем А.В. жилое помещение вне очереди по договору социального найма не выделено. Оценивая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание следующее. Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства. Согласно п.3 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утв. Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья. На основании изложенного суд находит исковые требования Прокурора Унечского района Брянской области в защиту интересов Чернозем А.В. к Администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма подлежащими удовлетворению, и считает необходимым обязать администрацию Брянской области предоставить Чернозем А.В. жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес> в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Унечского района Брянской области в защиту интересов Чернозем А.В. к Администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить. Администрации Брянской области предоставить Чернозем А.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес> в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд в течение десяти дней. Судья Советского районного суда г.Брянска Е.В. Сидоренкова