Дело № 2-7221 (2011) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 ноября 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе: председательствующего судьи Сидоренковой Е.В. при секретаре Никеенко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Клинцы Брянской области в защиту интересов Моргуновой Л.А. к Администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Клинцы Брянской области обратился в суд в интересах Моргуновой Л.А., ссылаясь на то, что Моргунова Л.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма Моргунова Л.А. не имеет. Согласно протоколу заседания жилищной комиссии Клинцовской городской администрации №... от "дата обезличена", утвержденному постановлением Клинцовской городской администрации от "дата обезличена", Моргунова Л.А. поставлена на жилищный учет. Истец просит суд обязать Администрацию Брянской области предоставить Моргуновой Л.А, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес>. Определением судьи Советского районного суда г.Брянска от "дата обезличена" к участию в рассмотрении дела в качестве соистца привлечена Моргунова Л.А. В судебном заседании представитель истца Прокурора г.Клинцы Брянской области по доверенности Бутрим Н.А. и соистец Моргунова Л.А. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд обязать Администрацию Брянской области предоставить Моргуновой Л.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес>. При этом пояснили суду, что соистец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Моргунова Л.А. родилась "дата обезличена" в <адрес>. Решением <...> городского суда Брянской области от "дата обезличена" родители <...>. При установлении попечительства за Моргуновой Л.А. закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Собственником данной квартиры является ОАО <...>. В указанной квартире кроме Моргуновой Л.А. зарегистрированы еще 4 человека, общая площадь квартиры составляет <...> кв.м. В период времени с "дата обезличена" по "дата обезличена" Моргунова Л.А. обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище №...» <адрес>. При этом Моргунова Л.А. собственного жилья не имеет, на полном государственном обеспечении не находится. Представитель ответчика - Администрации Брянской области по доверенности Черникова С.И. полагала возможным принять решение на усмотрение суда, пояснив, что обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется на основании утвержденного административного регламента. Регламентом предусмотрен срок для предоставления жилья - не более 180 дней. Просила установить судом срок для предоставления Моргуновой Л.А. жилья - 6 месяцев. Представитель третьего лица- Клинцовской городской администрации Брянской области, представители третьих лиц - Финансового управления Брянской области, Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежаще. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Моргунова Л.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении не находится. Согласно постановлению администрации Брянской области от 20.11.2008г. № 1071 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Обеспечение жилым помещением детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», государственная услуга по улучшению жилищных условий детей- сирот оказывается за счет средств областного и федерального бюджета. Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года утвержден «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения», который определяет механизм и условия приобретения и предоставления по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, за счет средств областного и федерального бюджетов. Согласно пункта 3 Порядка, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения или ранее имевшим закрепленное жилое помещение, но утраченное или признанное в установленном порядке непригодным для проживания в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: в результате стихийного бедствия, сноса дома, разрушения (угроза разрушения, аварийное состояние) дома или его части, а также несоответствия общей площади закрепленного жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, учетной норме площади, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании. Заявление Моргуновой Л.А. о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, рассмотрено на заседании жилищной комиссии Клинцовской городской администрации "дата обезличена" (протокол №... от "дата обезличена" заседания жилищной комиссии утвержден постановлением Клинцовской городской администрации от "дата обезличена" №....) Соистец была принята в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, на состав семьи 1 человек с "дата обезличена", как сирота. Постановлением Администрации г.Клинцы от "дата обезличена" №... за Моргуновой Л,А. закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Согласно акту обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение межведомственной комиссией Клинцовской городской администрации признано непригодным для проживания. Судом установлено, что Моргуновой Л.А. до настоящего времени жилое помещение вне очереди по договору социального найма предоставлено не было. В материалах гражданского дела имеется сообщение Управления Росреестра по Брянской области от "дата обезличена" №... о том, что запрашиваемая информация о наличии жилья у истца не может быть предоставлена, поскольку в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним права Моргуновой Л.А. не зарегистрированы. Согласно справке ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от "дата обезличена" №... сведений о правах Моргуновой Л.А. на недвижимое имущество не имеется. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Моргунова Л.А. на полном государственном обеспечении не находится, собственного жилья не имеет. Оценивая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание следующее. Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства. Согласно п.3 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утв. Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья. На основании изложенного суд находит исковые требования Прокурора г.Клинцы Брянской области в защиту интересов Моргуновой Л.А. к Администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма подлежащими удовлетворению, и считает необходимым обязать администрацию Брянской области предоставить Моргуновой Л.А. жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес> в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Прокурора г.Клинцы Брянской области в защиту интересов Моргуновой Л.А. к Администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить. Администрации Брянской области предоставить Моргуновой Л.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес> в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд в течение десяти дней. Судья Советского районного суда г.Брянска Е.В. Сидоренкова